Помним

75-летие Победы

Помним

...Если проехать по городам  и весям центра России, памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны землякам и братские захоронения воинов, отдавших свои жизни за освобождение этих мест от захватчиков, можно увидеть почти в каждом населённом пункте. Героев было много, всем памятники не поставить, да и не надо. Самый ценный памятник – это благодарность потомков, всех нас, живущих под мирным небом. Это горькая память и не проходящая боль нашего народа.

Мой рассказ о небольшом населённом пункте с ласковым и поэтичным названием – Смородинка, и о Героях, которые вложили свой вклад в приближение Великой Победы.  С этой деревней, расположенной в Мценском районе Орловской области,  ощущаю особую связь – оттуда идут мои корни. Смородинка. Откуда взялось такое название  — доподлинно не известно. У большинства людей, впервые услышавших его, возникают ассоциации с одноимённым кустарником. А некоторые проводят аналогию с другими словами  — либо самородок, либо смрад. Понятно, что родство с самородком предпочтительнее. Убеждена, мудрые далёкие предки не стали бы селиться в смрадном месте. Большой деревушка не была никогда – всего-то тридцать избушек, уютно расположившихся вокруг пруда, было накануне Великой Отечественной войны. А к началу 70-х годов прошлого века здесь оставалось десять домов…

... Населяли Смородинку на протяжении полутора столетий (а может, и более) честные труженики земли русской. Пахали, сеяли, убирали урожай, ухаживали за скотом. Долгими зимними вечерами женщины пряли, вязали, вышивали. И до чего мастерски у них всё получалось! Молодые влюблялись, женились, выходили замуж, рожали детей. Старики умирали, каждый в своё время. Тихо, мирно.

 Ветра революции и гражданской войны, похоже, пощадили Смородинку. Но перемены стали заметны. В эпоху коллективизации в деревне образовался колхоз "Красный сеятель", который, при первом же укрупнении, влился в состав соседнего  — имени Карла Маркса.

Выстояла Смородинка в тяжёлую годину Великой Отечественной войны. Мужчины доблестно сражались на фронтах. Женщины с детьми и старики, не успевшие эвакуироваться, переживали лихолетье дома. Линия фронта проходила далеко от деревни,  избы уцелели.

В послевоенные годы жизнь постепенно стала налаживаться. Приходилось нелегко. Не хватало мужских рук  — их навсегда забрала война.  Мужчины ушли защищать свою Родину. Ушли и не вернулись.  А дома их ждали матери, жёны, дети...

Много жителей Смородинки погибло в 43-ем, в ходе ожесточённых боёв, когда не успевали находить и захоранивать тела тех, кто не вернулся из боя. И, спустя пару месяцев, отсылали родным стандартные извещения  — пропал без вести. Летели такие трагические весточки в деревню Смородинку.
 
Егор Петрович Мосин пропал без вести в ноябре 1943-го, в 20 лет...
Василий Сергеевич Гордеев  — в сентябре, в 26 лет. А в армию он был призван ещё до войны — в 1939-ом...
Сергей Иванович Бывшев — в сентябре, в 34 года.
Дмитрий Наумович Бывшев  — в сентябре, в 28 лет.
Иван Иванович Алдохин  — в сентябре, в 38 лет.
Тимофей Устинович Бывшев  — в сентябре, в 33 года.
Федор Устинович Бывшев  — в сентябре, в 34 года.
Афанасий Макарович Бондарев  — в сентябре, в 22 года.
Логвин Иванович Алдошин  — в октябре, в 31 год.
Дмитрий Фролович Мосин  — в октябре, в 25 лет.
Алдошин Афанасий Семенович (1914 года рождения), пропал без вести 30.09.1941.
Алдошин Андрей Иванович (1918 г.р.), пропал без вести 25.06.1941.
Алдошин Егор Иванович, (1917 г.р.), пропал без вести 05.10.1941.
Левочкин Алексей Николаевич, красноармеец (1914г.р.), пропал без вести в январе 1944.

Яков Федотович Бывшев погиб в первый год войны, 29 ноябре 1941-го, в 25 лет.
А Михаил Фролович Мосин  погиб незадолго до Победы, в январе 45-го, в 32 года, в Чехословакии. Где-то там, в каком-то поселении с непривычным для нашего слуха названием Хамор и был захоронен. Сохранилось ли это захоронение?..

Все эти воины были жителями небольшой деревушки Смородинки. Низкий им всем поклон и светлая память! Могу предположить, что печальный список не полный. Я начала собирать сведения слишком поздно, когда уже не у кого было спросить, родные воинов ушли в мир иной, а сыновья и мужья многих из них так и остались – пропавшими без вести. Скупые строки Книги Памяти хранят  имена и даты жизни погибших за Победу молодых солдат. И имена их родных, которых боль тяжёлой утраты не оставляла ни на минуту...

Не вернулись они в родные места, осиротели дети у тех, кто до войны успел обзавестись семьёй, вдовам выпала тяжёлая доля – тянуть на себе весь ворох забот. А некоторые молодые солдаты, и вовсе, жениться не успели, ушли навсегда от родного порога, оставив матерей ждать, и они ждали  - всё оставшуюся жизнь. Как наша бабушка. Своего сына Егора Мосина, старшего брата моего папы, в войну она потеряла навсегда. Увеличенную фотографию сына да потёртый фронтовой треугольничек, единственное письмо с фронта, бережно хранила, и стонало сердце матери от не проходящей боли. По рассекреченным в последние годы документам, по номеру полевой почты удалось установить, что Егор был зачислен стрелком в 1018 стрелковую роту 269 стрелкового полка.  Это подразделение в августе-ноябре 1943 года воевало в составе 3 армии  Брянского фронта, освобождали города и сёла Брянщины, а затем - Могилёвской области, шли через леса и болота, форсировали реки. Было много потерь…

В том краю, откуда ушли ребята в свой последний поход, наступил завоёванный ими мир. Далеко не все дожили до этого светлого дня…

Те защитники Родины, которым посчастливилось выжить в кровавой мясорубке, вернулись в родные края с орденами и медалями на груди. Среди них Бывшев Иван Степанович, Иванов Максим Тимофеевич, Алдошин Григорий Фролович, Иванов Иван Романович, Алдошин Василий Егорович, Алдошин Иван Иванович, Бондарев Иван Андреевич, Бывшев Павел Андреевич,  Бывшев Григорий Степанович, Скворцов Алексей Петрович, Сидоров Алексей Тимофеевич, Лащенков Иван.

Надо было жить и восстанавливать разрушенное хозяйство. Техники было мало. Вынесли на своих плечах все тяготы послевоенного времени.
К середине пятидесятых у многих появилась возможность устраивать новоселья. Навсегда и без сожаления простились колхозники со своими старыми, покосившимися избами с земляными полами, соломенными крышами. Обзавелись радиоприёмниками, телевизорами, стиральными машинами. Жизнь в Смородинке постепенно налаживалась. Но эпоха шестидесятых оказалась губительной для села. Деревня попала в разряд неперспективных. Жители поспешили перебраться в соседнюю, перспективную в те годы деревню – Азарово. А некоторые, вместе со своими новыми домами, переехали в город. Нашли они своё счастье где-то в других краях. Но когда подкатывает к сердцу беспричинная тоска, то вспоминается малая родина. Приезжают тогда они, поседевшие, раздобревшие, в Смородинку и безошибочно находят место, где когда-то был родовой дом. И стоят, вглядываясь в пустырь, с неподдельной тоской и грустью в глазах...

 Жизнь из Смородинки не ушла совсем  — тогда, много лет назад. Теплится она здесь и сегодня. Количество домов теперь можно пересчитать по пальцам одной руки. Скорее, теперь это небольшой дачный посёлок, оживающий в тёплое время года. Тогда здесь стучат молотки, строятся новые дачные домики, ремонтируются старые. Люди работают на приусадебных участках, выращивают овощи, собирают в своих садах урожай. Или приезжают сюда просто отдохнуть от городской суеты. Затем разъезжаются по городским квартирам.

Но всё же  — есть надежда, что Смородинка не повторит печальной судьбы десятков других абсолютно опустевших и поросших бурьяном среднерусских деревень, от которых остались только названия – Екатериновка, Рябиновка, Дубрава, Ленинский посёлок, Ивановка.… А ведь до войны они были довольно густо населены, в войну проводили своих мужчин на защиту Родины. Невольно напрашивается вывод – вот если бы все вернулись живыми, если бы вообще не было той войны, может, не опустели бы сёла, жили бы там люди и радовались жизни, рождались бы дети, не прерывались бы нити поколений.…

Война жестоко прошлась почти по каждой семье. Помню с детства, в нашем доме 9 мая, вечером, всегда включали телевизор во время Минуты молчания. Взрослые, замерев у экрана,  слушали диктора и удары метронома, украдкой смахивали слёзы, молчали, потом также молча уходили из комнаты по своим делам. Не любили они говорить о войне, слишком тяжелы и болезненны воспоминания…
Свидетелей тех грозных лет всё меньше остаётся среди нас, уходят уже и дети войны, эстафета памяти переходит к нам, родившимся в мирное, счастливое  послевоенное время.
 
Помним, гордимся, скорбим…

Как заклинание, хочется повторять вновь и вновь: "Такое не должно повториться!"

Вера Полуляк

май 2020, опубликовано в Литературном альманахе

Помним о страшной войне.
Гордимся подвигами Героев.
Скорбим о погибших.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.