Навуходоносор

Имя вавилонского царя Навуходоносора упоминается в Библии более ста раз, что намного больше, чем упоминания о многих других героях, пророках и царях. Что же это за человек, который заслужил такого внимания?

Истории известны два правителя, чье имя Навуходоносор. Но если первый жил в XII веке до нашей эры и не оставил следов в мировой культуре, то Навуходоносор II, царствовавший в VII-VI веках до нашей эры, был выдающимся человеком. Имя правителя ставят в один ряд с Юлием Цезарем, Александром Македонским и Наполеоном.

Прославился властитель тем, что привёл Вавилон к процветанию, выступив не только, как прекрасный военачальник и завоеватель, но и замечательный менеджер и управленец. В Божьем Провидении отметился, как человек захвативший Иудею, пленивший и переселивший всех её жителей. Ему приписывают создание Висячих Садов Семирамиды, одного из чудес света. А его таинственная болезнь, превратилась в назидательную библейскую притчу, которую будет полезно знать всем.

Начав биографию с успешных военных походов, Навуходоносор вскоре многое изменил в социальном и правовом устройстве Вавилона. Навуходоносор трижды вторгался в Иудею и брал Иерусалим. Во время последнего завоевания города Навуходоносор уничтожил его, до основания разрушив Храм Яхве.

Стремясь обезопасить пограничные с Египтом земли, в июле 586 года до н.э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Яхве. Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, среди пленников был и царь Иудеи Седекия. Иудейское государство было уничтожено: на его территории Навуходоносор II создал вавилонскую провинцию и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет.

В периоды затишья между военными походами и подавлениями бунтов оппозиции в Вавилоне Навуходоносор обустраивал государство. Его достижения запечатлены на глиняных табличках, найденных археологами. Записи говорят о том, что император заново отстроил разрушенный набегами египтян и иных недругов Вавилон и превратив его в центр международной торговли.

Женившись на дочери мидийского царя Амитис, любящий супруг подарил жене, тосковавшей по гористой и зеленой родине, «висячие сады». Дошедшие сведения описывают их как 4-ярусную пирамиду из платформ, поддерживаемых колоннами. Платформы покрыли тростником вперемешку с асфальтом, затем кирпичами, которые скрепили гипсовым раствором. Поверх уложили плиты из свинца, а на них слой плодородной земли. На ярусах росли пахучие травы, цветы, кустарники и деревья. Семена и саженцы для чудесного сада свезли со всех концов империи. Полив происходил путем подачи воды из Евфрата насосами через поддерживающие колонны. Огромная «клумба» получила у современников название Висячие сады Семирамиды.

В последние годы правления Навуходоносор, возомнивший себя Богом, заболел страшной и странной болезнью, которая мучила его 7 лет. В книге пророка Даниила говорится, что император, окинув взором возведенные при его правлении дворцы, храмы и кварталы Вавилона, возгордился, сравнив свою власть над подопечными с божественной. За это Творец послал ему в наказание хворь: отлученный от людей Навуходоносор, подобно животному, ел траву. Голова покрылась львиной гривой, а на руках и ногах выросли когти, как у птицы.

«Царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!" Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы».
Дан.4:27-30

Современные ученые распознали в описываемых симптомах форму психоза, названную ликантропией. Это психопатическое состояние человека, которому кажется, что он превратился в животное. Тяжелая стадия заболевания подразумевает подражание больного зверю. Однако смирив себя, Навуходоносор исцелился и прославил Бога.

«По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды… В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо».
Дан.4:31-34

Навуходоносор был выдающимся человеком своего времени и остался в истории не только как завоеватель, но и как человек сумевший признать свои ошибки и как ценитель прекрасного, ну и как орудие в руках Бога, старавшегося привести Иудею к покаянию.

Был в жизни Навуходоносора и ещё один примечательный эпизод, когда поставив золотого истукана, в желании упрочить свою власть, царь приказал всем кланяться ему. Среди израильтян были те, кто верой и правдой служил царю, но отказывался покланяться истукану и когда царю донесли на них, они отказались кланяться кому-либо кроме Бога, даже пред лицом угрозы быть брошенными в раскалённую печь. Навуходоносор бросил их живыми в раскалённую печь, однако Ангел защитил их, а царь, осознав свою ошибку, изменил своё мнение, и ещё больше возвысил этих израильтян.

«Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать. Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской [и возвеличил их и удостоил их начальства над прочими Иудеями в его царстве]».
Дан.3:95-97


Рецензии