Самогуды отрывок 1

Повесть под названием "Волшебная старость Алисы" переведена на английский язык Пушкинским фондом и преподнесена в дар английской королеве Елизавете II на 70-летие её царствования (в составе сборника "Королева Елизавета Вторая". М., "ГОСП", 2022г.).


Влада Ладная
САМОГУДЫ
Документальная фантасмагория
В произведении реальные факты
 и художественный вымысел перемешаны.
Претензии по поводу авторского
вымысла и интерпретаций не принимаются.

Эпиграф
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых.
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
А. Блок



ОТ АВТОРА
Приношу благодарность за помощь в написании этой повести Дяде Ване, Михаилу Никулину и Александру Ноябрьскому. Особая благодарность создателям творческой усадьбы  «Гуслица» Ирине Юрьевне Николаевой и Михаилу Хумму.



8 мая
ЗАМОК С БЮСТОМ ЛЕНИНА
Пурпурно-алый Гамаюн взирал с фрески на приезжающих.
«Опрометчиво выбирать такое в качестве символа, - подумала я. – Легенда гласит, что вещий Гамаюн пророчит несчастья».
Но тут закрутилось…
Передо мной предстал замок из красного кирпича, с маленькими готическими башенками, с флюгерами, с плющом на стене, с царско-кружевной чугунной торжественной лестницей. Но дальше этот образ стал распадаться на пиксели.
Обломок античной колонны. Детская горка с вентилятором, как у Карлсона, и кажется, что она вот-вот взлетит. Будда с отбитой головой.  Электрический стул. Бюст Ленина, чей постамент оклеен осколками  гжельской   керамики, и из остатков прилепленного чайника растут незабудки.
Белый огромный зал, с колоннами, с пятиметровыми потолками, с окнами от пола до потолка, за ними аллея старинных лип. А в зале индейский каяк, зрительская трибуна и качели в виде сказочных полумесяцев с курносым профилем.
Столовая. Брутальный кирпич стен. Пирамида в потолке. Ваза – женская голова, из неё растут спирали цветов. Старое пианино – внутренности наружу. Восточная музыка. За окном поют петухи.
Это – Гуслица, творческая усадьба в селе Ильинский Погост Егорьевского района.
От Москвы-то километров девяносто по прямой. Какая там может быть экзотика? Какие чудеса в 21 веке?
Но - другой мир.
Настолько другой, что почти параллельный.
Тебя заваливает информацией столь  разнородной и странной, что возникает желание тайком потрогать все здесь руками: «А это настоящее? И вообще где я?»
Сёла с названием Погост – самые древние на Руси. Княгиня Ольга создала эту административную единицу. В таких местах княжеская дружина собирала с населения дань.
То есть селу больше тысячи лет.  В селе найдены, например, редчайшие арабские монеты, им веков восемь. Значит, тут проходил оживлённый торговый путь, и по нему проезжали богатые купцы со всего света.
Расспрашиваю  гостей Гуслицы, откуда они.
Кто-то едет из Непала на Ямал. Кто-то  отсюда собрался во Францию. Кто-то прибыл из Германии и надолго осел тут.
Прошла тысяча лет, а особенность места та же: это караван-сарай людей со всех концов земли.
И это не единственный художественный повтор.
В окрестных деревнях с 17 века селились старообрядцы, скрывавшиеся в здешних заболоченных, непроходимых лесах от произвола царской власти. Люди они были предприимчивые и талантливые, всюду, где селились, открывали новые промыслы и мастерские по созданию предметов религиозного искусства: иконописные лавки, центры создания рукописных книг и сборников нот для духовного пения (так называемое крюковое письмо).
Название «Гуслица» вроде бы восходит к финскому «ель» или даже к западноевропейскому «колдун». Но мне нравится слышать в слове явное «гусли». Гусли-самоплясы. Гусли-самогуды. Символ древнерусского искусства. Волшебный артефакт из сказок. Он талант даровал. От кривды защищал.
Как случилось, что сейчас в Ильинском Погосте снова нашли приют творческие люди?
Похоже, некоторые места, как живые, тянутся к определённой работе. И как бы ни менялись исторические эпохи и власть, ареал вновь и вновь к своей работе возвращается.
И находит подходящих для этого подвижников.
Этот замок – на самом деле бывшая текстильная фабрика Морозовых, известных меценатов конца 19 – начала 20 века. Достаточно вспомнить, что они оказывали помощь МХАТу, содержали частную оперу, где пел Шаляпин, поддерживали художников, актёров, музыкантов.
Случайно ли появилась в селе хозяйка арт-резиденции Ирина Юрьевна Николаева, или высшие силы призвали её на служение искусству, как некогда Морозовых?

ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я АЛИСА
Меня зовут Алиса. И я недавно вышла на пенсию. Алиса состарилась.
А в Гуслицу я приехала перед смертью.  Врачи нашли у меня тяжелый порок сердца и отпустили мне месяца три жизни. Достаточно, чтобы написать здесь новую книгу.
Только никому не рассказывайте. Это мой маленький секрет.

ГЛЮКОФОНЫ И ТАБОР
Мне показывает чайную ГАЛИНА ПЕРФИЛОВА.
И снова гармония несовместимого,  парадоксы пространства и времени.
Здесь хранится роскошная коллекция музыкальных инструментов. Шаманские бубны, глюкофоны (похожи на обкатанные морем булыжники, расписаны в индейском стиле, издают космическую музыку),  шарок (древнерусская погремушка, обычно из бересты), джембе (западноафриканский барабан в форме кубка), марокканские барабаны, рамочные арабские барабаны рик (с тарелочками), индийские ударные, таджикские, тамбурин.  А ещё разнообразные флейты и трубы, баян, лютня, трещотки. Рав – похож на летающую тарелочку со звуком арфы.
И здесь же коллекция масок – венецианских и индейских. Шкаф в китайском стиле и комод в индийском (вещи тут специально состариваются). Рядом японские нэцке, кхмерская резьба, прекрасная картина Андрея Тимофеева, немного напоминающая работы Бакста, керамика в стиле ваби-саби Владимира Соломатова и его учеников. Мистические многогранники Дмитрия Хабарова, автора развивающих головоломок, трёхмерных крестиков-ноликов.
Всё это размещено в маленьком зимнем саду. Похоже на осколок заброшенного города  в сердце джунглей, как в мультике про Маугли. Где-то в глубине должны прятаться идолы, древние сокровища, ядовитые змеи, может быть, смерть…


Рецензии