Барсик

Семнадцать лет назад он появился в нашем доме, крошечный полосатый комочек.  Так сложилось, что моя тёща загрустила после отъезда внучки и правнучки в Североморск, к мужу и папе.  «Доченька – просила она – давай заведём котеночка, очень скучно, пока вы на работе, а так будет с кем общаться!»
В это самое время наша знакомая предлагала всем новорожденных котят. Забавная пузатая мелюзга, с уже открывшимися глазками, ползая по квартире, исследовала мир, оставляя памятные заметки, отчего в квартире стоял характерный «кошачий» запах. Жена выбрала полосатого котёнка, который показался ей более игривым, и принесла домой, спрятав от холода за воротом пальто.
Первые дни маленький питомец пытался «оживить» и нашу квартиру, придавая холмистый рельеф слишком плоскому полу и пуская ручейки вдоль плинтуса. Я был излишне строг, ругая и трепля его за холку, тыкая носом в эти безобразия. Жена напротив, проявила терпение, отслеживала его действия, относила на мисочку, когда он начинал где-либо «пристраиваться» и подкармливала вкусненько, после «правильного» посещения туалета, и уже через месяц наш Барсик усвоил эти уроки и начинал громко мяукать, если дверь туалета с его персональной мисочкой была закрыта, а также после окончания «процедуры».
Тёща была несказанно рада своему юному компаньону. Первое время она заворачивала его в детское байковое одеяльце, как в пеленку, и носила, как младенца, с собой, то в спальню, то в комнату, не расставаясь с ним ни на минуту. Может быть поэтому, он так любит сидеть на коленях и позволяет носить себя на руках, прижимаясь к телу, и мурлыкая. С появлением Барсика, так мы назвали котёнка, жизнь в семье оживилась, было на кого направить поток любви и нерастраченной ласки. 
С интересом мы рассматривали нашего кота.
Тёмная спинка была серо-полосатой, белая манишка на груди плавно переходила в серенький животик, который, со временем, приобрел белизну с рыжеватой опушкой, а на голове, над переносицей, образовалась буква М, увенчанная  короной. На лапках были не только белые сапоги, но и белые перчатки, правда, носил он их небрежно, они были несимметрично полуспущены.
После работы хотелось поиграть с озорным созданием, и каждый играл с ним по-своему.  Жена в коридоре постукивала пальцами по стене. Барсик, присев, начинал ерзать, готовясь к старту, а затем, подпрыгивал и обхватывал лапками  руку хозяйки в районе локтя. Если он хотел поиграть, а Лариса этого не понимали, он бежал за ней и бил лапой по ногам.
 Когда играл со мной, то прятался за выступ стены коридора, откуда сверкали только зелёные глазки. Я скатывал в шарик фольгу или обертку от конфетки и щелчком пальца посылал в направлении импровизированных «ворот». «Вратарь» пулей выскакивал из-за угла, перехватывая «мяч». Затем, удовлетворенный, он приносил в зубах, либо отбивал лапой тот шарик к моим ногам. Став постарше,  он требовал начала игры, встав на задние лапы, и опершись выпущенными когтями в обои на стене коридора. Это был ультиматум. Если я или супруга не соглашались на игру в данный момент, он делал рывок и клочья обоев были немым укором несговорчивому хозяину. Конечно, это не сходило с рук озорнику. Веником или сложенной газетой я наказывал его, не больно, но «внушение» какое-то время действовало.  Рваные раны обоев сначала подклеивали, а потом заменяли в этом месте новыми. Став постарше, он прекратил этот шантаж и прыгал на стенку, не выпуская когтей. У меня есть фотография, снятая ещё плёночным аппаратом, на которой видно, как Барсик прыгает на стену коридора всеми четырьмя лапами.
«Тренировки» не прошли даром. Весной мы поехали на дачу. За зиму в дом пробрались полевые мыши и нам приходилось расставлять мышеловки, молочные бутылки с сыром, чтобы их выловить.  В один из дней я заметил, что наш котенок обеспокоенно ходит вдоль дверцы буфета, напрягается и пытается её открыть. Его охотничий азарт передался и мне, поэтому открыв дверцу, я начал доставать кастрюли и банки, мешающие коту проникнуть в буфет. Наконец, нетерпеливый охотник ворвался в образовавшуюся брешь и, торжествуя, выбрался наружу. Горделивая осанка, висящая в зубах тушка мышонка, показали, что беспокойство Барсика не было напрасным. Он положил свою добычу на пол и ходил вокруг, урча и вздыбив шерсть. Таким пушистым мы его никогда не видели. Стоило мышонку стронуться с места, как Барсик бросался на противника и хватал за горло зубами. Надо учесть, что наш питомец сам был ещё мал и мышонок выглядел рядом с ним внушительно. Времени стоять на четвереньках у буфета, дожидаясь, пока Барсик наиграется вдоволь, у меня не было, поэтому я отнял законную добычу и утопил в ведре. Возмущение и обида охотника были во всей его фигуре, но он не потерял азарта и бросился вновь на поиски вытащил другого мышонка из буфета. На этот раз я дал дольше времени коту поиграть с законной добычей, закрыв дверцу буфета, чтобы не ускользнули остальные члены мышиной семьи, и второй мышонок отправился в подводное путешествие, уже окончательно задушенным.   Третьего и последнего мышонка мы ловили уже вместе. Непонятным образом сумела ускользнуть мать семейства, и сколько мы ни рыскали по нижнему  отделению буфета, так её и не нашли.
На следующей неделе, приехав в выходные на дачу, мы услышали об ещё одном подвиге нашего героя. Тёща услышала на кухне непонятную возню. Войдя туда, она увидела сражение Барсика с крупной мышью-мамой. Она была крупнее и опытнее мышат, поэтому нашему охотнику было трудно справиться с такой большой добычей. Силы его были на исходе, и он применил приём, о котором я раньше не слышал, но до сих пор вспоминаю с удивлением. Напрягшимся хвостом, как булавой, он начал колотить мышь. Та, ослабев, потеряла инициативу, и Барсику удалось прикончить её. Урча, он бегал вокруг поверженного врага, Тёща  пыталась пригладить его вздыбленную шерсть и с удивлением почувствовала, что хвост его стал твёрдым как дубинка, поэтому мышь и потеряла силы от этих ударов. Лишь через полчаса хвост его снова приобрёл мягкость, вздыбленная шерсть опустилась.
В первый приезд на дачу котик был напуган, что из дома выходил на полусогнутых лапах, стелясь по земле. Ощутив желание пописать, он бежал в дом и искал свою кювету, но, со временем, он стал, как и все местные кошки, «удобрять» огород, разрывая грядки. Первое время он приходил ночевать сам, а потом, почувствовав волю, познакомившись с местными кошками, он влился в кошачье сообщество, и больших трудов стоило разыскать его вечером и загнать домой. Днём он выполнял свои кошачьи обязанности по охране огорода и сада от мышей и птиц. Птиц, правда, он признавал, к нашей радости только крупных: дроздов, ворон, голубей и кур. Синичек, мухоловок, зябликов и воробьёв нам ни разу не приходилось выручать из его пасти  или хоронить, как происходило у других соседей.
Не пускал он на огород и других котов, поэтому поздними вечерами мы, нередко, слышали урчание и вопли, стоны и рыдания то нашего кота, то его соперников. Подружился он с соседской кошкой Алисой. Видя их дружную парочку, у меня в памяти всплыла сказка о  Буратино, поэтому я называл их Киска Алиска и Кот Барсилио. Это ласковое прозвище, видимо, нравилось и ему, поскольку я так звал его в минуты хорошего к нему расположения.
У сестры, живущей на даче неподалёку, был пёсик, карликовый фокстерьер, белый с рыжими и черными пятнами, очень дружелюбный и забавный. Уморительно он пытался поймать струю воды из шланга при поливке огорода, забавно крутился волчком, пытаясь укусить себя за обрубок купированного хвоста. Прибежал он как-то самостоятельно, без приглашения на наш участок, видимо с визитом дружбы для знакомства. Барсик дремал в полуденном зное в тени куста развесистой красной смородины, как вдруг собачья морда сунулась в его укрытие и начала дружелюбно повизгивать. Генетическая память подняла лапу Барсика и опустила с уже выпущенными когтями на моську собаки.  Обиженно заверещав, пёс отпрыгнул от куста, но кот выскочил из укрытия и преследовал удирающего стремглав пса до границы между участками, где гордо уселся.
Участки в нашем садоводстве, так исторически сложилось, не отгорожены друг от друга. Пока мы не имели живности, это не нарушало наших дружественных отношений с соседями. Но кто-то завёл кроликов, кто-то коз. Наш сосед решил вырастить курочек и купил по случаю дешёвых цыплят в инкубаторе с расчётом, что половина их не выживет. Эти цыплята оказались закалёнными и выжили все. Голодной толпой они шатались по соседским огородам, склёвывая ягоды и  подрывая корни кустов клубники, склёвывая низко висящие ягоды смородины. На все замечания их хозяин беспомощно разводил руками и говорил: «Мне никак за ними не уследить». Потом начинал зло ругать этих цыплят, кидать в них камни и палки, попавшие под руку, пока хозяева разрытых гряд не начинали жалеть «бедных сирот». Барсик, уже усвоивший границы участка, ограниченного канавками, следил, чтобы чужая живность не забредала к нам. Однажды, выйдя из дома, он увидел стайку уже выросших до товарного вида цыплят, вновь разрывавших гряды. Низко приседая на лапы, он подкрался близко к «нарушителям» и внезапно выскочил, как лев на стаю страусов. Испуганные птицы бросились врассыпную, а одна, замахав крыльями, взлетела на яблоню. Это не спасло её от преследования. Барсик начал карабкаться по стволу. Поняв, что от возмездия не скрыться, молодая курица с истошным кудахтаньем летела с верхушки яблони прямо на соседский участок. Наш «пограничник», спрыгнув с дерева, преследовал по земле улетающего нарушителя, но на границе участка остановился и, гордо задрав хвост, дефилировал перед нами. Мы, будучи свидетелями этой сцены, хохотали в голос, и он был доволен нашим поощрением и в дальнейшем так же стойко преследовал «нарушителей границ».   
Наши сборы на дачу Барсик всегда чувствует и заранее прячется под кровать в тот решительный момент, когда всё уже собрано, упаковано, отнесено в машину, остается только закрыть двери квартиры. Приходится вставать на четвереньки и за лапу вытаскивать упирающегося любимца. В машине он сидит тихо до той поры, пока не выезжаем на скоростное шоссе, но молчит лишь до разрешённой скорости 90 км/час. На обгоне при скорости 110 км/час он начинает вопить, как машина ДПС, отдельными мерными сигналами. При подъезде же к даче он километра за четыре узнаёт места, умолкает  и начинает проситься наружу, барабаня по окну дверцы машины.
Так же чувствует он и сборы с дачи. Всеми силами стремится избежать посадки в машину. Жара лета 2010 года, наверно, войдёт в историю. До самого захода солнца мы ждали уменьшения температуры. Все вещи уложены в машину, мы одеты по-городскому. Закрыты двери времянки, гаража. Остаётся только отловить Барсика, запихнуть его в «переноску», чтобы он не бегал по салону автомобиля и не цеплялся когтями в плечи, когда я веду машину. Полчаса, час, два мы проводим в напряжённом ожидании, когда он захочет есть и выйдет к дому, а его всё нет.
Мы ходим по участку, заглядываем под кусты, где он любит сидеть, зовём Барсика, завлекая его словами: «Скорей-скорей иди покушать. Мясо-мясо» и нигде не находим.
 Устав от поисков, жена садится на скамейку и начинает обдумывать, не остаться ли нам до утра.
Через какое-то время она замечает странную птичку, которая, попискивая, привлекает её внимание, прыгает с ветки на ветку. Птичка то складывает, то распускает хвост и помахивает им, как веером. Супруга сосредоточилась, наблюдая за странным поведением этой серой невзрачной пичужки, и вдруг услышала какие-то тихие странные всхлипы, переходящие в храп. Поднявшись со скамейки, жена пошла на эти звуки, сунула руку в заросли травы, и нащупала нашего любимца, распластавшегося в канавке между участками, крепко спящего и стонущего во сне. Молодец птичка…
Летом к нам приезжают внуки и привозят волнистого говорящего попугайчика Карлушу. Нам было страшно, что кот с попугаем вместе не уживутся. Но первое знакомство прошло благополучно. Барсик, увидев птицу, взобрался сверху на клетку и пытался продеть лапку сквозь её прутья. Но попугай оказался смелым, клюнул протянутую лапу. Кот выдернул лапу, а попугай его за другую лапу щипнул. Барсик как на горячей сковородке переминался, отдергивал лапы, и в конце концов спрыгнул с клетки
. Попугая он больше не обижал, лишь изредка его лапа робко тянулась к птичке, но он сам её отдёргивал, преодолевая инстинкт. Супруга даже сфотографировала близко сидящих на мне кота и попугая.
Говорят, что коты, порой, лечат своих хозяев. Наш кот тоже не являлся исключением. Сейчас, когда я ложусь спать, Барсик, потоптавшись на моём оперированном животе, переходит на область сердца и, полежав минут десять, уходит в сторону, так как я втолковал ему, что всю ночь мне не выдержать его тяжесть. Но, когда меня прихватывал артрит в ноге, ему не надо было говорить, где меня грызёт отложение солей, он сам укладывался на больное место и мучительная боль утихала. Так же случалось и при приступах головной боли. За это я называю ласково «ЭскуЛапушка».
 «Доброе слово и кошке приятно».  В правоте этой поговорки мы  убеждались неоднократно. Но, порой, Барсику нужно просто общение и понимание. В именах многих котов и кошек есть буква «Р». Древние приручители кошек, видимо отметили отзывчивость этих одомашненных компаньонов на этот звук. Так, и я однажды почувствовал подобие живого диалога между нами, когда гладил сидящего на руках кота и приговаривал: «Барррсик, хоррроший, мурррлыка, котяррра, крррасавец, Мурррчелло Мастрррояни…». На каждый звук «Р» он откликался звучным урчанием. Мне понравилась эта игра, и я начал перечислять все знакомые мне слова с этой буквой и даже, когда я дошёл до слов «растрёпа, хитрый безобразник, озорной  разбойник, храбрый гангстер», наш диалог не прекратился. Но ощущение, что кот нас понимает, всё равно остаётся.
Большинство известных мне «собачников» и «кошатников», по отношению к своим питомцам, называют себя «папой» и «мамой». Действительно, животные, как и дети, судьбой посланы каждой конкретной семье и вместе проживают значительный отрезок жизни. Но, если человек наделён даром речи, чтобы дать имя (не хочется называть это кличкой), позвать, скомандовать, приласкать или отругать животное, то питомцы наши имеют весьма ограниченный набор звуков для общения со своими «родителями».
Тем не менее,  по интонации, по осанке мы, с течением времени, понимаем, что они хотят нам «сказать». В одной семье в Мурманске видел я собаку, которая, поощряемая кусочками сыра, говорила «Ма-ма!». И наш Барсик, когда видит, что я не понимаю или не обращаю внимания на его просьбы, бежит к супруге и отчаянным голосом вопит: «Ма-а!» или «Маам!» и его просьба встречает полное понимание и выполняется.
Вот сейчас 2010 год, я, полусидя, лежу на кровати. На коленях моих ноутбук, на котором я одной рукой набираю этот рассказ, а другой пододвигаю его повыше, так как на груди примостился мой любимец. Ему нужны ласка и внимание, он заглядывает в мои глаза, а в душе моей возникает чувство, что он видит в них больше, чем зрачок или сетчатку  глаза, он видит мою душу, читает мои мысли, он безмолвно говорит со мной, он тихо жалуется, что тяжело быть старым и больным (ведь ему уже 17 лет, а по "человечьим меркам" целых 102 года ), страшно приближение ухода в иной мир. И я спрашиваю его: «Ты хоть знаешь, про кого я пишу?». Он вздёргивает мордочку вверх и отвечает вопросительно: «Мр-р мя?» и мне понятно, что он сказал: «Про меня?»…


Рецензии
Здравствуйте, Николай. Рассказ написан художественно-занимательно, и я узнал много новых подробностей о жизни и повадках котёнка. Видно ваше трогательное отношение к животным. У меня есть тоже рассказ под названием Барсик (далось любителям кошачьей поросли использовать это довольно "редкое" имя). Мой же Барсик в зарисовке "Одноглазый бандит" был патологически не нормальным: гонялся за собаками, бросался под колёса машин, лез под топор, когда я заготавливал двора на даче. Пришлось его отнести далеко от дома и бросить у чужих домов- пусть другие помучаются с ним. Часто с жалостью вспоминаю это жизнерадостное сознание, но как ветеринарный врач был недалёк от мысли усыпить его.

Юрий Боченин   03.01.2021 11:09     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв. Животные все разные, даже с одинаковым именем. Ваш рассказ с таким же названием не нашёл, чтобы сравнить. Животных люблю и сейчас в доме снова кот, но с совершенно другими повадками. Был забавный говорящий попугай http://proza.ru/2020/05/05/2135, случайно прилетевший к нашей даче - подарок судьбы, хотя моя специальность далека от животных и птиц.

Ник Худяков   02.01.2021 23:37   Заявить о нарушении
Рассказ о моём Барсике называется "Одноглазый бандит". Прошу извинить за забывчивость.

Юрий Боченин   03.01.2021 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.