Притворись серым камнем

Страх – это естественная эмоция, которой одарила нас природа. Он первым предупреждает нас о любых опасностях, если в целом (варианты нормы) наша психика здорова и благодаря этому предустановленные программы для выживания рода человеческого работают. Внешние угрозы, которых в 21 веке, безусловно стало меньше, чем пару веков назад, присутствуют в нашей жизни, и если бы не страх-помощник, то принять меры безопасности было бы весьма затруднительно, а то и вовсе невозможно.

Когда вы слабее человека или обстоятельств, когда перед вами тигр или мамонт, а вы чувствуете себя маленькой мышкой, выжить вы сможете только с помощью скорости – убежать и спрятаться. Так можно избежать боли. И если угроза была реальная, то страх справился со своей ролью. В подходящий момент, предупредив об опасности, был очевидно полезным. Как для солдата на войне.

Войны бывают разными. Некоторые дети на войне с самого рождения. Когда человек взрослеет в небезопасном окружении, наилучший для него способ выжить это спрятаться и стать невидимым. Так можно избежать боли от неприятия или насилия. Вырастая в семье с проблемами гнева, ярости, осуждения или алкоголизма, вы быстро учитесь избегать внимания и конфликтов. Родители также бывают эмоционально отсутствующими, поэтому страх предупреждает ребенка «осторожно, здесь ледяная пустыня!»

Иногда брак приносит войну. Люди сражаются, как одержимые. За метр пространства, деньги, первенство, иллюзорную свободу. Эти способы выживать они, безусловно, получили в наследство от своих семей. Вот и в браке они полагаются на свои страхи, которые, как им кажется, помогают им оставаться в живых. Система войны и боли воспроизводит сама себя. И даже во времена перемирия на таких войнах все, особенно дети, напряжены и не могут расслабиться.

«Притворись серым камнем». Такой совет я как-то прочитала на женском форуме, посвященном проблеме насилия в семье. Это значит затаись, не отсвечивай, веди себя тихо и незаметно, авось пронесет. В этом совете есть правда. Когда невозможно сбежать и спрятаться, когда ты заключен в семейную тюрьму, то притворится серым камнем это маленькая надежда на то, что сегодня возможно получится избежать скандала, критики, недовольства.

Иногда дети «притворяются серым камнем» очень долго. Я 10 лет работала на детском телефоне доверия и слышала истории про «спрятаться под столом», «сидеть долго в туалете», «уйти к бабушке на все выходные» и так далее и тому подобное. И да, эти дети имеют больше шансов на выживание, чем те, которые подставляются под агрессию родителя, пытаются замирить, проявляют свое горе явно. Я уверена, что это знают многие тысячи взрослых детей, которые выжили на той войне.

Но и те, и другие так долго жили в страхе, что рано и поздно потеряли чувство меры и разучились в итоге различать реальный или надуманный страх. Рано или поздно им начинает казаться нормальными такие ситуации. И даже если не ситуации, то состояние кажется нормальным. Состояние постоянного напряжения и страха.

Есть много методов и техник, позволяющий начать различать страх для безопасности и страх по привычке (из моего прошлого). Отсечь бесполезное и вредное от нужного для безопасности. Мне нравится работать с разными вариантами самоанализа, в частности вопросы к самому себе для начала могут быть такими:
1. Чего в жизни вы избегаете и больше всего боитесь?
2. Когда вы были ребёнком, как решались конфликты в вашей семье?
3. Как влияет страх, беспокойство или стресс на вас и ваши взаимоотношения с людьми?
4. О чем вы больше всего беспокоитесь (т.е. тревожитесь)?

Это простые вопросы. Но они задействуют вашу память, и позволят увидеть связь сегодняшних страхов с вашим прошлым. Чаще всего в ответах моих клиентах обнаруживается прямая зависимость их сегодняшнего реагирования от того, как и каким образом выстраивались взаимоотношения в их семье. И даже если в начале терапии они были уверены в своём благополучном детстве, тем не менее при честном развернутом ответе на эти вопросы, мы неизменно видим, как тесно сегодняшние тревоги переплетены с их детством.

Добро пожаловать в мир доверия и безопасности!
Я принял решение позаботиться о себе.
Я благодарен «серому камню» за то, что я выжил.
Я благодарен страху в моём детстве, который предупреждал меня прятаться и не доверять!
Мне не нужно больше столько страхов!
Я учусь отделять реальные страхи от страхов «по привычке».
Я доверяю себе и не позволю другим влиять на мою жизнь сегодня ни каким угрожающим действием!
Но я доверяю своим здоровым страхам! Страх – мой защитник и помощник.
Чувствовать страх внешних угроз – это нормально.


Рецензии