Паролёт жмуйдзина

                П  А  Р  О  Л  Ё  Т      Ж  М  У  Й  Д  З  И  Н  А.               

                В 1851 году в Ковенской типографии была отпечатана и выпущена брошюра на   
польском языке «Parolot zmuidzina.Z swobodnei mysli Aleksandra Hryszkiewicza.»Её автор – изобре 
татель-самоучка,житель жемайтийского края Литвы – Александрас Гришкявичюс /1809 – 1863/.      
В брошюре подробно описывалась конструкция необычного летательного аппарата тяжелее воз -   
духа – паролёта.Свой паролёт Гришкявичюс создал,основываясь на собственные расчёты и специ 
ально разработанную теорию полёта.Аппарат типа биплана имел два крыла:верхнее неподвижное   
и нижнее,как у махолёта,напоминавшее крылья птицы.Каркас крыльев выполнялся из бамбука и   
обтягивался кожей.Под крыльями размещались два винтовых колеса,в носовой части – пропеллер.
Маховые крылья,винтовые колёса и пропеллер приводились в движение небольшой,но мощной      
паровой машиной,установленной в корпусе аппарата.Хвостовое оперение было управляемым.Всё 
это довершал баллон – воздушный шар,с помощью которого можно было подняться в воздух,а       
при необходимости просто отцепить его в полёте.Четырёхколёсная тележка шасси служила для      
скольжения с возвышенностей,избираемых конструктором для взлёта.Свою брошюру А.Гришкя -   
вичюс адресовал представителям власти,купцам и состоятельным людям края,надеясь получить    
хоть какую финансовую помощь.Но так и не дождавшись поддержки,А.Гришкявичюс на собствен   
ные средства построил свой паролёт и даже испытал его в городе.               
                Желая привлечь внимание губернатора к своему изобретению,конструктор со-   
вершил полёт с Зелёной горы и,пролетев около 300 метров,приземлился не совсем удачно,повре - 
див аппарат и сломав ногу.Невиданная машина так напугала губернаторских лошадей,что они пе-   
ревернули его повозку.Рассерженный губернатор повелел авиатора убрать со службы,а недоволь -   
ная жена в ярости сожгла аппарат.               
                После этого инциндента с паролётом А.Гришкявичюс перебрался в Шауляй,а   
затем и в Векшняй,по-прежнему отдавая себя авиации.Удивительно,что создатель паролёта не за- 
качивал технических школ,долгое время работал в городских канцеляриях и судопроизводстве,   
сам изучил французский и немецкий языки,увлекался философией и техникой.Подолгу наблюдая 
полёты птиц,искал нужную форму крыльев,соотношение их ширины и веса для создаваемых ле -   
тательных аппаратов,открыл опытным путём,что ширина крыла самолёта должна быть пропорци- 
ональна размерам корпуса и его весу.А.Гришкявичюс интересовался работами зарубежных кол - 
лег в области авиации и критически их оценивал.Он изучил летательный аппарат часовых дел мас   
тера австрийца Дегена /двукрылый,приводимый в движение спиралью,поднимаемый воздушным   
шаром и парящий,как планер/,паролёт англичанина Хенсона,большое значение придавал Архиме- 
дову винту и рассчитал его тягу и подъёмную силу.С высоких горок испытывал свои аппараты с   
большими крыльями и пропеллером,который вращала специальная спираль.Он написал научную   
работу на русском языке «Умение летать» и вручил её Шауляйскому городскому магистрату,же - 
лая опять получить деньги на постройку своих аппаратов.Работа была отправлена в Российскую   
академию наук,о ней писали в своё время российские газеты,а денежных средств так и не поступи
ло,приходилось рассчитывать только на себя.Прогрессивным идеям и созданию необычных лета -   
тельных аппаратов противились церковные власти,которые даже после смерти талантливого изо - 
бретателя-самоучки постарались избавиться от его рукописей и вещей.К счастью,часть работ,не - 
которые чертежи сохранил брат А.Гришкявичюса.Они и стали основой экспозиции нынешнего    
Векшняйского музея в Жемайтии.Модель паролёта воссоздана по сохранившимся чертежам авто -   
ра. На родине А.Гришкявичюса с полным правом называют основоположником литовской аэро -   
навтики,создателем паролёта – необычного по тем временам летательного аппарата,.но,как извест
но,смелая мысль творца всегда опережает его время.   
Вячеслав Прытков.               


Рецензии