06. Post Scriptum

В качестве послесловия ко всему тому, что уже было сказано о духовном смысле Слова Божиего (Библии) в предыдущих разделах, хотелось бы привести следующие цитаты из книг Эммануила Сведенборга «О Небесах, о Мире Духов и об Аде», «Учение Нового Иерусалима Относительно Священного Писания» и «Истинная Христианская Религия»…
 
«… 304. Человек создан таким образом, чтобы между ним и Господом была связь и соединение, а с небесными ангелами – одно только сообщение (consociatio). Причина этого заключается в том, что человек по созданию своему и относительно внутренних, духу его принадлежащих начал подобен ангелу, ибо у человека, как и у ангела, есть воля и есть разум. Вот почему после смерти своей, если только он жил согласно Божественному порядку, он становится ангелом, и тогда мудрость его уподобляется ангельской. Когда же говорится о соединении человека с небесами, то под этим разумеется его соединение с Господом и сообщение с ангелами…
Кроме того, человек отличается от ангелов тем, что он не только живет в духовном мире, по внутренним началам своим, но и в природном мире, по своим внешним началам…
… 305. Но так как человек внутренними началами своими отвратился от небес и обратился ими к миру и к самому себе по любви своей к себе и к миру… то Господом предусмотрено было посредие (medium), которое могло бы служить для небес основанием и соединить их с человеком. Это посредие есть Слово…
… 310. Мне случалось, беседуя с ангелами о Слове, говорить им, что некоторые люди презирают его за простой слог и что никто ничего не знает о внутреннем смысле его, вследствие чего никто и не верит, чтобы столь высокая мудрость могла скрываться в нем. На это ангелы отвечали, что слог Слова хотя и представляется простым в буквальном смысле, но тем не менее таков, что ничто не может сравниться с ним в превосходстве, потому что Божественная мудрость сокрыта в нем не только в каждом изречении, но даже в каждом слове, и что эта мудрость сияет светом на небесах. Они хотели сказать этим, что Слово есть свет небесный, потому что оно есть Божественная истина, а Божественная истина на небесах сияет светом… Они сказали также, что без такого Слова люди нашей земли были бы лишены всякого небесного света и, следовательно, всякого соединения с небесами, ибо насколько свет небесный присутствует в человеке, настолько он соединяется с небесами и настолько посредством Слова открываются для него Божественные истины. Если человек не знает, что это соединение совершается через соответствие духовного смысла Слова с его природным, то это происходит оттого, что человек этой земли ничего не знает о духовном мышлении ангелов и об их речи и что их речь и мысль отличны от природной человеческой. Не зная этого, человек никак не может знать, что такое внутренний смысл Слова и, следовательно, что посредством этого смысла может совершаться такое соединение. Они сказали еще, что если б человек ведал про этот смысл и при чтении Слова хотя несколько им руководствовался, то он достиг бы внутренней мудрости и, кроме того, соединился бы с небесами, ибо через этот смысл он стал бы причастен мыслям ангельским…»
 
«… 113. Многими опытами дано мне было знать, что посредством Слова имеется сообщение с Небом. Kогда я перечитывал Слово, от первой Главы Исаии даже до последний Малахайи, и Псалмы Давида, мне дано было ясно познать, что каждый стих сообщается с каким-либо обществом Небесным, и что, таким образом, всё Слово находится в общении с целым Небом…»
 
«… 238. Слово в своём буквальном смысле подобно ларцу, в котором уложены одни над другими драгоценные камни, жемчужины и диадемы. Человек, который считает Слово святым и читает его ради пользы своей жизни, относительно мышления своего ума подобен тому, кто держит этот ларец в руках и бросает его в небеса; в полёте он открывается, и драгоценности из него попадают к ангелам, которые наслаждаются, любуясь ими и рассматривая их во всех подробностях. Удовольствие, которое они от этого получают передаётся людям и возникает сообщение и совместное постижение. Ради этого сообщения с ангелами и в то же время соединения с Господом было установлено Святое Причастие, в котором хлеб становится в небесах Божественным добром, а вино – Божественной истиной, и то, и другое – от Господа. Это соответствие существует от создания мира с той целью, чтобы ангельские небеса и церковь на земле, а вообще – духовный мир с природным миром, составляли одно, и Господь соединял Себя одновременно с тем и другим…»


Рецензии