Рязанские меровинги
Эти периоды нами были выбраны неслучайно, во-первых исторически наш районный центр, не был ни центром волости, ни центром уезда. Так что его история зачастую относится к соседним районным центрам. В то время как для популяризации привлекательны всегда центры а не периферия. Во вторых междуречье рек Пары и Тырница в исследуемые периоды как раз и являлось политическим центром Среднего Поочья. В третьих за время работы музея был накоплен огромный материал по исследованному периоду, превосходящий все аналогичные коллекции, областного центра и ГИМа. Ну и наконец это время характеризуется тем что хотя материалов накоплено много, скудность письменных источников об этом периоде позволяет широко использовать гипотетический ресурс. Все это позволило, опираясь на имеющиеся ресурсы начать нашу работу.
Прежде всего в в 70е-80е годы в рамках работы по своду археологических памятников Гавриловым А.Н. была проведена доскональная разведка территории нашего района. Это позволило в вести в научный оборот множество археологических памятников. Следующим этапом работы стало изучение ряда могильников А.Н.Гавриловым и М.М.Макаровым. Давшие огромный фактический материал по истории культуры Рязано-Окских могильников. Чуть позже эта работа была продолжена И.В.Белоцерковской и И.Р.Ахмедовым. На следующем этапе началось с одной стороны широкое привлечение исследователей из института археологии, ГИМа, Эрмитажа и тд. к введению в научный оборот и публикации материалов. С другой стороны была начата работа по изготовлению реконструкций костюма, популяризация темы на научных конференциях и съёмка научных фильмов. Первый, из них вышел в 1985 году снятый кинооператором Андреем Кирисенко. Итогом этой работы стали первоначальные результаты и предварительные выводы, популяризацией которых в музейной экспозиции мы и занимаемся. Музея построенная по наукоемкому принципу, достоверна, но тем самым ограничена для создания виртуальной среды атрактивной для восприятия посетителя. Однако в совокупности с исторической реконструкцией, историческим мифом, но не профанацией, она может создать конкурентоспособный исторический продукт, который сможет потягаться и с мировой историей.
Попробуем предложить синтетическую модель исторической ретроспективы истории Среднего Поочья.
Около трех тысяч лет тому назад, на территории Рязанщины жили ираноязычные поздняковские племена, все больше попадающие со временем под влияние скифоидных культур, в итоге это привело к формированию культуры тычковой керамики. В киммерийское время с востока по Оке начинается продвижение поволжских племен круга текстильной керамики, приведшее в результате к формированию аутентичной Городецкой культуры которая долгое время доминировала в регионе. Птолемей именует земли к северу от верховий Танаиса (Дона) Гиперборея, также она называется и на ряде европейских карт 15-16 веков. По мнению академика Рыбакова (Рыбоков Б.А. ГЕРОДОТОВА СКИФИЯ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗМ., Издательство «Наука», 1979. ) античные авторы именовали носителей городецкой культуры «тиссагетами». Это был миролюбивый народ промышляющий в лесу зверя с помощью небольших луков, стрелы которых были снабжены маленькими наконечниками. Жили они преимущественно на небольших городках рассположенных в местах укрепленных самой природой, при слиянии двух рек или оврагов, с напольной же стороны городищ насыпался один или несколько валов. Но вот на рубеже второго и третьего века нашей эры их спокойную и размеренную жизнь закончилась.
Еще до нашей эры с территории Западной Сибири начался пассионарный импульс вызванный носителями Саргасской культуры, приведший к движению на запад народов Предуралья и Поволжья, эта евразийская волна захлестнула всю территорию восточной Европы, и включив в её этнический состав финно-угорские народы. В процессе этого великого переселения пришельцы смешивались с сарматами, балтами и готами, в результате чего на среднею Оку пришёл очень высоко милитаризованный союз племен подчинивший себе всю территорию Волго-Окского междуречья и доминирующий в нем более 500 лет. Гавритухин И.О., Обломский А.М. РАН ИА ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В СЕРЕДИНЕ I ТЫСЯЧИЛЕТИЯ Н.Э., МОСКВА 2007 стр. 391. Не исключено что сарматское наследие как компонент сложения этого народа нашёл отражение, в его воинских традициях важное место в которых занимали женщины воительницы, «амазонки». К поясу которых были приторочены человеческие скальпы, которые вероятно давали им право на инициацию или замужество.
Готский историк Иордан, в своем произведении «Гетике» так описывает наш край « народы Морденс и «Меренс в Мещере», (И. В. Зиньковская О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СПИСКА "СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ" В "ГЕТИКЕ" ИОРДАНА, Этнографическое обозрение, № 4, 2011, C. 123-133. Москва.) топоним мещера существует и по ныне, а названия Мордвы и Мери также всем прекрасно известны, но были эти названия самоназванием для народов, живущих в Мещере?
По всей видимости, название народа меря произошло от угро-финского слова «мёри», что означало «человек». Тоже самое в переводе с иранского означает и «мордва». Хотя немаловажно что «мор», в русской языковой традиции отождествляется со смертью, и связан с таким словам как «мародёр» что весьма подходит нашим высоко милитаризованным войнам. Примечательно что в 882 году меря принимала участие в военных походах Олега, на Смоленск, Любеч, Киев.
Нынешняя мордва также не отождествляет себя с этим именем, называясь племенными именами, из которых наиболее близко Рязанским Финно-уграм, Эрзя. Быть может и сама Рязань происходит от модификации этого слова. Самоназвание эрьзя, впервые зафикси-ровано, как принято считать, в письме хазарского кагана Иосифа (X век), где в ряду подчинённых хазарами народов, упоминается народ arisu. Возможно, это же имя (эрзя) стало основой для названия загадочной страны Arsa(niya) или Arta(b), упоминаемой в трудах арабских географов с X века как один из трёх основных центров русов, наиболее труднодоступный для иноземцев.
Другое упоминание мы читаем у арабского путешественника Ал-Истахри который сообщает следующее: «Еще племя называется Артания (al-Artanija), а царь его живет в Арте (Arta). Люди отправляются торговать в Куябу! Что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их (присоединяться к ним) и вступить в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». Ибн-Хаукаль почти дословно повторяет это сообщение, только вместо слов «наиболее отдаленное» у него сказано «наиболее высокое», Арта названа городом и в списке вывозимых товаров прибавлены черные лисицы и ртуть или рабы. В книге «Худуд ал-алем» (называемой также по имени открывшего ее ученого «рукописью Туманского») в качестве товара, вывозимого из Артании (Уртаба), указаны «очень ценные клинки и мечи, которые можно сгибать пополам, и когда отнять руку, они возвращаются в прежнее положение». Видный археолог А.Л. Монгайт пришел к выводу,что таким сильным государством на территории Рязанщины вполне могла являться Артания, которую упоминают арабские источники. (Монгайт А.Л. Рязанская земля. Изд. Академии наук СССР. М., 1961г. ) Долгие годы особой критике (за исключением меха и рабов) подвергались вывозимые из Артании мечи и свинец. Пока иследония найденых здесь на Рязанщине мечей не показало что изготовлялись они из дамасской стали (А. П. Гаврилов. Дамасские мечи V—VII вв н. э. из Шиловского района Рязанской области., Военная археология. Сборник материалов Проблемного Совета «Военная археология» при Государственном Историческом музее. Выпуск 2. Москва, 2011. ,Гаврилов А.П. Дамасские мечи в материалах культуры рязано-окских могильников., Альм. по истории и культуре Мещёрского края. Москва 2015. ) а на Тереховском городище (одном из предполагаемых мест расположения столицы Арты, были найдены свинцовые пластины и брусочки явно товарного качества. Артан (Арсань) обозначен на ряде арабских карт 7-10 века, на притоке Волге в сторону, от притока на котором расположен Булгар, что также подтверждает выводы Монгайта, по соотношению Волги, Оки и Камы.
Придя на Рязанщину, Рязано-Окцы подчинили себе живущие здесь племена Тиссагетов, и со временем создали варварское королевство Артанию на манер европейских. В их среде существовали касты, и аристократия, воинская иерархия и жреческое сословие. Население группировалось вокруг политических и религиозных центров и феодальных усадеб. Именно это государство на Средней Оке легло в основу формирования северо-восточной Русси, и возникшего на её территории Московского государства и нашей России. Примечательно что именно Рязано-Окская политичность военнодемократического института вождества, легла в основу нашего многонационального и веротерпимого государства. С удивительнейшей системой само идентичности граждан, когда Русский это по сути не национальность, а степень определения принадлежности к государству. Вспомните как Русскими дворянами становились литовские шляхтичи, татары и многие другие иноземцы выбравшие своей судьбой честь служения России. Тоже касается и вероисповедания Рязано –Окцев, интернационального по своему духу, в пантеоне которых уживались и культ Великой Богини Ангепатяй, германский Тор, культ явно связанный с почитанием неба и солнца. Немаловажно что с приходом на среднею Оку Рязано-окцев здесь впервые появляться вещи связанные с христианством, что ставит перед нами новые горизонты христианизации нашего Отечества.
Таким образом рассматриваемый период, отвечает нескольким важным критериям:
Во-первых, он регионален, но связан с макро историческими евразийскими процессами, что делает его особо важным для воспитания Русской идентичности.
Во вторых, он атрактивен, интересен и привлекателен, своею связью с уже известными историческими фактами и явлениями. А также богато иллюстрирован зрелищными вещами, характерными археологическими неходкими и обширной сферой для реконструкции.
В третьих: сфера его популяризации сходна с кругом галльских, меровингских и скандинавских культур, что впишет популяризацию данной культуры в круг уже привычных, понятийных систем, а также позволит идти уже проторенными путями и схемами.
Задача данной статьи не только рассказать о накопленным нашим музеем опыте, но и поставить вопрос о более широкой популяризации предложенного периода.
Свидетельство о публикации №220050701068