Белые ночи от Висконти

Так получилось, что знакомство с фильмографией Лукино Висконти я начала с его последнего фильма «Семейный портрет в интерьере». А один из первых  фильмов – «Белые ночи» (1957) – посмотрела недавно.

Картина снята по мотивам романа Достоевского, который сам писатель называет «сентиментальным».

Висконти заимствует лишь основную канву сюжета, а действие переносит из Петербурга в итальянский городок.
Кино и роман - про мечту-иллюзию. Мечтать может любой человек – аристократ, мелкий чиновник, знатная барышня или простая горничная. Главное – не каста, а душа.  У Висконти, как и у Достоевского, герои – маленькие люди. С большой душой.

Юная девушка Наталья (Мария Шелл), живущая с бабушкой и тетей, занимается починкой ковров. Четыре стены, две старушки и огромные ковры – ее замкнутый мирок.
 В этой тусклой реальности появился просвет, а в нем -  и герой девичьих грез. Им стал постоялец, которому бабушка сдала меблированную комнату.

 Но вскоре, казалось бы, обретенное счастье двух сердец - рассеивается, как серый туман маленького городка, где происходит действие. Тристан (Жан Маре) исчезает на год, поселив в девушке ожидание-надежду о новой встрече.

 В литературе, а реже в жизни, встречаются примеры, когда мечта, даже не осуществленная, помогает человеку не просто прожить жизнь, но прожить ее вдохновенно.
Так, вдохновленная мечтой о новой встрече, героиня прожила год.

Наталья - сама добродетель. Чистая, наивная, трогательная, откровенная. Актриса Мария Шелл не переигрывает, ей веришь.
Героиня Висконти живет в середине 20 века. Но по своему мироощущению, душевной градации она близка к 19 веку, как Настенька Достоевского.  Она вырвалась из своего времени. Поэтому ее пугают вечерние огни города, яркие витрины, бар, где танцуют динамичный горячий свинг.

Марио (герой Марчелло Мастрояни) –одинокий человек, отрешенный от мира, погруженный в свои мечты. Встретив плачущую Наталью, он проникается ей, влюбляется, становится ее Ангелом-хранителем.
Казалось бы, контекст событий - в пользу героев: встретились два одиночества, родственные души, каждому есть что высказать, не боясь быть непонятым или осмеянным, а любую неприятность можно развести руками.

Но интрига не в драме чувственной любви и эротике. Суть не в страстной чувственности, а в глубоких чувствах. Потому и не эротический роман, а «сентиментальный».

История не с банальным хеппи-эндом, а со счастливым концом с грустными нотами.
Счастливым - для Натальи. С того момента, когда в темном силуэте на мосту она узнала возлюбленного.

Грустным для Марио. Даже неожиданный снегопад, закруживший в воздухе, вселяющий радость и надежду, вдруг прекратился. А укромный уголок в скале на острове, где герои могли побыть наедине – оказался занят бездомными.

У каждого времени – свой ритм, свои отличия и герои. Но в любом времени есть люди особенные, редкие. Они не вписываются в концепцию своего времени или не принимают ее. Их считают не от мира сего, живущими в мире грез или просто несостоявшимися.
Такие личности привлекают художников.

Автор, приоткрывающий завесу тайной жизни своих персонажей, связан с ними особыми тонкими взаимоотношениями. А главное – он им верит.
 
Если бы автор хотя бы отчасти не верил в то, что создает, не сживался со своими героями, кто бы поверил ему?


Рецензии
Душевное кино, хорошее вспоминание о нём...

Александр Псковский   22.06.2020 15:14     Заявить о нарушении
Людмила, ПРОЧТИТЕ МОЁ СООБЩЕНИЕ, ОТВЕТЬТЕ МНЕ!!! ПРОШУ ВАС!!!

Александр Псковский   22.06.2020 15:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.