Церковная экспедиция

В истории  нашего Шиловского музея были различные экспедиции, и археологические, с которых он начал своё существование, и палеонтологические, этнографические, и даже  астро –космическая которую мы проводи которую мы проводили совместно с ФГУП Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения. Однако во всех этих экспедициях как бы незримо присутствовало изучение не только материалистическая но и некая духовная составляющая. Да и возможно ли одно без другого ведь, мир то он целый, и попытка вычленить отдельную типологию копоушки не объяснит самого назначения этого предмета.
Особенно ярко это проявлялось в этнографических экспедициях моего дяди и основателя Шиловского музея Андрея Николаевича Гаврилова.  Когда мы буквально с головой погружались в русский мир песен, преданий и суеверий.  К сожалению в 80-е году когда я начал работать к суевериям причислялась и религия. И записывая огромное количество духовных стихов и толкований говорить о них было нельзя. Так среди прочих сокровищ был записан духовный стих о Евпатии Коловрате  и многое другое. Однако менялись временя и отношение к религии и со временем изучение и исполнение духовных стихов стало одним из направлений ЭКЦ «Заряна»  многие из которых на современные ноты переложил и исполнил слепой музыкант и в то время сотрудник ЭКЦ Костин Андрей.  Однако со временем наша работа вошла в русло непосредственного взаимодействия с РПЦ  в 2002 году был создан наш отдел в селе Срезнево, который рассказывал не только о жизни и творчестве академика И.И.Срезневского но и о хранимой в храме чудотворной иконе, трёх Срезневских новомученников, и тайном монастыре в селе Срезнево функционирующем в годы советской власти. А в итоге совместно с рязанской епархией в 2009 году была создана Церковно-историческая экспедиция, после распада  которой её отделение продолжает работать а базе нашего музея. Со временем появились новые люди работающие в ней из числа общественности сформировались цели и задачи.
Сердцем нашей небольшой экспедиции является Коршунова Наталия Васильевна, сама  прошедшая через тайное сохранение веры в годы гонения на неё, к сожалению волей судьбы она прикована к инвалидному креслу, но это не мешает ей заниматься наше общей работой.  Важными помощниками в нашем деле стали и её дет Андрей и Михаил. Их работа спасение имен подвижников благочестия от забвения, именно с ними мы раскрывали забытые св. источники, что со временем привело к созданию другим нашим коллегой Фединым Виктором Осиповичем к изданию книги «Святые источники Шиловского района». Архивный отдел нашей экспедиции возглавляет Рожнова Татьяна Петровна. Многие чисы она провела в рязанском архиве переснимая вместе с нашим методистом Фоминым Александром метрические и исповедальные книги сел нашего района.   В последствии эт фотографии попадали другому нашему научному сотруднику Боженовой Ольге которая по много часов расшифровывала записи заделанные более 200 лет назад, в том числе и скорописью. Эта работа только начата и пока готовы Синодики лишь по двум сёлам нашего района Юште и самому Шилову. Ведь метрические книги хранят бесценные данные о месте рождения , венчания и погребения в том или ином храме.  Основным итогом этой работы стал выпуск книги «Люди земли Шиловской с приложением Православного Синодика».
Однако красной конвой через нашу работу проходи сбор духовных стихов, и общение с верующими христианами периода гонений на церковь которые превратились в нескончаемую вереницу вопросов и ответов.  Как Бог создал мир? А кто говорит что он его единожды создал, отвечала Васина Татьяна Михайловна. Поначалу вышивала матерь божья уколола палец да заплакала, из слезы её вышли воды первые, а из капли сам господь. Так вот оно в первый раз было, а второй раз это уж всякий знает витал господь над водами да скучно ему стало спустился он на гладь водную, и стал ходить куда ступит вода в камень превращается,  вот от того и бывают камни такие как рябь водная Тут тётя Таня хитро прищуривалась и говорила, у Вас есть такой в музее. А ещё я видела у Вас рыб окаменевших и вот думаю может когда Господь то ходил вот те рыбы что в воде были и «закамеели»… На всё тётя Таня имела своё суждение, но особенно хорошо пела она духовные стихи за что её высоко ценили не только Шиловцы но и жители соседних районов приезжающие с просьбой отпеть своих близких.
Не ходи прохожий не топчи мой прах.
Я то уже дома, а ты ещё в гостях.
Страшная судьба постигла её наследие был у неё целый сарайчик с книгами и тетрадями, куда Тётя при свечи переписывала духовные стихи, там же она крестила детей. Однако после её смерти даже не дождавшись погребения, родственники всё содержимое сволокли в кучу и сожги, даже сарайчик разобрали. Как соседи говорили клад искали,… хотя и знали, что за свою работу тётя Таня денег не брала, считая это страшным грехом.  Судьба человека загадка ещё перед революцией хотела она постричься в монастырь, пела на клиросе… А как пришла власть советская стала она младенцев крестить и покойников отпевать…. Начала она в 20-е годы, а закончила она своё служение и свой путь земной в 1999 году. Как она всегда шутила, я то мёртвых больше чем живых вижу». Работая в экспедиции странные иной раз случались встречи, так возвращаясь из одного маршрута и сидя на пироне, я увидел , опрятную бабушку которая везла огромную тележку, и пела духовные стихи. Вышло так что поезд нам пришлось ждать вместе где то около трёх часов. И все эти три часа проговорили мы вернее я то молчал ишь изредка задавая вопросы.  А она обладая удивительно детской непосредственностью, поведала что провожает двух племянниц, что она мирская монахиня, и её приглашает в три храма мыть полы в алтаре так как она девица, и имеет на то благословение владыки Симона. А ещё мы говорили о сотворении мира, о том сколько дней Адам прожил в раю, о том что когда пала треть ангелов, и опустело воинство Божье создал господь человеков и те что достойны заменяют их место становясь воинами Божьими и знаем мы их как святых. Имя она просила свое не писать считая что это на руку «духу» а она о «душе» заботиться так я, пожалуй, впервые столкнулся с воззрением что дух и душа это есть разные  сущности. «А как же думаешь» говорила мне моя знакомица, «почему Христос говорил о нищих духом».
Конечно, был и сбор экспонатов для музея, и для музеев которые создавались при Епархии  так однажды нам передали фигуру жестяного ангела с разрушенной часовни по которому стреляли  во время революции. А однажды прячась от дождя на крыльце разрушенного дома мы с ребятами увидели что из ступеньки дома, замазанной краской на нас смотрит горящий глаз… И после расчистки оказалось что ступенью в доме служила иконы с изображением Усекновения головы Иоанна Крестителя. В 80-е годы в наш музей поступил иконостас из села Муратово, всё мое детство связано с запахом аммиака с помощью которого мы расчищали иконы, гипсом шпаклевали дыры. Когда реставрация была завершена, изменилось государство, и в один прекрасный (и я не иронизирую) к нам приехали Муратовские Бабушки «выбивать иконы» и крайне удивились тому что мы их им сразу вернули.  А через месяц из Муратова совершенно неожиданно приехала машина приведшая множество экспонатов от благодарных жителей, этого села и после в течении 10 лет нет-нет да приезжал кто-то от туда и привозил чего-нибудь в подарок музею.
Даже экспозицию нашего музея мы старались строить по принципу нашего земляка Н.С.Гумилёва,
в поисках «гармонии религии и культуры» потому что лишь на такой основе должны существовать музеи и различные конфессии, а также многочисленные религии прошлого и настоящего нашей полиэтничной страны. 


Рецензии