Вяжем лыко

                “С мастерством люди не родятся, но
                добытым мастерством гордятся”.

Красива и хороша во многих отношениях наша белая береза, ничего не скажешь, а вот липа оказывается пречудна не меньше. Чай из липового цвета приятен и полезен для здоровья. Ее мягкая, податливая с устойчивым приятным запахом древесина, как добрая душа давно живет в народном жилище и в христианских храмах. Живет в мебели, в украшениях, в резных киотах и пышных иконостасах, только липовыми ложками, к примеру, было принято у нас когда-то хлебать уху и грибовницу. Из липы у нас во все времена делали нательные иконки, вырезали крестики с распятиями. Из липового лыка плетут легкие и удобные в обращении предметы быта, посуду и интересующие нас сегодня лапти.

Мы начинаем потихоньку вновь распознавать и обретать истинные ценности. Стремление жить в чистой окружающей среде, питаться экологически чистыми продуктами, использовать предметы из натуральных материалов становится естественным.

Не так давно мне пришлось прочитать в одном многоуважаемом журнале развернутый материал о традиционных лаптях из бересты. О том, как их плести, почти ничего по-существу не было сказано, но автор с легкостью заявил: “Мы предлагаем Вам научится плести лапти, тем более что это не такая уж большая премудрость”. Уверяю Вас, дорогой мой Читатель, в обратном, это довольно сложно, но усердное старание, как я выяснил, наверняка может окупиться большим удовольствием, а кому-то и материальной прибылью! Подумав так, я решил рассказать о своей короткой и такой интересной встрече с мастером, который плетет лапти и ступенцы из липового лыка, да показать фото, что я делал, пока Валентин Иванович Зимин из городка Кстово Нижегородской области баял мне, показывая без утаек весь процесс последовательно в мельчайших деталях.

Я зову его дядей Валей, он мой старый добрый знакомый. Когда-то сварщик высокого класса, сейчас на заслуженном отдыхе. Воспитал двоих крепких парней. Один из них  водитель грузовика, другой нижегородский поэт Александр Зимин.

Так вот, дело было погожим летним деньком. Дядя Валя сказал мне: “Ну, друг мой, не падай духом, падай брюхом!” Сели мы на его мотоцикл “Урал” с коляской и укатили по проселочным ухабам в ближайший перелесок, совсем обыкновенный, больше похожий на сорный подрост на пустыре, оставленном когда то после строительства нефтеперерабатывающего завода. Дядя Валя сразу принялся за дело. Как-то, я бы сказал, лихо он драл лыко с нетолстых, около десяти сантиметров в диаметре деревьев и приговаривал: “Резать плети и сдирать кору лучше с комля, вот так…” Ловкими движениями острым ножом он окольцовывал стволы сначала на уровне чуть ниже колена, а затем на уровне поднятой руки. Затем делал вертикальный прямой надрез, соединяя верхние и нижние кольца. Потом с углов задирал ножом кору и, подсовывая под нее руки, отделял обшлага. Вся заготовка на несколько пар обуви заняла у нас не больше часа. “Кора после заготовки в лесу бывает готова через три-четыре дня, - рассказывал он, - но и тут не торопись, в дело так не пускай, перед работой ее надо обязательно смочить!”

Дома заготовленные полосы драни раскатывают и закатывают в обратную сторону, затем вновь распускают и вывешивают на пару суток в тень, чтобы они подвялились, но не плесневели. Когда они становятся жесткими, их надо смотать в рулоны. Сматывая, их надо подравнивать, подрезая с боков в полоску, и смотреть, чтобы лыко не сломилось. В рулонах, нанизанных на нить гирляндой, оно может висеть в тени хоть пять лет и не будет портиться.

Зимой цвет лыка становится золотистым, более красивым. В этот период перед работой необходимое количество рулонов надо облить кипятком и замочить в ведре с горячей водой и оставить мокнуть в ней до тех пор, пока вода не остынет. После этого их можно достать, вытереть ветошью и сразу приступать к работе. Когда лыка заготовлено на два лаптя, а времени хватает для плетения одного, надо завернуть остающееся лыко во влажную тряпку и положить на холод. Потом перед работой достать, ошпарить вновь кипятком и лыко опять будет готово для работы.

Однако, когда мы встретились снова, у дяди Вали все уже было готово к работе. Главный инструмент для плетения - кочедык. Это металлическая кривая узкая лопатка, зауженная на конце и насаженная на деревянную ручку. Еще нужна фигурная деревянная колодка со вставышем. Причем для каждого третьего размера обуви своей величины и формы. Колодку можно изготовить самостоятельно из куска березы, подходящего размера. Можно и из сосны, но сосна мягче березы, поэтому колодка из нее будет не такая долговечная.

Всего требуется двенадцать лыковых полос - по шесть на каждый лапоть.

Пока плетется один лапоть, лыко второго хранится в мокрой тряпице. Для тридцать девятого размера, например, длина полосок должна быть около двух метров, ширина до девяти миллиметров. То есть, чем больше размер, тем длиннее и шире полосы, соответственно. Нарезают и срезают кору с этих полос простым ножом, осторожно - следят, чтобы не получалось заусениц (задиров), иначе лыко при вытягивании во время плетения может порваться. При этом прежде всего с поверхности коры срезаются все неровности и сучки. Затем кусок драни переворачивается тыльной стороной и неспеша осуществляется нарезка плетей (полосок) заданной ширины. Если при этом попадаются небольшие трещины, их пускают в середину.

Из заготовленного в плетях лыка можно плести лапти, а можно и ступни. “Ступни или ступени (ударение на «и») мне не нравятся, - говорит дядя Валя. - Тут с пяткой надо возиться. А в лапти ногу сунул, тут и пошел. Настоящие-то лапти - это шлепки без задников. Плести их и проще, и быстрее.

Плести начали с подошвы, с задника. Вести ее не трудно. Складываешь крест-накрест по три полосы (вплетаешь их поочередно), а затем вытягиваешь одну из-под другой (см. схему). Края задника при этом сами собой чуть приподнимаются, образуя углубление для ноги. “Лыко таскай осторожно, вот так… Плетешь внимательно, ухаживаешь (то есть поправляешь - авт.), - рассказывает он. - Бывает раз, лыко оставил, е-мае! Пальцем поддерживаешь, поправляешь, кочедыком поднажмешь. Тут лыко-то смял, маленько его. Иш кака копотлива работа-то, ну пальцем тут подделашь. Вот дыра, ее надо маленько подделать, бывает и не подделашь (не затянешь по-хорошему - авт.). Без дырок не бывает”.

А вот и самый сложный в плетении момент - переход на носок. У тридцать девятого размера на перегибе носок должен быть шириной в четыре лыка, у размеров поменьше - по два, а начиная с сорок первого - по пять.

“Не робей, - подбадривает дядя Валя. - Меня-то во время войны один неродной дедушка учил. Приду к нему, смотрю - все понятно, а дома примусь за работу - запутаюсь. Тогда было так: сплетешь пару лаптей - тебе за это ведро картошки дадут. Так я в войну шестерых обувал и кормил. Нас трое в то время плело, так те двое не доковыривали, а все одно ведро картошки за это брали. И носятся такие тапки в два раза меньше.”

Тем временем он, перегнув пряди сверху на подошву, вплел их последовательно вторым слоем. Обрезал лишнее у краев на перегибе. Вплел для украшения тонюсенькую полоску лыка натуральной строчкой в носок. По этой полоске сразу понимаешь - лапти получились женские. Мужские традиционно украшают веревочкой, которую также вплетают в край носка.

Я был в восторге, прямо на моих глазах родилась чрезвычайно практичная вещь - красивые, легкие лапти. И сделаны они были искусно и совсем быстро, можно сказать, в два счета. “Да-а, видишь сколько делов-то? И все надо головой кумекать, - хвалился дядя Валя. - Ох и копотлива работа-то, посиди тут за несколько сотен. Вроде делать то что, а не просто. Маленько понял?” “Чуть-чуть,” - отвечаю. “Ну маленько покопаешься, что уж сразу что ли, – с иронией глянул он на меня. - Я вот только не знаю, инженера такие сплетут али нет?”


Рецензии