40 АД. Хроника октября 41-го

40 АД. Хроника октября 41-го.

К сожалению, за октябрь месяц «живых» воспоминаний никто из 53-го ДБАП не оставил. И Журнал боевых действий 40 АД не обнаружен. Но есть ряд сухих архивных документов, предоставленных ресурсами «Память народа» и «Мемориал» в электронном виде и книги из «Милетеры.ру». Из них и постараемся выжить по максимуму.

Трагизм тех дней очевиден. Лучшие силы 40 АД сконцентрировала в группе Сурова. Это просматривается в «Сведениях о боевом составе 40 авд» [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35] в строках «В командировке» по сравнению с данными на аэродромах базирования.

Речь как раз и пойдет в этой главе о боевой работе 40 АД с аэродромов основного базирования ее полков. Внимательный и заинтересованный читатель из этого сухого повествования заметит, что летали на том, что было латано-перелатано технарями -умельцами перед каждым вылетом. А вылеты растягивались во времени и порой на несколько часов, так что вылетали на боевые задания не эскадрильями, и даже не звеньями - отдельными самолетами по мере их готовности…  Бомбили, огрызались от истребителей противника, сами горели и «плюхались» на вынужденные, а долетев до базы, опять загружались смертоносным грузом и летели вторично, если позволяло изношенное «железо», чтоб разгрузиться на вражьи головы, и в очередной раз испытать свою судьбу.

Если не выдержали бы этих испытаний осени 41-го, не было бы той весны 45-го, которую уже 75 лет отмечаем всей страной, чествуя живых и памятуя погибших…

Вот, что пишут о ДБА времен октября 41-го Бочкарев П. П. и Парыгин Н. И. в книге «Годы в огненном небе»:

«В начале октября 1941 г. дальнебомбардировочная авиация всеми своими силами совместно с авиацией Брянского фронта наносила удары по танковым колоннам врага и железнодорожным станциям. Активные и непрерывные действия авиации днём и ночью создавали пробки на дорогах, снижали темпы наступления противника, давали возможность резервам Ставки ВГК выиграть время для перегруппировки и занятия оборонительных рубежей. Соединения и части ДБА перебазировались ближе к фронту, что позволяло за короткий осенний день выполнять экипажам по два — три вылета. Противник чувствовал мощь советской авиации. Бывший командующий 2-й танковой группой, немецкий генерал Гудериан в книге «Воспоминания солдата», излагая события 4 октября 1941 г., писал: «...я получил довольно внушительное представление об активности русской авиации. Сразу же после моего приземления на аэродроме Севск произошел налет русской авиации... Затем авиация противника бомбила штаб корпуса... Затем я направился к дороге, по которой продвигалась 3-я танковая дивизия. Здесь мы тоже подверглись неоднократной бомбежке со стороны русских бомбардировщиков...».

В ходе боевых действий экипажи бомбардировщиков испытывали недостатки в организации взаимодействия с наземными войсками. По этому вопросу 6 октября 1941 г. в адрес командующих ВВС фронтов, отдельных общевойсковых армий была направлена директива Ставки, где указывалось на необходимость выезда лично командиров взаимодействующих авиационных дивизий на командные пункты общевойсковых начальников с соответствующей документацией.

К 5 октября 1941 г. противник прорвал участок 43-й армии, овладел районами Спас-Деменск, Юхнов и частью сил подошел к району Вязьмы…

Ставке ВГК стало известно, что противник планирует на 12–13 октября массированный налет по промышленным центрам, железнодорожным узлам, штабам, переправам, боевым порядкам советских войск по всему фронту наступления. Командующему ВВС была поставлена задача сорвать готовящийся удар, для чего в ночь на 12 октября и днем предстояло нанести упреждающие удары по вражеским аэродромам. План этой операций был полностью выполнен. Удары наносились по аэродромам Витебск, Смоленск, Орел, Орша, Сиверский и другим. Всего, по неполным данным, за период с 11 по 18 октября советской авиацией было уничтожено не менее 500 самолетов противника…

Все чаще в сводках Совинформбюро отмечались действия экипажей ДБА… «В результате бомбардировки и штурмовки одна наша авиачасть за 14–18 октября уничтожила 108 танков, 189 автомашин с пехотой и боеприпасами, 6 бензоцистерн, около 50 мотоциклов, несколько орудий и две батареи зенитной артиллерии... За один день 24 октября в районе Малоярославца и Можайска уничтожено 70 танков, 220 автомашин с пехотой и боеприпасами, до 6 цистерн с горючим и 4 огневых зенитных точки».

Не достигнув своей цели в октябре, немецкое командование готовило новое наступление на Москву…»

Пришло время вспомнить о Владимире Иконникове, с которым мы расстались в главе «25 июня 41-го. Трагедия над Вильно». К тому же это в унисон исследуемым событиям.

Крылов А. И. По приказу Ставки. Из главы «Ни шагу назад»:

«...Осенью 1941 года Владимира Иконникова выписали из госпиталя. Врачи продержали его около двух месяцев, залечили раны, полученные в воздушном бою под Вильно. Левая рука, хотя и после гангрены, действовала хорошо. Прощаясь, Иконников от души благодарил медперсонал. Имея командировочное предписание, летчик ехал в Москву в резервную авиационную бригаду…

Лейтенанта Иконникова вызвал штабной майор и сразу приступил к делу:
— На каком самолете воевали?
— На тяжелом бомбардировщике, — ответил Володя.
— Пойдете в полк штурмовиков, они нам до зарезу нужны.
— Я же никогда не летал на Ил-два.
— Два-три полета — и научитесь.
— Но моя часть стоит недалеко от Москвы. Через сутки я уже смогу летать на задания, — настаивал лейтенант.
— Приказ не обсуждают, поедете в штурмовой полк, — строго сказал майор и вручил какую-то бумагу.

Владимир не посмотрел на нее, сунул в карман гимнастерки и вышел из кабинета.

Первый раз за свою службу в авиации Иконников ослушался приказа. Он не поехал к штурмовикам, а направился в свою часть. Через несколько суток Владимир был уже на месте…

Первая военная осень выдалась на редкость капризной. Низкая облачность, частые дожди, туманы мешали боевой работе авиации. В таких сложных погодных условиях приходилось летать звеньями, а чаще одиночными экипажами. Однажды Иконникова вызвал к себе Голубенков:

— Забирай экипаж и — на аэродром. Примешь «восьмерку». Машина хорошая, легкая, сам облетал ее. Но... она была подбита и посажена да брюхо. Чуть-чуть деформирована.

— Сойдет, мы и этому будем рады. Теперь у нас есть свой самолет! — восхищался летчик.

Вскоре лейтенант Иконников поднял «восьмерку» в первый полет. Штурманом у него стал Шевченко, стрелком-радистом — сержант Николай Страхолет, воздушным стрелком — младший сержант Александр Поляков. Цель — железнодорожный узел Киров. Небо закрыто низкими облаками, горизонтальная видимость плохая. Командир экипажа волнуется. Вдруг подкрадется истребитель!.. Но все шло нормально. Линию фронта прошли без приключений. Летчик постепенно успокоился. В плохую погоду все-таки неплохо летать: ты видишь землю, а тебя — с трудом.

Шевченко расстелил на полу кабины карту, ведет детальную ориентировку. После длительного молчания доложил:

— Подходим к Сухиничам!

И тут же впереди засверкали трассы «эрликонов», справа и слева вспыхнули шапки разрывов. Летчик бросил машину вниз с разворотом и выругался:

— Ты что, Петро, ошалел, что ли? Разве можно без надобности летать над городом и железнодорожной станцией?

Шевченко молчал. Вскоре на горизонте показалась узловая станция Киров, а за ней и сам город. Впереди снова засверкали вспышки зенитных снарядов. Штурман приник к окуляру прицела. Не обращая внимания на зенитный огонь, он командует:

— Три влево! Еще! Так держать!

Иконников старается не дышать, выдерживая боевой курс. Штурман действует четко и быстро, он должен положить взрывной металл как надо.

— Сброс! — кричит Петро.

И тут же экипаж ощутил легкие толчки — одна за другой отрывались бомбы. Через десяток секунд они рвутся среди железнодорожных составов.

— Взорвался вагон, теперь другой! — кричит Саша Поляков.

— Вспыхнул эшелон! — добавляет Николай Страхолет. Летчик боевым разворотом уходит вверх, в облака.

Но вскоре вываливается из них с резким скольжением на крыло.

— Фу ты, не держат еще меня облака, — сказал Иконников и добавил: — Освоим, обязательно освоим и эту премудрость!..

На другой день экипаж Иконникова вторично слетал на узловую станцию Киров. Авиаторы разрушили железнодорожные пути и сожгли склад горючего. В коротком воздушном бою Страхолет и Поляков сбили «мессер». Правда, был легко ранен сержант Поляков, а самолет получил до трех десятков пробоин.

Потом экипаж Иконникова летал на Спас-Деменск, действовал по живой силе и технике врага. Работая в сложных метеоусловиях, молодой экипаж уверенно набирал силы, авиаторы успешно громили врага, рвавшегося к Москве.

В двадцатых числах октября начались оборонительные бои на тульском направлении. Они велись войсками Западного фронта против наступавшей 2-й танковой армии противника. Свой удар гитлеровцы наносили вдоль шоссе Орел — Тула. Славную страницу в историю Московской битвы вписали защитники Тулы. Этот героический город встал непреодолимой преградой на пути южной ударной группировки врага. Войска 50-й армии Тульского района ПВО при поддержке отрядов тульских рабочих отразили все атаки гитлеровских войск.

В те грозные дни нашей 40-й авиадивизии и другим частям 1-го авиакорпуса было приказано выделить максимальное количество экипажей и перебазировать их поближе к фронту. По всем воинским частям и соединениям, по всем аэродромам набатом разнесся призыв коммунистов: «За нами — Москва, ни шагу назад!» Летчики, штурманы, радисты и стрелки, презирая смерть, с честью выполняли свой долг перед Родиной.

За короткий осенний день бомбардировщики успевали выполнить по два-три вылета. Но боевой работе сильно мешала погода. Временами она портилась неожиданно, и тогда снежные и дождевые заряды внезапно застигали экипажи в воздухе. И все же не проходило дня, чтобы наши товарищи, летая звеньями и в одиночку, не сбрасывали на врага по две-три тонны бомб. Основными целями бомбардировщиков оставались фашистские танки и моторизованные войска — главная ударная сила врага. Авиаторы обнаруживали и громили противника на прифронтовых дорогах, в оврагах и лесах, на железнодорожных станциях.

— Ни одной бомбы мимо цели! — ставя задачу, говорил нам командир дивизии полковник Батурин.

И летчики, не считаясь ни с какими трудностями, выполняли полет за полетом. Батурин, опытный, хладнокровный, прекрасно знающий летное дело командир, постоянно ободрял товарищей, подсказывал им наиболее верные решения при выполнении трудного задания. Ему было приятно сознавать, что его энергия, усилия командиров и политработников не пропадают даром, что летные экипажи постоянно оказывают неоценимую помощь нашим наземным войскам, проявляя при этом мужество, отвагу в героизм».

А теперь, у кого хватит терпения, погрузимся в хронику 40 АД за октябрь 41-го:

На 1.10.41 г. в 53 ДБАП числится 22 исправных самолета и 19 не исправных, 29 боеготовых экипажа, из них 9 готовых вести боевую работу ночью. 3 самолета на вынужденной посадке. 7 самолетов на ремонте. В командировке 16 исправных самолетов, 12 боеготовых экипажей, из них 9 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушева 6 самолетов исправных, 13 неисправных.  15 экипажей готовы к выполнению боевого задания днем. 2 самолета на ремонте.

На 1.10.41 г. в 7 ДБАП числится 18 исправных самолетов и 14 не исправных, 28 боеготовых экипажа, из них 17 готовых вести боевую работу ночью. 5 самолетов на вынужденной посадке. 8 самолетов на ремонте. В командировке 11 исправных самолетов, 16 боеготовых экипажей, из них 16 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушево 7 самолетов исправных, 2 неисправных.  10 боеготовых экипажей, из них 1 готов к выполнению боевых заданий ночью. 2 самолета на ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

1.10.41 г. днем 40 АД работала в районе Любань, уничтожая войска противника. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15].

53 ДБАП совершил два боевых вылета. В первом шестью Дб-3ф в период 15:54 -16:07 с Н=3000 м было сброшено 25 шт. ФАБ-100; 4 шт. ФАБ-50; 36 шт. АО-50-20-25-15 и 5000 листовок. На базу вернулись 5 самолетов. Общий налет 13 часов 45 минут. Во втором вылете участвовало три Дб-3ф и в 20:50 с Н=2200 м произвели бомбардировку 20 шт. ФАБ-100, 2 шт. ФАБ-50 и 80 шт. АО-10. Все три бомбардировщика вернулись на базу. Общий налет составил 10 часов 10 минут.

Дб-3ф за № 719а 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Войтехов, штурман лейтенант Норхин, стрелок-радист сержант Телига, стрелок красноармеец Шленин, 1.10.41 г. не вернулся с боевого задания из района Любань – Шапка. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан.  [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Войтехов Сергей Степанович 1916 г.р., 40 ад 53 дбап, летчик, лейтенант, пропал без вести 01.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Нохрин (Норхин [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]) Петр Иванович, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, штурман, лейтенант, пропал без вести 01.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Телига Владимир Федорович, 1917 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, сержант, пропал без вести 01.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Шлепин (Шленин [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]) Николай Петрович, 1911 г.р., 40 ад 53 дбап, воздушный стрелок, красноармеец пропал без вести 01.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].

7 ДБАП первый боевой вылет произвел четырьмя Дб-3ф и в 16:20 с Н=1700 м было сброшено на цель 10 шт. ФАБ-100 и 10 шт. ФАБ-50.  Все 4 бомбардировщика вернулись на свою базу. Общий налет составил 14 часов 35 минут.  Второй боевой вылет произведен одним Дб-3ф и в 20:50 произвел бомбометание цели с Н=1600 м десятью ФАБ-10. Вернулся на свой аэродром с налетом 3 часа 15 минут. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15].

На 2.10.41 г. в 53 ДБАП числится 21 исправный самолет и 19 не исправных, 28 боеготовых экипажей, из них 12 готовых вести боевую работу ночью. 3 самолета на вынужденной посадке. 6 самолетов на ремонте. В командировке 16 исправных самолетов, 12 боеготовых экипажей, из них 9 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушево 5 самолетов исправных, 14 неисправных.  15 боеготовых экипажей, из них 3 экипажа готовы к выполнению боевых заданий ночью.  1 самолет вернулся с места вынужденной посадки. 1 самолет не вернулся с боевого задания по неизвестной причине. 2 самолета на ремонте.
Лейтенант Белоусов совершил перелет с аэродрома Монино на аэродром Якушево. Экипаж Войтехова не вернулся с боевого задания.

На 2.10.41 г. в 7 ДБАП числится 18 исправных самолетов и 14 не исправных, 28 боеготовых экипажа, из них 17 готовых вести боевую работу ночью. 5 самолетов на вынужденной посадке. 8 самолетов на ремонте. В командировке 11 исправных самолетов, 16 боеготовых экипажей, из них 16 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушево 7 самолетов исправных, 2 неисправных.  10 боеготовых экипажей, из них 1 готов к выполнению боевых заданий ночью. 2 самолета на ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

2.10.41 г.  в ночь 40 АД двумя Дб-3 ф 53 ДБАП и одним Дб-3ф 7 ДБАП работала на уничтожение войск противника в районе Духовщины и в 02:14 с Н=800 м бомбардировщики отбомбились 30 шт. ФАБ-100. На свой аэродром вернулись два Дб-3ф 53 ДБАП. Общий налет составил 15 часов 30 минут, [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15].

Пришлось покопаться при поиске не вернувшегося 2.10.41 г. бомбардировщика из 7 ДБАП. В донесении о безвозвратных потерях 40 АД [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15], за 2 октября 41-го ничего по этому поводу не значится. А вот за 3 октября среди не вернувшихся экипажей, летавших на цель в районах Середина-Буда и Новгород-Северск, «затесалась» запись, в которой указывается экипаж капитана Язькова из 7 ДБАП, не вернувшегося из района Духовщина. 

Дб-3ф за № 1020 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик капитан Язьков, штурман лейтенант Савинов, стрелок-радист ст. сержант Горбунов, стрелок мл. сержант Криворучко, 3.10.41 г. не вернулся с боевого задания из района Духовщина. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан.  [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Но на «Мемориале» данных ни на одного члена из этого экипажа за 3 октября не приводится. Расширил временной диапазон поиска, указав не конкретную дату, а только месяц и год – «10.1941» и получил, наконец-то, следующий результат:

Язьков Алексей Борисович, 7 авп, (зам. командира эскадрильи 53 дбап [ЦАМО, Ф.33, Оп. 11458, Д. 15]) капитан, пропал без вести 02.10.1941 в районе г. Духовщина, [ЦАМО, Ф.58, Оп. 818883, Д. 723].
Савинов Яков Никифорович, 1914 г.р., 7 дбап, пом. штурмана эскадрильи, лейтенант, убит (пропал без вести [ЦАМО, Ф.56, Оп. 12220, Д. 63]) 02.10.1941 г. [ЦАМО, Ф.33, Оп. 11458, Д. 15].
Дополнительных данных на стрелка-радиста ст. сержанта Горбунова и стрелка мл. сержанта Криворучко обнаружено так и не было.

2.10.41 г. 53 ДБАП семью Дб-3ф продолжил уничтожать войск противника в районе Любань. В период 15:50-16:47 с Н=1200 м было сброшено 27 шт. ФАБ-100, 4 шт. ФАБ-50, 6 шт. АО-50-20-25-15 и 40 шт. АО-10. На базу вернулись шесть бомбардировщиков. Общий налет составил 19 часов 27 минут.

Дб-3ф за № 1615 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Кондратьев, штурман лейтенант Манагадьзе, стрелок-радист сержант Головнев, стрелок ефрейтор Хропкин, 2.10.41 г. не вернулся с боевого задания из района Любань. Был сбит истребителем противника. Летчик жив. Остальные члены экипажа погибли. Самолет списан.  [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Моногадзе (Манагадьзе [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]) Шалва Игнатьевич, 1911 г.р., 40 ад 53 дбап, штурман, лейтенант, убит 02.10.1941 г., первичное место захоронения Ленинградская обл., Валдайский р-н, д. Муры. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Головнев Митрофан Поликарпович, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, сержант, убит в воздушном бою 02.10.1941 г., первичное место захоронения Ленинградская обл., Валдайский р-н, д. Муры. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Хроник (Хропкин [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]) Александр Александрович, 1916 г.р., 40 ад 53 дбап, воздушный стрелок, ефрейтор, убит в воздушном бою 02.10.1941 г., первичное место захоронения Ленинградская обл., Валдайский р-н, д. Муры. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].

С определенной долей вероятности можно предположить, что летчик лейтенант Кондратьев, спасшийся на парашюте или сумевший вовремя покинуть самолет при аварийной посадке, принял непосредственное участие в похоронах своих товарищей, иначе откуда место захоронения было указано в Донесении о безвозвратных потерях 40 АД? Только со слов самого Кондратьева.

И 7 ДБАП последовал братскому полку и пятью Дб-3ф в период 15:48- 16:24 с Н=800 м отбомбился по выше указанной цели 20 шт. ФАБ-100 и 20 шт. ФАБ-50. Все 5 Дб-3ф вернулись на базу с общим налетом 20 часов 00 минут, [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15].

На 3.10.41 г. в 53 ДБАП числится 21 исправный самолет и 18 не исправных, 27 боеготовых экипажей, из них 12 готовых вести боевую работу ночью. 3 самолета на вынужденной посадке. 6 самолетов на ремонте. В командировке 16 исправных самолетов, 12 боеготовых экипажей, из них 9 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушева 5 самолетов исправных, 13 неисправных.  14 боеготовых экипажей, из них 3 готовы к выполнению боевого задания ночью. 1 самолет не вернулся с боевого задания по неизвестным причинам. 2 самолета на ремонте.
Экипаж лейтенанта Кондратьева не вернулся с боевого задания.

На 3.10.41 г. в 7 ДБАП числится 19 исправных самолетов и 13 не исправных, 28 боеготовых экипажей, из них 17 готовых вести боевую работу ночью. 5 самолетов на вынужденной посадке. 7 самолетов на ремонте. В командировке 11 исправных самолетов, 16 боеготовых экипажей, из них 16 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушево 7 самолетов исправных, 1 неисправный.  10 боеготовых экипажей, из них 1 готов к выполнению боевых заданий ночью. 1 самолета на ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

3.10.41 г. 40 АД работала в районе Середина-Буда и Новгород-Северск, уничтожая войска противника. 53 ДБАП шестью Дб-3ф в 14:36 с Н=2800 м разгрузился над целью 48 шт. ФАБ-100. На базу вернулись лишь три Дб-3ф. Общий налет составил 36 часов 00 минут. 7 ДБАП так же шестью Дб-3ф в 14:28 отбомбился с Н=2300 м 48 шт. ФАБ-100. На базу вернулись 5 бомбардировщиков. Общий налет составил также 36 часов 00 минут.

Дб-3ф за № 5805 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик ст. лейтенант Щетенко, штурман лейтенант Алексеев, стрелок-радист Глизница, стрелок Мельник, 3.10.41 г. сел вынуждено в результате катастрофы у д. Поповская в 27 км с.-в. Рыбинска. Стрелок-радист погиб. Самолет списан.  [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Глизнуца (Глизница [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]) Никита Иванович, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, мл. сержант, убит 02.10.1941, [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].

Не совсем понятно, как погиб мл. сержант Глизница (это более точное написание этой фамилии): либо он был убит при выполнении боевого задания, либо погиб во время аварийной посадки. В одном донесении значится – «убит», а в другом - «погиб».

Дб-3ф за № 5904 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Зеленский, штурман Стогин, стрелок-радист Шерстяных, стрелок Котельников, 3.10.41 г. при возвращении с боевого задания из района Духовщина произвел вынужденную посадку у д. Колотушка в 45 км от Горького. Экипаж жив. 25.10.41 г. был перегнан в Мононо для переустановки двигателей. Возвращен на свой аэродром Дягилево 5.11.41 г. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Дб-3ф 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Поветкин, штурман Купеев, стрелок-радист Тоничко, стрелок Лопин, 3.10.41 г. при возвращении с боевого задания из района Середина-Буда, Новгород-Северск произвел вынужденную посадку из-за неисправности матчасти. Экипаж жив.  Самолет вернулся на аэродром Сталиногорск.  [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Дб-3ф за № 1705 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Арапов, штурман Романюк, стрелок-радист Гудимов, стрелок Добрягин, 3.10.41 г. при возвращении с боевого задания из в районе Середина-Буда и Новгород-Северск района Середина-Буда, Новгород-Северск произвел вынужденную посадку в Воронеже. Перелетая в Дягилево, вторично сел вынужденно. Из-за неосторожного обращения с огнем при курении самолет сгорел. Экипаж жив.  Самолет списан.  [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Дб-3ф за № 743 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик Кашпуров, штурман Зимонин, стрелок-радист Самойлов, стрелок Морозов, 3.10.41 г. при возвращении с боевого задания из в районе Середина-Буда и Новгород-Северск совершил аварийную посадку на аэродроме Чернево. Самолет разбит, в результате чего списан. Экипаж жив. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Дб-3ф 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик Грудаков, штурман Усачев, стрелок-радист Антожико, стрелок Хохич, 3.10.41 г. при возвращении с боевого задания из в районе Середина-Буда и Новгород-Северск совершил аварийную посадку в районе Орла. Самолет уничтожен нашими войсками. Экипаж жив. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

На 4.10.41 г. в 53 ДБАП числились 22 исправных самолета и 14 не исправных, 25 боеготовых экипажа, из них 10 готовых вести боевую работу ночью. 3 самолета находились на вынужденной посадке. 6 самолетов находились на ремонте. В командировке 22 исправных самолетов, 18 боеготовых экипажей, из них 10 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушево исправных самолетов нет, 9 неисправных.  6 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета не вернулись с боевого задания по неизвестной причине. 2 самолета находятся в ремонте.
Два экипажа Шетенко и Зеленского не вернулись с боевого задания. Один самолет передали из 53 ДБАП в 7 ДБАП.

На 4.10.41 г. в 7 ДБАП числится 18 исправных машины, 14 не исправных, 27 боеготовых экипажа, из них 16 готовых выполнять боевую работу ночью. 5 самолетов находились на вынужденной посадке. 8 самолетов были на ремонте. В командировке 17 исправных самолетов, 22 боеготовых экипажей, из них 16 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якошево 1 самолет исправный и 2 не исправных, 3 боеготовых экипажа для полетов днем. 1 самолет не вернулся с боевого задания по неизвестным причинам. 2 самолета на ремонте.
Один самолет перелетел с аэродрома Калязин на аэродром Староселье. Один самолет не вернулся с боевого задания /капитан Язьков/. Один самолет принят от 53 ДБАП.

4.10.41 г. 40 АД работала в районе Кромы на уничтожение танков противника. 53 ДБАП одним и 5 ДБАП пятью Дб-3ф в период 12:42-12:57 с Н=3400-3500 м сбросили по цели 50 ФАБ-100. На базу вернулись один Дб-3 ф 53 ДБАП и 4 Дб-3ф 7 ДБАП. В воздушном бою экипажами 7 ДБАП был сбит 1 самолет противника. Соответственно налеты составили 2 часа 10 минут и 10 часов 50 минут.

Дб-3ф за № 2510 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Тяпченко, штурман, стрелок-радист, стрелок, 4.10.41 г. сел вынужденно в районе станции Товарково у д. Попариха без шасси. Экипаж жив. Самолет отправлен на ремонт в Сызрань ж.-д. транспортом 27.10.41 г. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

По уточненным данным на 5.10.41 г. два экипажа из 53 ДБАП, которые 4.10.41 г. были указаны как не вернувшиеся с боевого задания, сидят на вынужденной д. Колотушка и д. Поповское.

5.10.41 г. один самолет 7 ДБАП 5.10.41 г. перелетел из Хотилово в Староселье. 6.10.41 г. один самолет 7 ДБАП перелетел с аэродрома Староселье на аэродром Монино. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

На 8.10.41 г. в 53 ДБАП числились 23 исправных самолета и 16 не исправных, 32 боеготовых экипажа, из них 10 готовых вести боевую работу ночью. 5 самолета находились на вынужденной посадке. 7 самолетов находились на ремонте. В командировке 22 исправных самолетов, 18 боеготовых экипажей, из них 10 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушево 1 самолет исправный, 9 неисправных.  12 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета находятся в ремонте.
Один самолет перелетел из Кашина в Якушево /передан от 203 ДБАП/

На 8.10.41 г. в 7 ДБАП числились 18 исправных самолета и 14 не исправных, 27 боеготовых экипажа, из них 16 готовых вести боевую работу ночью. 4 самолета находились на вынужденной посадке. 9 самолетов находились на ремонте. В командировке 17 исправных самолетов, 22 боеготовых экипажей, из них 16 экипажей готовых работать ночью.

На аэродроме базирования Якушево 1 самолет исправный, 2 неисправные.  3 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета находятся в ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

8.10.41 г. 40 АД двумя Дб-3ф 53 ДБАП и тремя Дб-3ф 7 Дб-3ф действовала на уничтожение автоколонн, двигающихся по шоссе Суземка - Севск, Дмитров - Орловск. В период 10:07-10:16 с Н=300-600 м было сброшено соответственно 16 и 24 шт. ФАБ-100. На свои аэродромы вернулись два самолета 53 ДБАП и два самолета 7 ДБАП. Общий налет соответственно 8 часов 44 минуты и 10 часов 36 минут.

Дб-3ф 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик Куровский, штурман, стрелок-радист, стрелок, 8.10.41 г. при возвращении с боевого задания из района Суземка - Севск, Дмитров - Орловск совершил вынужденную посадку в Старом Осколе. Экипаж жив. Самолет перелетел на аэродром Сталиногорск 10.10.41 г. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

На 9.10.41 г. в 53 ДБАП числились 23 исправных самолета и 16 не исправных, 32 боеготовых экипажа, из них 11 готовых вести боевую работу ночью. 4 самолета находились на вынужденной посадке. 7 самолетов находились на ремонте. В командировке 22 исправных самолетов, 18 боеготовых экипажей, из них 10 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушева 1 самолет исправный, 10 неисправные.  12 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолет вернулся с вынужденной посадки. 2 самолета находятся в ремонте.
Один самолет вернулся в Якушево с места вынужденной посадки из Иваньково.

На 9.10.41 г. в 7 ДБАП числились 18 исправных самолета и 14 не исправных, 29 боеготовых экипажей, из них 16 готовых вести боевую работу ночью. 4 самолета находились на вынужденной посадке. 9 самолетов находились на ремонте. В командировке 17 исправных самолетов, 22 боеготовых экипажей, из них 16 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Староселье 1 самолет исправный, 5 неисправные.  6 боеготовых экипажей для работы днем. 5 самолетов на ремонте.
7 ДБАП перебазировался на новое место дислокации аэродром Староселье. Один самолет из Монино после установки моторов перелетел на аэродром Староселье. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

9.10.41 г. 53 ДБАП пятью Дб-3ф летал на уничтожение живой силы и мотомехчастей противника в районе Жиздра. В период 12:43-14:38 с Н=2000 м пятерка отбомбилась 36 шт. ФАБ-100 и 10 шт. АО-50-20-25-15. Все пять Дб-3ф вернулись на свою базу. Общий налет составил 9 часов 29 минут.

На 10.10.41 г. в 53 ДБАП числится 24 исправных самолетов и 15 не исправных, 32 боеготовых экипажа, из них 11 готовых вести боевую работу ночью. 3 самолета находились на вынужденной посадке.  5 самолетов находились на ремонте. В командировке 22 исправных самолетов, 18 боеготовых экипажей, из них 10 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Якушево 2 самолет исправный, 10 неисправные.  12 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолет вернулся с вынужденной посадки. 2 самолета на ремонте.
Один самолет вернулся в Якушево с места вынужденной посадки из Василькова.

На 10.10.41 г. в 7 ДБАП числится 21 исправный самолет и 11 не исправных, 28 боеготовых экипажа, из них 16 готовых вести боевую работу ночью. 4 самолета находились на вынужденной посадке. 7 самолетов на ремонте. В командировке 17 исправных самолетов, 22 боеготовых экипажей, из них 16 экипажей готовых работать ночью.
На аэродроме базирования Староселье 4 самолета исправные, 2 неисправные.  5 экипажей готовы к выполнению боевого задания. 2 самолета на ремонте.

10.10.41 г. Один Дб-3ф 53 ДБАП вылетал на разведку частей противника в районе Жиздра и благополучно вернулся на свой аэродром с налетом 1 час 00 минут. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Два самолета 53 ДБАП 10.10.41 г. перелетели с аэродрома Якушева на аэродром Сушково. Четыре самолета 7 ДБАП перелетели с аэродрома Староселье на аэродром Сушково. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

11.10.41 г. 40 АД действовала на уничтожение мотомехчастей и танков противника в районе Жиздра. Два Дб-3ф 53 ДБАП в 12:35 с Н=1700 м отбомбились 20 шт. ФАБ-100, на базу вернулся один самолет. Общий налет 6 часов 17 минут. Три Дб-3ф 7 ДБАП в 12:44 с Н=1900 м отбомбились 30 шт. ФАБ-100, на базу вернулся все три самолета. Общий налет составил 9 часов 57 минут.

Дб-3ф за № 134 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Бабичев, штурман Тимохин, стрелок-радист Мельник, стрелок Лукин, 11.10.41 г. возвращаясь с боевого задания из района Жиздра сел вынужденно на аэродроме Калуга, имея множество пулевых и осколочных пробоин. Самолет уничтожен нашими войсками. Летчик, штурман и воздушный стрелок живы, стрелок-радист тяжело ранен. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Три самолета 53 ДБАП 12.10.41 г. перелетели с аэродрома Якушево на аэродром Сушково. Один самолет 7 ДБАП 12.10.41 г. перелетел с аэродрома Староселье на аэродром Сушково. Два самолета 7 ДБАП из Калязина отгружены на платформы для отправки в Монино. Один самолет 7 ДБАП из Шарыгино поле /Кимры/ отгружен на платформу для отправки в Монино. На вынужденных пасадках Хотилово /1 самолет/, Будаво /2 самолета/, и Феряскино /1 самолет/ самолеты уничтожены своими войсками при занятии территории противником. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

13.10.41 г. 40 АД работала на уничтожение мотомехчастей и танков противника в районе Гусево, Борбуково, Прудки. Три Дб-3ф 53 ДБАП и пять Дб-3ф 7 ДБАП в период 11:16 – 12:30 с Н=3600 м нанесли бомбовый удар соответственно 16 шт. ФАБ-100, 8 шт. ФАБ-50 и 16 шт. ФАБ-100, 24 шт. ФАБ-50. В воздушном бою экипажи 53 ДБАП сбили 3 самолета противника, экипажи 7 ДБАП один самолет противника. На свои аэродромы вернулись один Дб-3ф 53 ДБАП, и два Дб-3ф 7 ДБАП. Общий налет 53 и 7 ДБАП по 4 часа 00 минут у каждого.

Дб-3ф за № 451 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Бондарев, штурман, стрелок-радист, стрелок, 13.10.41 г. в районе Гусево, Бобруково, Прудки был сбит ЗА противника. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Бондарев Петр Яковлевич, 1916 г.р., 7 дбап, пилот, лейтенант, без вести 13.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 56, Оп. 12220, Д. 2].

Дб-3ф за № 1812 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик Петриченко, штурман, стрелок-радист, стрелок, 13.10.41 г. в районе Гусево, Бобруково, Прудки был сбит ЗА противника. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Петриченко Илья Иванович, 1916 г.р., 7 тбап, летчик, лейтенант, убит 13.10.1941 г., [ЦАМО, Ф.33, Оп. 11458, Д. 15].

Дб-3ф за № 2511 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик Лосенков, штурман, стрелок-радист, стрелок, 13.10.41 г. в районе Гусево, Бобруково, Прудки был сбит истребителем противника. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Лосенков Василий Иванович, 1919 г.р., 7 дбап, летчик, сержант, убит 13.10.1941 г. [ЦАМО, Ф.33, Оп. 11458, Д. 15].

Без привязки какому-либо экипажу находим еще одну потерю: Торишный Гавриил Архипович, 1912 г.р., 7 дбап, старший летнаб, ст. лейтенант, убит 13.10.1941 г. [ЦАМО, Ф.33, Оп. 11458, Д. 15].

Дб-3ф за № 2052 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик Малышев, штурман Дробышев, стрелок-радист Бобринский, стрелок Гизунов, 13.10.41 г. был сбит истребителем противника в районе Гусево, Бобруково, Прудки. Экипаж жив. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Дб-3ф за № 1557 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Мартынов, штурман Лебедев, стрелок-радист Тиняев, стрелок Котельников, 13.10.41 г. был сбит истребителем противника в районе Гусево, Бобруково. Прудки. Подбитый истребителем Ме-109, сел вынужденно с убранными шасси в районе М. Ярославца. Самолет уничтожен нашими войсками. Экипаж жив. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

15.10.41 г. 40 АД направила по одному Дб-3ф из 53 и 7 ДБАП на уничтожение войск противника в районе Кромы. Бомбардировщики с бомбами вернулись на свои аэродромы, не выполнив задание. Налет у каждого Дб-3ф составил 0 часов 57 минут.

Дб-3ф за № 2510 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик Петрищев, штурман, стрелок-радист, стрелок, 15.10.41 г. совершил вынужденную посадку без шасси в районе Вроскресенска. Экипаж жив. Самолет перелетел на аэродром Дягелово 1.11.41 г. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

На 16.10.41 г. /18:00/в 53 ДБАП числится 3 исправных самолета и 14 не исправных. 14 боеготовых экипажа для работы днем, из них 1 готовый вести боевую работу ночью. 2 самолета находились на вынужденной посадке.  9 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Якушево 2 самолет неисправные, 2 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Пять самолетов 53 ДБАП 16.10.41 г. перелетели с аэродрома Якушево на аэродром Сушково / Дягелево, Рязань/. Один самолет 53 ДБАП на вынужденной у д. Поповское списан /разбит и взорван бомбами при посадке/. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].


На 16.10.41 г./18:00/ в 7 ДБАП числится 10 неисправных самолетов, 7 боеготовых экипажа для работы днем. 3 самолета находились на вынужденной посадке. 7 самолетов на ремонте.
Один самолет 7 ДБАП 16.10.41 г. перелетел с аэродрома Староселье на аэродром Сушково. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

17.10.41 г. 53 ДБАП тремя Дб-3ф вылетел на уничтожение мотомехчастей и танков противника в районе Ферзиково. В 13:18 с Н=2350 м было сброшено 2 шт. ФАБ-100 и 26 шт. ФАБ-50. На свой аэродром вернулись два Дб-3ф. Общий налет составил 4 часа 15 минут.

Дб-3ф за № 1156 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Колоткин, штурман лейтенант Подорожный, стрелок-радист мл. сержант Громов, стрелок красноармеец Сарамуд, 17.10.41 г. при возвращении с боевого задания из района Серебряные Пруды у д. Б. Коровино потерпел авиакатастрофу, войдя в пике и врезавшись в землю. Из всего экипажа живым омстался только летчик. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Подорожный Борис Тимофеевич, 1917 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-бомбардир, лейтенант, погиб 17.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Сарамуд Федор Данилович, 1914 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, ефрейтор, погиб 17.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Громов Борис Алексеевич, 40 ад 53 дбап, воздушный стрелок, красноармеец, погиб 17.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].

7 ДБАП поднял в воздух один Дб-3ф на уничтожение войск противника в районе Бородино. В 13:14 с Н=2700 м экипаж произвел бомбардировку цели девятью ФАБ-100. Самолет на базу не вернулся. Налет составил 1 час 00 минут.

Дб-3ф за № 1634 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Прокофьев, штурман лейтенант Макаров, стрелок-радист ст. сержант Шумеев, стрелок сержант Никонов, 17.10.41 г. не вернулся с боевого задания. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Кроме выше приведенных данных других подробностей по экипажу лейтенанта Прокофьева обнаружить не удалось.

53 ДБАП одним Дб-3ф произвел в 16:13 с Н=1300 м бомбардировку девятью ФАБ-100 мотомехчастей и танков противника в районе Бородино и вернулся на свой аэродром. Налет составил 1 час 55 минут.

На 18.10.41 г. в 53 ДБАП числится 16 неисправных самолетов, 13 боеготовых экипажа, из них 1 готовый вести боевую работу ночью. 2 самолета находились на вынужденной посадке.  Боевая потеря - 1 самолет. 16 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 9 самолет неисправные, 7 боеготовых экипажей для работы днем. 9 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Один самолет после выполнения задания вошел в отвесное пике и врезался в землю.
Самолеты с аэродрома Сушко во перебазировались на аэродром Дягилево.

На 18.10.41 г. в 7 ДБАП числится 9 неисправный самолетов, 6 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета находились на вынужденной посадке. 1 самолет не вернулся с боевого задания по неизвестной причине. 6 самолетов на ремонте.
Один самолет не вернулся с боевого задания /лейтенант Прокофьев/.
Самолеты с аэродрома Сушково перебазировались на аэродром Дягилево.
На аэродроме базирования Дягилево 2 самолета неисправные, 3 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета на ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

18.10.41 г. 40 АД вела боевую работу на уничтожение мотомехчастей и танков противника в районе Синявино.  53 ДБАП в 14:08 двумя Дб-3ф с Н=2400 м отбомбился по цели 18 шт. ФАБ-100. Все самолеты вернулись на свою базу. Общий налет составил 4 часа 15 минут. 7 ДБАП так же двумя Дб-3ф, но в 15:27 с Н=1900 м. атаковал цель 16 шт. ФАБ-100. Оба бомбардировщика благополучно вернулись на свой аэродром. Общий налет составил 4 часа 00 минут.

19.10.41 г. летчик Лысенко 7 ДБАП перелетел с места вынужденной посадки Узловая на аэродром Сушково.

На 21.10.41 г. в 53 ДБАП числится 3 исправных самолета и 13 неисправных. 16 боеготовых экипажей, из них 1 готовый вести боевую работу ночью. 2 самолета находились на вынужденной посадке.  12 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 3 исправных самолетов и 6 неисправных,9  боеготовых экипажей для работы днем. 5 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.

На 21.10.41 г. в 7 ДБАП числится 1 исправный самолет и 8 неисправный самолетов, 10 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета находились на вынужденной посадке. 8 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 1 исправных самолетов и 1 неисправных, 3 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолета на ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

21.10.41 г. 53 ДБАП пятью Дб-3ф взлетел на уничтожение мотомехчастей и танков противника в районе Медынь-Боровск. В период 13:38 – 15:35 с Н=400-600 м экипажи произвели бомбардировку цели 31 шт. ФАБ-100. На свой аэродром вернулись 4 самолета. Общий налет составил 7 часов 9 минут.

Дб-3ф за № 1709 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик капитан Саакян, штурман капитан Крыжан, стрелок-радист ст. сержант Масленников, стрелок мл. сержант Душко, 21.10.41 г. не вернулся с боевого задания из района Медынь – Боровск.  Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Саакян Артур Матвеевич, 1908 г.р., 40 ад 53 дбап, командир АЭ, капитан, пропал без вести 21.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Крыжан Федор Кириллович, 1901 г.р., 40 ад 53 дбап, штурман АЭ, капитан, пропал без вести 21.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Масленников Александр Иванович, 1915 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, ст. сержант, пропал без вести 21.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Душко Алексей Иванович, 1917 г.р., 40 ад 53 дбап, воздушный стрелок, мл. сержант, пропал без вести 21.10.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].

На 22.10.41 г. в 53 ДБАП числится 4 исправных самолета и 11 неисправных. 15 боеготовых экипажей, из них 1 готовый вести боевую работу ночью. 2 самолета находились на вынужденной посадке.  11 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 4 исправных самолетов и 4 неисправных, 9 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолет не вернулся с боевого задания по неизвестным причинам. 4 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Экипаж капитана Саакяна не вернулся с боевого задания.

На 22.10.41 г. в 7 ДБАП числится 1 исправный самолет и 8 неисправный самолетов, 10 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета находились на вынужденной посадке. 8 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 1 исправных самолетов и 1 неисправных, 3 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолета на ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

22.10.41 г. Семь Дб-3ф 53 ДБАП в 10:38 с Н=1200 м нанесли бомбовый удар 48 шт. ФАБ-100 по мотомехчастям противника в районе Малоярославец – Воробьи и Гжатск. Все семь бомбардировщиков вернулись на свой аэродром. Общий налет составил 12 часов 19 минут.

Два Дб-3ф 7 ДБАП в 10:45 с Н=1200 м атаковали скопление живой силы противника в районе д. Трясь, сбросив на цель десять ФАБ-100. Оба бомбардировщика благополучно вернулись на свой аэродром, налетав 2 часа 34 минуты.

На 23.10.41 г. в 53 ДБАП числится 5 исправных самолетов и 10 неисправных, 15 боеготовых экипажей, из них 1 экипаж готовый работать ночью. 2 самолета находились на вынужденной посадке.  10 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 5 исправных самолетов и 4 неисправных, 9 боеготовых экипажей для работы днем. 4 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Один самолет перелетел с аэродрома Монино на аэродром Дягилево.

На 23.10.41 г. в 7 ДБАП числится 3 исправных самолета и 6 неисправных. 10 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета находились на вынужденной посадке. 6 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 3 исправных самолетов и 1 неисправных, 5 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолета на ремонте.
Два самолета перелетело с аэродрома Монино на аэродром Дягилево. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

23.10.41 г. 40 АД четырежды за этот день поднимала бомбардировщики своих авиаполков на уничтожение мотомехвойск противника в районе Можайска.

Четыре Дб-3ф 53 ДБАП в период 9:43 – 12.06 с Н=350-2100 м сбросили на цель 26 шт. ФАБ-100. Все четыре Дб-3ф вернулись на свой аэродром, налетав 8 часов 00 мину.

Три Дб-3ф 7 ДБАП в период 10:42 – 11:04 с Н=200-400 м отбомбились 24 шт. ФАБ-100. На базу вернулись два самолета. Общий налет составил 8 часов 30 минут. Затем два Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на цель и в 14:49 с Н=650 м было сброшено 7 шт. ФАБ-100. На базу вернулся один бомбардировщик. Общий налет составил 3 часа 30 минут.

Дб-3ф за № 835 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Захаров, штурман лейтенант Васильев, стрелок-радист ст. сержант Дзюбенко, стрелок мл. сержант Захаров, 23.10.41 г. не вернулся с боевого задания из района Можайска, был сбит истребителем противника.  Из экипажа остался в живых только штурман. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Захаров Иван Иванович, 1916 г.р., 7 дбап, младший летчик, мл. лейтенант, убит 23.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 11458, Д. 15]. Согласно Наро-Фоминского историко-краеведческого музея первичное место захоронения: Московская обл., Наро-Фомимнский р-н, Каменский с/с, д. Зинаевка.

На ст. сержанта Дзюбенко и мл. сержанта Захарова боле полной информации не обнаружено.

Дб-3ф за № 755 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик сержант Шаров, штурман лейтенант Филипов, стрелок-радист сержант Утин, стрелок мл. сержант Даниленко, 23.10.41 г. при возвращении с боевого задания из района Можайска сел вынуждено в районе Арзамаса. Экипаж жив.  Самолет вернулся на аэродром Дягилево 24.10.41 г. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Дб-3ф за № 954 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Куровский, штурман, стрелок-радист, стрелок, 23.10.41 г. сел вынуждено в районе д. Боровое в 100 км ю.-в.- Рязани. Экипаж жив.  Самолет вернулся на аэродром Дягилево 11.11.41 г. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

53 ДБАП тремя Дб-3ф в 15:40 произвели бомбовый удар по цели шестнадцатью ФАБ-100. Вернулись на базу два самолета. Общий налет составил 4 часа 11 минут.

Дб-3ф за № 1120 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Тяпченко, штурман, стрелок-радист, стрелок, 23.10.41 г. сел вынуждено без шасси в районе Острые Луки в 40 км ю.-в. Рязани. Экипаж жив.  Самолет вернулся на аэродром Дягилево 13.11.41 г. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

На 24.10.41 г. в 53 ДБАП числится 3 исправных самолетов и 12 неисправных, 15 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета находились на вынужденной посадке.  11 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 3 исправных самолетов и 5 неисправных, 9 боеготовых экипажей для работы днем. 5 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Один самолет /экипаж 7 ДБАП/ сел вынуждено на аэродроме Острые луки.

На 24.10.41 г. в 7 ДБАП числится 1 исправных самолета и 6 неисправных. 7 боеготовых экипажей для работы днем. 6 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 1 исправных самолетов и 1 неисправных, 2 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета не вернулись с боевого задания по неизвестным причинам. 1 самолета на ремонте.
Один самолет перелетел с аэродрома Сушкова на аэродром Дягилево.
Два самолета не вернулись с боевого задания/ Захаров, Шаров/.
Один самолет сел вынуждено в районе Боровое /Куровский/. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

24.10.41 г. 40 АД продолжила работу по предыдущей цели. Четыре Дб-3ф 53 ДБАП в период 10:08 – 13:07 с Н=1200 м сбросили по цели 24 шт. ФАБ-100. На свой аэродром вернулись три Дб-3ф. Общий налет составил 6 часов 12 минут. 7 ДБАП выпустил в этот день лишь один ДБ-3ф, но задание экипажу выполнить не удалось из-за плохих метеоусловий, посадку произвел на свой аэродром, налет составил 2 часа 50 минут.

Дб-3ф за № 5801 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Малышев, штурман лейтенант Дробышев, стрелок-радист мл. сержант Бобринский. стрелок мл. сержант Королев, 24.10.41 г. не вернулся с боевого задания из района Можайска. Лейтенант Малышев вернулся в полк. Штурман, стрелок-радист и стрелок пропали без вести. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15]. 

События с определенной вероятностью могли развиваться так: летчику удалось покинуть падающий самолет на парашюте, и он так и не сумел выяснить судьбы своих товарищей.

Дробышев Михаил Павлович, 1921 г.р., 40 ад 53 дбап, летчик-наблюдатель, лейтенант пропал без вести 24.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Бобринский Николай Иванович, 1921 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, мл. сержант без вести 24.10.1941г., [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].
Королев Георгий Глебович, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, воздушный стрелок, мл. сержант без вести 24.10.1941г., [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16].

На 25.10.41 г. в 53 ДБАП числится 2 исправных самолетов и 12 неисправных, 14 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета находились на вынужденной посадке.  11 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 2 исправных самолетов и 5 неисправных, 8 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолет не вернулись с боевого задания по неизвестным причинам 5 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Один самолет /летчик Малышев/ с боевого задания не вернулся.

На 25.10.41 г. в 7 ДБАП числится 2 исправных самолета и 7 неисправных. 9 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета находились на вынужденной посадке. 7 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 2 исправных самолетов и 2 неисправных, 4 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета вернулись с вынужденной. 2 самолета на ремонте.
Один самолет перелетел с места вынужденной посадки с аэродрома Хотилово на аэродром Дягилево.
Один самолет не вернувшийся с боевого задания 24.10.41 г. /Шаров/ возвратился на аэродром Дягилево. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

25.10.41 г. 40 АД работала на уничтожение мотомехчастей и танков противника на дорогах Калуга – Тарусса, Калуга – Алексин. 53 ДБАП пятью Дб-3ф на протяжении дня в период 9:53 – 15: 05 с Н=2000 м сбросил по целям 34 шт. ФАБ-100. Все пять Дб-3ф вернулись на свой аэродром. Общий налет составил 7 часов 48 минут. 7 ДБАП четырьмя Дб-3ф в период 9:07 – 15:08 с Н=800-2900 м сбросил по целям 35 ФАБ-100. Все четыре Дб-3ф вернулись на свой аэродром. Общий налет составил 6 часов 35 минут.

На 27.10.41 г. в 53 ДБАП числится 4 исправных самолетов и 10 неисправных, 14 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета находились на вынужденной посадке.  10 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 4 исправных самолетов и 3 неисправных, 8 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Один самолет /Зеленский/ с места вынужденной посадки Колотушка перелетел на аэродром Монино.

На 27.10.41 г. в 7 ДБАП числится 1 исправных самолета и 8 неисправных. 10 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета находились на вынужденной посадке. 8 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 1 исправных самолетов и 3 неисправных, 5 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета на ремонте.  [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

27.10.41 г. 40 АД продолжила работать по той же цели, что была 25.10.41 г. Восемь Дб-3ф 53 ДБАП в период 11:03- 14:05 с Н= 600-1100 м нанесли бомбовый удар по цели 48 шт. ФАБ-100, на базу вернулись все восемь Дб-3ф. Общий налет составил 10часов 18 минут. Четыре Дб-3ф 7 ДБАП в период 11:56 – 16:05 с Н=800 м отбомбились по цели 28 шт. ФАБ-100, все четыре Дб-3ф вернулись на свой аэродром, Общий налет составил 6 часов 15 минут.

На 28.10.41 г. в 53 ДБАП числится 4 исправных самолетов и 11 неисправных, 14 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета находились на вынужденной посадке.  11 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 4 исправных самолетов и 5 неисправных, 9 боеготовых экипажей для работы днем. 5 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Один самолет перелетел с аэродрома Сушково на аэродром Дягилево.
Один самолет /группы Сурова/ перелетел с места вынужденной посадки Михайлов на аэродром Дягилево.

На 28.10.41 г. в 7 ДБАП числится 2 исправных самолета и 7 неисправных. 10 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета находились на вынужденной посадке. 6 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 2 исправных самолетов и 2 неисправных, 5 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета на ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

28.10.41 г. 40 АД получила приказ уничтожить мотомехчасти противника в районах Детчино, Черная грязь, Высокиничи. Четыре Дб-3ф 53 ДБАП в период 13:15 – 14:00 с Н=700 м бомбили цели 24 шт. ФАБ-100. На свой аэродром вернулись три Дб-3ф. Общий налет составил 4 часа 20 минут. Два Дб-3ф 7 ДБАП в период 13:52 – 14:05 с Н=200 м произвели бомбовую атаку по целям 18 шт. ФАБ-100. Оба самолета вернулись на базу. Общий налет составил 5 часов 00 минут.

Дб-3ф за № 205 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Истомин, штурман лейтенант Полькин, стрелок-радист сержант Привалов, стрелок мл. сержант Литвин, 28.10.41 г. не вернулся с боевого задания из района Черная Грязь. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15]. 

Истомин Иван Григорьевич, 1917 г.р., 40 ад 53 дбап, пилот, лейтенант, пропал без вести 28.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15]. 
Полькин Иван Гаврилович, 1917 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-бомбардир, лейтенант, пропал без вести 28.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15]. 
Привалов Иван Михайлович, 1917 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, мл. сержант, пропал без вести 28.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15]. 
Литвин Дмитрий Иванович, 1919 г.р., 40 ад 53 дбап, воздушный стрелок, мл. сержант, пропал без вести 28.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15]. 

На 29.10.41 г. в 53 ДБАП числится 4 исправных самолетов и 10 неисправных, 13 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета находились на вынужденной посадке.  10 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 4 исправных самолетов и 4 неисправных, 8 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолет не вернулись с боевого задания по неизвестным причинам 5 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Один самолет /летчик Истомин/ с боевого задания не вернулся.

На 25.10.41 г. в 7 ДБАП числится 2 исправных самолета и 7 неисправных. 10 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета находились на вынужденной посадке. 7 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 2 исправных самолетов и 2 неисправных, 5 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета на ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

29.10.41 г. Цель осталась та же самая, что и в предыдущий раз.  Три Дб-3ф 7 ДБАП в 10:31 с Н=6000 м попытался нанести бомбовый удар по цели, но было сброшено всего две ФАБ-100. На базу вернулись два Дб-3ф. Общий налет составил 3 часа 20 минут. Пять Дб-3ф 53 ДБАП в 13:26 с Н=6300 м смогли сбросить лишь восемь ФАБ-100. На базу вернулись четыре бомбардировщика. Общий налет составил 5 часов 18 минут.

Дб-3ф за № 755 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Стрельченко, штурман ст. лейтенант Рябинин, стрелок-радист мл. сержант Виценко, стрелок мл. сержант Флегантов, 29.10.41 г. был сбит истребителем противника в районе Черная Грязь, Высокиничи.  Летчик, стрелок-радист, воздушный стрелок в госпитале, штурман жив. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15]. 

Дб-3ф за № 518 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Арапов, штурман сержант Романюк, стрелок-радист мл. сержант Гудимов, стрелок старшина Добрягин, 29.10.41 г. не вернулся с боевого задания из района Высокиничи, Сухиничи, Черная Грязь. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15]. 

Арапов Семен Иванович, 1917 г.р., 40 ад 53 дбап, пилот, лейтенант, пропал без вести 29.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].
Романюк Вячеслав Григорьевич, 1916 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-бомбардир, сержант, пропал без вести 29.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].
Гудима Николай Куприянович, 1919 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, мл. сержант, пропал без вести 29.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].
Добрягин Павел Иванович, 1914 г.р., 40 ад 53 дбап, воздушный стрелок,  красноармеец, пропал без вести 29.10.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

На 30.10.41 г. в 53 ДБАП числится 2 исправных самолета и 11 неисправных, 12 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета на вынужденной посадке.  11 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 2 исправных самолета и 4 неисправных, 6 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолет не вернулись с боевого задания по неизвестным причинам, 4 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Один самолет /Бабичев/ сел на вынужденную на аэродром Ряжск.
Один самолет/Арапов/ не вернулся с боевого задания.

На 30.10.41 г. в 7 ДБАП числится 8 неисправных самолетов, 8 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета на вынужденной посадке. 8 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 3 неисправных самолета, 4 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолет не вернулись с боевого задания по неизвестным причинам, 3 самолета на ремонте.
Один экипаж /Стрельченко/ с задания не вернулся. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

30.10.41 г. Два Дб-3ф 53 ДБАП летали на уничтожение мотомехчастей противника в районе Гжатск ожайск. В 11:09 с Н=500 м было сброшено всего восемь ФАБ-100. На базу вернулся лишь один самолет. Общий налет составил 2 часа 06 минут.

На 31.10.41 г. в 53 ДБАП числится 1 исправных самолета и 11 неисправных, 11 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета на вынужденной посадке.  11 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 1 исправный самолет и 4 неисправных, 5 боеготовых экипажей для работы днем. 1 самолет не вернулись с боевого задания по неизвестным причинам 4 самолета на ремонте. На аэродроме Якушево 2 неисправных самолета, 2 боеготовых экипажа для работы днем. 2 самолета на ремонте.
Один самолет/летчик Кулешов/ не вернулся с боевого задания.

На 31.10.41 г. в 7 ДБАП числится 8 неисправных самолетов, 8 боеготовых экипажей для работы днем. 2 самолета на вынужденной посадке. 8 самолетов на ремонте.
На аэродроме базирования Дягилево 3 неисправных самолета, 4 боеготовых экипажей для работы днем. 3 самолета на ремонте. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 35].

31.10.41 г. Два Дб-3ф 53 ДБАП летали на ту же цель, что была назначена 30.10.41 г. В период 10:40 – 14:05 с Н=300 м произвели бомбовую атаку по целям шестнадцатью ФАБ-100. Оба бомбардировщика вернулись на свой аэродром. Общий налет составил 4 часа 35 мину.

За период с 1.10.41 г. – по 1.11.41 г. 40 АД понесла следующие потери: сбито в воздушном бою – 6 самолетов (7 ДБАП – 2; 53 ДБАП – 4); сбито ЗА противника – 2 самолета (7 ДБАП – 2); не вернулись с боевого задания – 10 самолетов (7 ДБАП – 4; 53 ДБАП – 6); небоевые потери: катастрофы - 2 (53 ДБАП – 2); аварии – 3 (7 ДБАП – 1; 53 ДБАП – 2); погибло: летчиков -12 чел. (7 ДБАП – 6; 53 ДБАП – 6); летнабов, стрелков-бомбардиров – 14 чел. (7 ДБАП – 7; 53 ДБАП – 7); стрелков-радистов, стрелков – 32 чел. (7 ДБАП – 14; 53 ДБАП – 18), техников и механиков -1 чел. (53 ДБАП – 1); всего – 58 чел. (7 ДБАП – 27; 53 ДБАП – 31). Примечание: один самолет Дб-3 7 ДБАП в графе «аварии» отправлен со станции Товарково в Сызрань на ремзавод. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 48, Л.: 69].


Рецензии