Из плеяды победителей. Окончание гл. 5

начало главы 5 - http://proza.ru/2020/05/06/293

Противник оборудовал специальные суда для борьбы с нашими подводными лодками. А через неделю наша лодка подверглась преследованию одного из таких судов. Обычно это был малый транспорт, быстроходный буксир или самоходная шхуна.

Вахтенный офицер, лейтенант Белтистов, обнаружил днём в перископ мачты, надстройку и трубу. "Боевая тревога!" Сближаясь с объектом, командир Парамошкин определил, что это буксир с наспех сколоченной и даже не покрашенной надстройкой. Из трубы вырывались клубы чёрного дыма. Командир решил, что перед ним противолодочное судно. "Аппараты - товсь!" Осталось пройти совсем немного, чтобы выпустить торпеды. Но что это? "Буксир" резко поворачивает и полным ходом идёт на лодку.

Атака сорвалась, нужно было самим уклоняться от ударов смертельных бомб, которых на "буксире" имелось больше, чем достаточно. За один час "буксир" сбросил 84 глубинные бомбы, причинившие лодке значительные повреждения. Лодка легла на грунт на глубине 137 метров, вынужденно проскочив предельную глубину погружения в 100 метров.

Полопались лампочки, вылетели стёкла (тогда ещё не было оргстекла). Вышла из строя правая линия вала, задрало вкладыш подшипника на главном электродвигателе, полностью вышла из строя радиоаппаратура и многое другое в каждом отсеке. Почти двое суток лежали на грунте, устраняли дефекты. Наша группа мотористов с помощью электриков, задыхаясь от недостатка кислорода ремонтировала линию вала - в тех условиях это была предельно тяжёлая работа.

К концу вторых суток с наступлением темноты командир дал команду: "Стоять по местам к всплытию!" Аккумуляторы разрядились, лампочки горели в четверть накала. Стали продувать балласт - лодка не всплывала, её присосало илистое дно; сжатый воздух в последней группе баллонов - на исходе. Принято последнее решение - дать сильное бурление последним воздухом через кингстоны под лодку; если не всплывём - значит, конец.

Сильным бурлением оторвало лодку от грунта, и она стремительно стала всплывать. Командир и сигнальщики выскочили на мостик рубки, осмотрелись - была тёмная ночь. В дизельном отсеке телеграфы дали команду "малый ход", но хлопушка глушителя в надстройке, которая открывается одновременно с пуском дизелей, не открывалась, и дизели было пустить нельзя.

От сильного разрыва серии глубинных бомб заклинило привод хлопушки. Эту неисправность пришлось устранять нам, мотористам. Работали поочерёдно в ледяной воде, при пятибалльной волне. Пролезая в узкую горловину надстройки и глушителя, в абсолютной темноте, наощупь, в течение четырёх часов напрягая все силы, устранили повреждение Наконец, хлопушка открылась, заработали дизели, загорелся яркий электрический свет в отсеках. Мы пустили компрессоры и на ходу начали подзарядку аккумуляторных батарей.

Лица у всех повеселели - ведь до рассвета оставалось мало времени. Сменив квадрат, на рассвете легли на дно, на глубину 40 метров. Теперь мы находились в безопасности и стали устранять повреждения. На следующие сутки лодка стала боеспособной.

Не выдержала нервная система у моториста-мичмана Таранника, и я первый заметил, что он сошёл с ума Начался буйный приступ, пришлось нам его связать, а примерно через сутки болезнь перешла в тихое помешательство. Пришлось для безопасности сделать наручники из тонкого стального тросика и содержать его в отсеке за дизелем под наблюдением посменно. Это был очень тяжёлый случай. На базу вернулись благополучно, но с опозданием на пять суток. Нас уже не ждали.

Когда Советская Армия стремительно подходила к Севастополю, Щ-201 заняла предписанный ей район на пути движения вражеских транспортов. Вскоре после майских праздников 1944 г. акустик Симонов обнаружил шум винтов. Командир, посмотрев в перископ, обнаружил три быстроходные баржи. Но пеленг акустика не сходился с перископным. Через некоторое время командир обнаружил по пеленгу акустика мачты нескольких кораблей. Вскоре был определён состав конвоя: танкер, четыре быстроходные баржи, миноносец и два сторожевых катера.

Противник пустил впереди конвоя малоценные баржи, рассчитывая, что советская подводная лодка разрядится, а конвой благополучно пройдёт опасный район. Разгадав приём неприятеля, командир избрал танкер. Шли последние минуты атаки. В переговорной трубе отчётливо услышали: "Пли!" Лодка немного;вздрогнула - это вышли торпеды. Через 40 - 45 секунд в отсеке отчётливо были слышны взрывы двух торпед.

Полтора часа охранение бомбило нашу лодку. Часто лопались лампочки, но серьёзных повреждений не произошло. На следующий день Щ-201 потопила быстроходную десантную баржу с фашистами, уходящими из Крыма. После атаки два с половиной часа мы подвергались преследованию катеров охранения. В результате разрывов 47 глубинных бомб лодка получила незначительные повреждения, которые не сказались на её дальнейшей боевой деятельности.

Из сообщения Совинформбюро нам стало известно, что 9 мая 1944 г. наши войска овладели Севастополем. Радовались, как дети!

Глубокой ночью 12 мая 1944 г. Щ-201 получила радиограмму о шедшем конвое. Оставалось мало времени до встречи с ним в указанном квадрате, теперь многое зависело от нас, мотористов. Около четырёх часов дизели работали с десятипроцентной перегрузкой; лодка, стремительно разрезая темноту, шла в точку встречи. На рассвете погрузились.

Казалось, что мы опоздали. Но вот акустик обнаружил шум. который быстро усиливался. "Боевая тревога!" Лодка вышла на перископную глубину, и командир сразу обнаружил транспорт, буксируемый борт о борт тральщиком. В охранении находились ещё тральщик, два катера-охотника и самолёт. Через две минуты командир дал залп двумя торпедами из кормовых аппаратов. Транспорт водоизмещением 3500 тонн и 800-тонный тральщик быстро скрылись в водах Чёрного моря.

Вражеские катера бомбили неточно, повреждений не было. К исходу дня Щ-201 потопила ещё одну самоходную баржу, переполненную фашистами. Теперь на нашем боевом счету числилось девять потопленных кораблей противника, общим водоизмещением 24265 тонн.

9 сентября 1944 г., в день освобождения Болгарии, боевые действия на Чёрном море закончились, все подводные лодки возвращались на свои базы. Война для них была напряжённой и тяжёлой. На вражеских коммуникациях погибло 25 подводных лодок, сотни прекрасных моряков, замечательных специалистов.

5 ноября 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования подводная лодка Щ-201 была награждена орденом Красного Знамени, а весь личный состав, в том числе и я, был награждён правительственными наградами. Четыре экипажа подводных лодок на Чёрном море были удостоены гвардейского звания, а чести ходить под краснознамённым флагом было удостоено семь подводных лодок, в том числе и Щ-201.

За годы Великой Отечественной войны подводные лодки Краснознамённого Черноморского Флота нанесли значительный урон врагу. Они уничтожили 114 судов и кораблей противника (общим водоизмещением 251709 тонн) с живой силой и техникой.

Тот, кому придётся побывать в городе-герое Севастополе, пусть не забудет подняться от южной бухты на Корабельную сторону и отдать честь у мемориала, посвящённого экипажам двадцати пяти подводных лодок, погибшим в ожесточённой борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны на Чёрном море.

продолжение следует


Рецензии
Боевые события увлекают за собой,чувствуется переживания автора за свою "щуку", как за что-то родное.Слава героям ВОВ!

Николай Лахмостов   27.09.2021 18:24     Заявить о нарушении