Паролёт жмуйдзина
В 1851 году в Ковенской типографии была отпечатана и выпущена брошюра на
польском языке «Parolot zmuidzina.Z swobodnei mysli Aleksandra Hryszkiewicza.»Её автор – изобре
татель-самоучка,житель жемайтийского края Литвы – Александрас Гришкявичюс /1809 – 1863/.
В брошюре подробно описывалась конструкция необычного летательного аппарата тяжелее воз -
духа – паролёта.Свой паролёт Гришкявичюс создал,основываясь на собственные расчёты и специ
ально разработанную теорию полёта.Аппарат типа биплана имел два крыла:верхнее неподвижное
и нижнее,как у махолёта,напоминавшее крылья птицы.Каркас крыльев выполнялся из бамбука и
обтягивался кожей.Под крыльями размещались два винтовых колеса,в носовой части – пропеллер.
Маховые крылья,винтовые колёса и пропеллер приводились в движение небольшой,но мощной
паровой машиной,установленной в корпусе аппарата.Хвостовое оперение было управляемым.Всё
это довершал баллон – воздушный шар,с помощью которого можно было подняться в воздух,а
при необходимости просто отцепить его в полёте.Четырёхколёсная тележка шасси служила для
скольжения с возвышенностей,избираемых конструктором для взлёта.Свою брошюру А.Гришкя -
вичюс адресовал представителям власти,купцам и состоятельным людям края,надеясь получить
хоть какую финансовую помощь.Но так и не дождавшись поддержки,А.Гришкявичюс на собствен
ные средства построил свой паролёт и даже испытал его в городе.
Желая привлечь внимание губернатора к своему изобретению,конструктор со-
вершил полёт с Зелёной горы и,пролетев около 300 метров,приземлился не совсем удачно,повре -
див аппарат и сломав ногу.Невиданная машина так напугала губернаторских лошадей,что они пе-
ревернули его повозку.Рассерженный губернатор повелел авиатора убрать со службы,а недоволь -
ная жена в ярости сожгла аппарат.
После этого инциндента с паролётом А.Гришкявичюс перебрался в Шауляй,а
затем и в Векшняй,по-прежнему отдавая себя авиации.Удивительно,что создатель паролёта не за-
качивал технических школ,долгое время работал в городских канцеляриях и судопроизводстве,
сам изучил французский и немецкий языки,увлекался философией и техникой.Подолгу наблюдая
полёты птиц,искал нужную форму крыльев,соотношение их ширины и веса для создаваемых ле -
тательных аппаратов,открыл опытным путём,что ширина крыла самолёта должна быть пропорци-
ональна размерам корпуса и его весу.А.Гришкявичюс интересовался работами зарубежных кол -
лег в области авиации и критически их оценивал.Он изучил летательный аппарат часовых дел мас
тера австрийца Дегена /двукрылый,приводимый в движение спиралью,поднимаемый воздушным
шаром и парящий,как планер/,паролёт англичанина Хенсона,большое значение придавал Архиме-
дову винту и рассчитал его тягу и подъёмную силу.С высоких горок испытывал свои аппараты с
большими крыльями и пропеллером,который вращала специальная спираль.Он написал научную
работу на русском языке «Умение летать» и вручил её Шауляйскому городскому магистрату,же -
лая опять получить деньги на постройку своих аппаратов.Работа была отправлена в Российскую
академию наук,о ней писали в своё время российские газеты,а денежных средств так и не поступи
ло,приходилось рассчитывать только на себя.Прогрессивным идеям и созданию необычных лета -
тельных аппаратов противились церковные власти,которые даже после смерти талантливого изо -
бретателя-самоучки постарались избавиться от его рукописей и вещей.К счастью,часть работ,не -
которые чертежи сохранил брат А.Гришкявичюса.Они и стали основой экспозиции нынешнего
Векшняйского музея в Жемайтии.Модель паролёта воссоздана по сохранившимся чертежам авто -
ра. На родине А.Гришкявичюса с полным правом называют основоположником литовской аэро -
навтики,создателем паролёта – необычного по тем временам летательного аппарата,.но,как извест
но,смелая мысль творца всегда опережает его время.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220050701176
http://proza.ru/2010/03/13/722
Аникеев Александр Борисович 26.07.2020 17:58 Заявить о нарушении