02. Вступление

02. Вступление (Примеры духовного прочтения Слова Божиего (Библии))



Лучшим вступлением к теме духовного понимания Слова Божиего послужат цитаты из книги Эммануила Сведенборга «Истинная Христианская Религия» (в переводе С. Пшеничного):

«… Многие отрывки [из Библии] гласят, что Господь придёт на облаках небесных, например: Матф. 17:5; 24:30; 26:64; Марк 14:62; Лука 9:34,35; 21:27; Откр. 1:7; 14:14; Дан. 7:13. Но никто до сих пор не знал, что такое облака небесные; всякий думал, что Он явится на них лично. Тем более было неизвестно, что облака небесные означают Слово [Божие] в его буквальном смысле, и что слава и сила, с которыми Он явится в этот раз (Матф. 24:30), означают духовный смысл Слова. Всё потому, что никто не мог и предположить, что Слово имеет духовный смысл, который в данном случае и составляет суть. Поскольку же Господь открыл мне духовный смысл Слова, и позволил мне общаться с ангелами и духами в их мире, словно бы я был одним из них, то теперь явлено, что облака небесные означают Слово в его природном смысле, а сила означает силу Господа через Слово. Такой смысл выражения "облака небесные" виден из следующих мест Слова:

Нет подобного Богу Израиля, скачущему по небесам, и в величии Своём на облаках. Втор. 33:26,27.

Пойте Богу, хвалите имя Его, превозносите Того, Кто скачет верхом на облаках. Пс. 67:5.

Иегова скачет верхом на облаке лёгком. Исаия 19:1.

Скакать верхом — значит наставлять в Божественных истинах Слова, потому что лошадь означает понимание Слова (см. "Апокалипсис открытый" 298). Всякому понятно, что Бог не скачет верхом на облаках. Далее:

Бог скакал на херувимах, и облака небесные сделал шатром Своим. Пс. 17:11,12.
Херувимы тоже означают Слово (см. "Апокалипсис открытый" 239, 672).

Иегова заключает воды в облаках Своих, и над престолом Своим простирает облако Свое. Иов 26:8,9.

Отдайте власть Богу, сила Его – на облаках. Пс. 67:35.

Сотворит Иегова над всяким жилищем Сиона облако во время дня; ибо слава будет покровом всему. Исаия 4:5.

Слово в его буквальном смысле изображается также облаком, в котором Иегова сошёл на Гору Синай, когда провозгласил Закон. Провозглашённые тогда основы Закона стали началами Слова…»

*   *   *

«… Здесь говорится "Господь", а не "Иегова" по той причине, что Иегова Ветхого завета называется Господом в Новом завете, о чём можно заключить из следующих отрывков. У Моисея читаем:

Слушай, Израиль: Иегова Бог наш есть один Иегова. И люби Иегову Бога от всего сердца твоего и от всей души твоей и всеми силами твоими. Втор. 6:4,5.

Но у Марка:

Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть один Господь. И возлюби Господа Бога от всего сердца твоего и от всей души твоей. Марк 12:29,30.

Также у Исаии:

Приготовьте путь Иегове, уровняйте в пустыне стезю Богу нашему. Исаия 40:3.

Но у Луки:

Пойдёшь перед лицом Господа, чтобы приготовить путь Ему. Лука 1:76.

То же и в других местах. Господь тоже велел Своим ученикам называть Его Господом, и поэтому апостолы называли Его так в своих посланиях, а позже — апостольская церковь. Это видно из их символа веры, так называемого Апостольского символа веры. Причина в том, что иудеи не осмеливались произносить имя Иеговы из-за Его святости, и в том, что "Иегова" означает Божественное Бытие, которое было от вечности, а человеческое, которое Он принял во времени, не является этим Бытием…»

*   *   *

«… Иегова означает Божественную любовь или Божественное добро, Бог означает Божественную мудрость или Божественную истину. Поэтому они в Слове различаются во многих смыслах. В некоторых местах называется только Иегова, в других — только Бог. Где речь идёт о Божественном добре, там упоминается Иегова, а где о Божественной истине — там Бог; если же подразумевается и то, и другое, то говорится о Боге Иегове. У Иоанна ясно видно, что Бог Иегова сошёл как Божественная истина, то есть Слово:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. Все через Него было сделано, и без Него ничто не было сделано из того, что было сделано. И Слово стало плотью, и обитало среди нас. Иоанн 1:1,3,14.

Под Словом здесь понимается Божественная истина потому, что Слово, которое есть у церкви, — это сама Божественная истина, ибо продиктовано Самим Иеговой, а то, что продиктовано Самим Иеговой, есть чистая Божественная истина и ничем другим быть не может…»

*   *   *

«… Божественная истина так крепка по той причине, что Бог есть само добро и сама истина, Он создал вселенную посредством Божественной истины, и все законы порядка, благодаря которым Он хранит вселенную, есть истины. Поэтому у Иоанна сказано, что всё было сделано через Слово, и без Него ничего не было сделано из того, что было сделано (Иоанн 1:3,10), и у Давида:

Словом Иеговы сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их. Пс. 32:6…»

*   *   *

«… У Иоанна говорится:

Слово было у Бога, и Бог был Словом. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людей. Иоанн 1:1,4.

"Бог" означает здесь Божественную любовь, а "Слово" — Божественную мудрость. Божественная мудрость подлинно есть жизнь, а жизнь подлинно есть свет, исходящий от солнца духовного мира, в середине которого — Бог Иегова. Божественная любовь образует жизнь, как огонь образует свет. В огне есть горение и свечение. От горения происходит тепло, от свечения — свет. Точно так же в любви есть две составляющие: та, которой соответствует горение огня, действует внутренне на волю человека, а та, которой соответствует свечение, действует внутренне на разум человека. Отсюда происходят любовь и разумение. Ибо, как уже много раз говорилось, солнце духовного мира излучает тепло, которое в сущности своей — любовь, и свет, который в сущности своей — мудрость. Эти два излучения втекают во всё, что есть во вселенной, и воздействуют на всё внутренне. В человеке они воздействуют на его волю и разум, которые созданы для принятия их: воля — для принятия любви, а разум — для принятия мудрости. Отсюда ясно, что жизнь человека обитает в разуме, и в нём такова, какова его мудрость, а любовь воли служит её мерой…»

*   *   *

«…Известно, что "Иегова" означает "Я есть" и "Быть". Что Бога называли так с древнейших времён, известно из Книги Создания, или Бытия, где в первой главе Он назван Богом, а во второй и последующих — Богом Иеговой. Затем же, когда потомки Авраама, начиная с Иакова, из-за долгого пребывания в Египте забыли имя Бога, оно было снова вызвано в их памяти, о чём сказано так:

Сказал Моисей Богу: как Твоё имя? Бог сказал Моисею: Я есть Сущий. Так скажи Сынам Израиля: Сущий послал меня к вам; и скажи: Иегова, Бог отцов ваших, послал меня к вам. Вот имя Моё вовеки и напоминание обо Мне из рода в род. Исход 3:13-15.

Поскольку Бог один есть Сущий и Бытие, или Иегова, то в сотворённой вселенной не бывает ничего, что получало бы своё бытие не от Него; но каким образом — будет видно ниже. То же самое подразумевается в следующем:

Я Первый и Последний, Начало и Конец, Альфа и Омега. Исаия 44:6; Откр. 1:8,10; 22:13.

Это означает, что Он — один и единственный от первых до последних, от которого всё происходит.
Бог потому назван "Альфа и Омега, Начало и Конец", что альфа — первая буква греческого алфавита, а омега — последняя; и поэтому они означают всё в единой целости…»

*   *   *

«…человеческий ум сам по себе, пусть даже в высшей степени аналитический и возвышенный, конечен, и от конечности в нём никак нельзя избавиться. По этой причине он никак не может быть столь вместительным, чтобы увидеть бесконечность Бога, как она есть в себе, и, следовательно, Бога. Но он может увидеть Бога в тени, сзади, как было сказано Моисею, когда он молился, чтобы увидеть Бога: он был помещён в расселине скалы, и видел Его сзади (Исход 33:20-23). То, что сзади, нужно понимать как то, что видимо в мире, и в особенности то, что постигается из Слова.
Отсюда ясно, насколько напрасно желание познать, каков Бог в Своём Бытии, или в Своей субстанции; но достаточно признать Его по конечному, то есть, сотворённому, в котором заключено бесконечное…»

*   *   *

«… поскольку Святой Дух означает Божественную истину, а она — в Господе и есть Сам Господь (Иоанн 14:6), и поэтому Святой Дух не может исходить откуда-либо ещё, то сказано:

Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен. Иоанн 7:39.
А после прославления:

Он дунул на учеников, и сказал: примите Дух Святой. Иоанн 20:22.

Господь дунул на учеников и сказал это по той причине, что дуновение — это знак, внешне изображающий Божественное вдохновение; вдохновение же — это введение в ангельские общества. Из этого разум может понять, что ангел Гавриил говорил о зачатии Господа:

Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим. Лука 1:35.

А также:

Ангел Господа сказал во сне Иосифу, жениху Марии: не бойся принять Марию себе в жёны, ибо то, что зарождается в ней, — от Святого Духа; и Иосиф не трогал её до того как она родила Сына своего первенца. Матф. 1:20,25.

Святой Дух здесь — это Божественная истина, исходящая от Отца Иеговы, и это исходящее — "сила Всевышнего", которая осенила Его мать. Так что это совпадает с тем, что говорится у Иоанна:

Слово было у Бога, и Бог был Словом: и Слово стало плотью. Иоанн 1:1,14…»

*   *   *

«… Читаем, что при крещении Иисуса открылись небеса и Иоанн увидел Дух Святой, нисходящий как голубь (Матф. 3:16; Марк 1:10; Лука 3:21; Иоанн 1:32,33). Это произошло потому, что крещение означает возрождение и очищение, и то же самое голубь. Всякому понятно, что голубь не был Святым Духом, и Святой Дух не был в голубе… Это явление подобно многим видениям пророков, например явлению Агнца на горе Сион Иоанну (Откр. 14:1 и в других местах).
Кто же не знает, что Господь не был этим ягнёнком и не был в нём, но что ягнёнок — это изображение Его невинности?..»

*   *   *

«…Что Господь возрождает человека верой и милосердием, понятно из сказанного Иоанном Крестителем:

Я крещу вас в воде для покаяния, но идущий за мною будет крестить вас Святым Духом и огнём. Матф. 3:11; Марк 1:8; Лука 3:16.

Крестить Святым духом и огнём — это значит возрождать посредством Божественной истины, то есть веры, и Божественного добра, то есть милосердия. То же самое подразумевается в следующих словах Господа:

Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Бога. Иоанн 3:5.
Вода здесь, как и везде в Слове, означает истину в природном или внешнем человеке, а дух — истину от добра в духовном или внутреннем человеке…»

*   *   *

«… В Слове обычно добро мудрости или любви обозначено и представлено "золотом". Все золото, бывшее в ковчеге, в храме, на золотом столе, на светильниках, на сосудах, на одеждах Аарона, означало и представляло собою добро мудрости или любви. Золото имеет то же значение у пророков, как у Иезекииля:

Твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра (Иез 28:4).

Здесь ясно сказано, что "золото и серебро", или добро и истина, исходят от мудрости и от разума, ибо "серебро" здесь означает истину, как также и в ковчеге и в храме. У Исаии:

Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят хвалу Сущего (Ис. 60:6).

А также:

Когда же Иисус родился, пришли мудрецы с востока и поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и мирру (Мф. 2:1, 11).

Здесь также "золото" означает добро; "ладан и мирра" – приятности, потому что они происходят от любви и веры и называются хвалою Сущего. Поэтому у Давида сказано:
И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его (Пс. 71:15)…»

*   *   *

«… Истина веры обозначена и представлена в Слове драгоценными "камнями", например теми, которые были на судном наперснике и на нарамниках эфода Аарона. Золото, гиацинт, пурпур, багряница двойной окраски и крученый виссон, которые были на наперснике, прообразовывали присущее любви, а драгоценные камни – присущее вере, исходящей от любви; также как два "памятных камня" на нарамниках эфода, которыми были ониксы в золотых оправах (Исх. 28:9-22). Это значение драгоценных камней также видно у Иезекииля, где говорится о человеке, обладающем небесными богатствами – мудростью и разумом:

Полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего (Иез. 28:12, 13, 15).

Из этих слов каждому должно быть ясно, что здесь понимаются небесные и духовные свойства веры, а не камни; притом каждый камень представляет некоторую сущность веры…»

*   *   *

Если кого-то из прочитавших вышеприведённые цитаты заинтересовало, почему именно такое прочтение Слова Божиего называется духовным – предлагаю перейти к следующему разделу по порядку номеров…


Рецензии