Понятие социализма с точки зрения марксизма

Социализм и коммунизм. Это важнейшие понятия в марксистской социальной теории. Но каждое из них употребляется в нескольких значениях. Утверждаем, что именно эта путаница мешает четко ответить на вопрос о причинах гибели СССР и извлечь из нее необходимые уроки для будущего.

Итак, какой общественный строй в марксизме называется социализмом?
И какой общественный строй в марксизме называется коммунизмом?

Уточним вопрос.

Нет в марксизме понятия «строй».

Есть понятия: «политический режим» и «общественно-экономическая формация».

Каждый политический режим уникален. Обусловлен в том числе и личными качествами правителей.

Но все политические режимы имеют нечто общее, обусловленное эпохой, прежде всего – уровнем техники данного времени. Это общее и называется формацией.

Формации отличаются друг от друга КАЧЕСТВЕННО, то есть более чем очень сильно.

Это в теории. А на практике СССР погиб.

Причем его гибель предсказывали не враги, а грамотные марксисты.

То есть вопрос о терминах здесь – это в конечном счете вопрос о точке невозврата. Точке невозврата в прежнее эксплуататорское общество.

Критерий сравнения марксовой теоретической технологии и ее практической реализации

Очевидно, точка невозврата – это достижение новой формации.

От Маркса известна следующая схема.

Между после формации Капитализм следует формация Коммунизм.

Между ними – переходный период, который не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата.

Формация Коммунизм делится на 2 фазы: первая, ранняя, и вторая, зрелая[1].

Ранняя фаза характеризуется "буржуазным порядком и буржуазным правом" [1, 2].

Хорошая, подробная, схема.

А где же в ней место социализма? Что Маркс пишет об этом здесь? Ничего не пишет.

Теперь обратимся к другим произведениям.

Слово Социализм встречается в знаменитом «Коммунистическом манифесте».

В нем рассматриваются: феодальный социализм, буржуазный социализм, клерикальный социализм…

Итак, социализм – это политический режим в рамках эксплуататорской формации.

Безусловно, такой социализм в СССР был достигнут и даже превзойден.

Значит, решен вопрос с социализмом?

Если бы классики марксизма больше ничего не писали, то – да. Но, увы…

Слово Социализм встречается в важнейшем произведении марксизма – «Анти-Дюринг» Энгельса.

Из него мы узнаем, что:

1) даже 100%-ная национализация производства не означает достижения социализма, не освобождает данный политический режим от пороков капитализма, например, эксплуатации. Более того, усугубляет их.

Значит, в СССР была допущена ошибка? Значит, либералы правы, утверждая, что альтернативы рынку и частной собственности нет? Что иначе – тоталитаризм? Значит, национализацию проводить не следовало?

Энгельс объясняет: однако это – необходимый этап на пути построения социализма.

2) социализм, сохраняющий в себе товарно-денежные отношения, нежизнеспособен и неизбежно вырождается в капитализм.

3) «плох тот социализм, в котором есть место профессии тачечника» (то есть профессии, подразумевающей неквалифицированный, неинтересный, рутинный труд)

Очевидно, что для Энгельса здесь понятие «социализм» тождественно понятию «коммунистическая формация».

Итак, социализм это:

1) политический режим, характеризующийся справедливостью, в рамках прежней формации

2) новая формация

Понятие «коммунизм» также имеет два значения.

С одной стороны, это – общественно экономическая формация будущего.

Например, по Марксу [1], она характеризуется следующим:

- научное планирование хозяйства

- учет и контроль не в стоимостных, а в натуральных показателях;

- преодоление отчуждения труда, отсутствие как силового, так и материального стимула к труду;

- распределение по потребностям.

С другой стороны, у Маркса и Энгельса в произведении [5] сказано:

«Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое устраняет теперешнее состояние».

Считать это определением новой формации мы не можем.

Согласно теории Маркса, формации отличаются друг от друга КАЧЕСТВЕННО.

Если предположить, что формация будущего не есть новое состояние, то тем самым отрицаются качественное своеобразие новой формации, а с ним – и теоретическая основа марксизма – диалектическая концепция развития.

Итак, коммунизм- это путь к новой формации, который включает в себя революционное движение во время предыдущей формации, переходный период, и, возможно, начало новой формации.

ИТАК, Коммунизм – это либо 1) новая формация, либо 2) путь к ней.

Социализм – это либо 1) часть предшествующей формации, либо 2) новая формация.

Даже непонятно, что чему предшествует?

Как известно из советской идеологии: Социализм – это путь к формации Коммунизм. То есть в соответствии с ПЕРВЫМИ определениями.

Но возьмем вторые ВТОРЫЕ определения! Получается, что Коммунизм – это путь к формации Социализм!

С таким вопиющим беспорядком в теории надо что-то делать.

«Был этот свет великой тьмой окутан.

Но Бог сказал «да будет свет!» - и вот явился Ньютон».

В смысле, явился Ленин. И что же?

С понятием «коммунизм» он поставил, наконец, точку. В его программной работе [2] четко определено, что Коммунизм – это новая формация.

Что же мы находим у Ленина о социализме?

В связи с этим вспоминаются курьезные случаи.

Дело в том, что Ленин – не кабинетный ученый, а еще и политик. И, кроме научных определений, у него есть лозунги, которые по форме выглядят как определения.

Например, Ленин говорит, что
«социализм – это строй цивилизованных кооператоров»[8].

По форме выглядит как определение. Казалось бы, ясно, что это не более чем лозунг.

Ну не является же определением коммунизма общеизвестный лозунг Ленина:
«Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны»!

Просто Ленин хотел подчеркнуть важность задачи электрификации, приравняв ее значимость – в лозунге, а не с научной точки зрения! – к значимости достижения формации «Коммунизм».

Но автору доводилось дискутировать с группой людей, знающих марксизм, которые предлагают свою программу социальных преобразований, основанную ПРЕЖДЕ ВСЕГО на этих ленинских словах! И утверждавших, что национализация промышленности – это «предательство Сталиным идеи Ленина»!

То есть ребята выхолостили марксистскую идею, уцепившись за выдвинутый Лениным лозунг!

И не придерешься. Ленин действительно так сказал, следовательно…

Казалось бы, ну что мешает проанализировать условия, которые были в то время? Россия, принятая Лениным в управление, была отсталой страной. Крупной промышленности почти не было. Были мастерские. Их следовало объединять в более крупные предприятия – поэтому вопрос о кооперативах и встал на повестку дня. В дальнейшем крупные предприятия было необходимо национализировать. Но пока национализировать было нечего. Пролетариат составлял меньшинство. Отбирать у мастеров последнее? Тем самым они превратятся во врагов. А могли бы стать союзниками, потому что они работали день-деньской, но получали ничтожные доходы со своих крошечных мастерских.

На селе точно та же ситуация была с индивидуальными крестьянскими хозяйствами и колхозами.

Но это уже другой вопрос.

Так что Ленину приходилось лавировать, совершать стратегические отступления вроде НЭПа. Но теорию он знал, конечную цель никогда не забывал. Поэтому Сталину удалось построить супердержаву на базе, заложенной Лениным.

Еще точнее, идея создания кооперативов и все идеи Ленина из [8] были бы актуальны ныне разве что для какой-нибудь африканской страны, такой же отсталой, промышленно неразвитой, какой была Россия, доставшаяся Ленину в управление. Но уже при Сталине эта отсталость была преодолена, потому он и приступил к следующим этапам социальных преобразований, а не "предал идеи Ленина". Тем более для современной России, которой в наследство от СССР достался крупнейший в мире промышленный комплекс, как и для любой современной высокоразвитой страны, эти ленинские идеи однозначно потеряли актуальность, поскольку относятся не к переходу к формации будущего, а к приведению страны в состояние, из которого можно начинать этот переход.

Приведенный пример показывает, как важно критически воспринимать написанное, а не тупо-начетнически следовать букве…

С другой стороны, можно сделать и ошибочные выводы. Чтобы не впасть в ошибку, следует подходить к изучению теории системно, то есть соотносить частное явление (например, то же определение) с общей системой – букву с духом.

Вернемся к этой самой букве и рассмотрим, что пишет о социализме Ленин.

Важно понять, какое место занимает ступень развития «Социализм» относительно формаций?

В своей программной работе [2] Ленин определяет это место четко: социализм – это первая фаза коммунизма.

Уже неплохо, хотя явное противоречие определению №1 [6] и формально не совпадает с определением № 2 [4].

То есть уже третий вариант.

Ну, хорошо, примем его.

Остается тогда еще вопрос: каковы признаки социализма.

И вот здесь-то выясняется, что тьма не рассеялась, а сгустилась еще больше…

Ранний Ленин [3] пишет:

«Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и вследствие этого переставшая быть капиталистической монополией» [2]
И далее:
«Таким образом, государство управляет средствами – в чьих интересах?
- либо в интересах буржуазии – тогда имеем буржуазную юнкерскую республику;
- либо в интересах пролетариата – тогда это шаг к социализму»[2]

Обращают на себя внимание следующие моменты из этого определения:

1) явное противоречие тем трем принципам социализма, о которых говорил Энгельс в [4].

(второе определение социализма).

Тогда рассмотрим ее признаки...

2) и здесь оказывается, грань между капитализмом и социализмом тонкая, зависит от субъективных устремлений руководства. Тем самым нарушается принцип исторического материализма.

Конечно, нельзя сказать, что Ленин дал антимарксистское определение. Эта формулировка имеет право на существование. Но лишь в одном случае. Если описываемый ею порядок есть еще не новая формация, а переходный период между ними.

Значит, еще одно определение социализма.

Левая надстройка на базисе госкапа – переходный период от капиталистической формации к коммунистической формации [3].

Примечание. Если же рассматривать слова Ленина о социализме что это - «строй цивилизованных кооператоров» - то это возврат к определению №1 основоположников – социализм как часть предшествующей формации, и третье понимание социализма Лениным. Лучше считать это лозунгом, а не определением.

Таким образом, если основоположники марксизма Маркс и Энгельс употребляли слово «Социализм» в 2 различных значениях:

1) политический режим, характеризующийся справедливостью, в рамках прежней эксплуататорской формации;

2) новая формация.

…то Ленин добавил еще 2 понимания социализма:

3) первая фаза новой формации;

4) переходный период между формациями.

Итого имеем 4 противоречащих друг другу определения социализма.

Как рассматривался конкретно советский социализм советскими идеологами?

Если в ленинской конституции было записано:

Социализм в названии государства означает не факт существования социализма в нашей стране, но нашу решимость его построить

– то из сталинской конституции эти слова были самонадеянно выкинуты…

Вариант 2) явно не подходил. Советский строй был ближе к капитализму, чем к коммунизму.

Если бы был принят вариант 1), то причины гибели СССР были понятны. Конечно, под такое определение подошел бы шведский "социализм", но не советский.

Советский "социализм" трактовался по Ленину, вариант 4).

И это правильно.

Но одновременно с этим был принят и ленинский же вариант 3), и оба варианта отождествлялись.

Итак, имеем 4 разных значения слова «социализм» и 2 значения слова «коммунизм».

А поскольку СССР погиб, то очень важно разобраться на будущее, что именно мы строим!

И все же дух марксизма остается справедливым, несмотря на столь явный недостаток буквы марксизма.

Как же достичь определенности, преодолеть терминологическую путаницу?

Итак.

В [2] Ленин говорит, что социализм есть госкап. Что полностью соответствует советской идеологии.

Это не противоречит словам Маркса о буржуазном порядке 1-й фазы [1], но противоречит Энгельсу [4].

Советская практика показала правоту Энгельса: советский социализм не преодолел товарно-денежные отношения и погиб.

При этом Ленин говорит, что распределение при социализме осуществляется по принципу «формального равенства» ("все дело в том, чтобы ... работали поровну и получали поровну") [2]. (Этот принцип так и не был реализован в СССР).

Как разрешить данные противоречия?

Либо
признать , что Маркс и Ленин ошиблись, что именно считать относящимся к первой фазе коммунизма. А Энгельс был прав. Это подтвердилось гибелью СССР.

Но тогда получается, что Маркс и Ленин не просто не прошли поверку практикой, но и внесли противоречие в марксистскую философию!

Понятие формации, очевидно, означает качественные отличия общественного устройства. Тем более это касается коммунистической ОЭФ – это не просто отдельная формация, а конец эпохи классовых формаций, которую сам К. Маркс называл "предысторией" в отличие от коммунистической формации – собственно истории.

В понимании же социализма по раннему Ленину и по советской идеологии – как госкапа, если принять его за определение новой формации, на качественные отличия от капитализма нет и намека.

Либо…
Было бы проще для практики изучения (и преподавания) марксизма принять, что имеет место терминологическая путаница, а не ошибка-противоречие.

Но это так и есть!
Вот аргументы, которые можно привести в пользу этого соображения.

Если ошибка и имеет место, но тогда не у К. Маркса, а у В. И. Ленина. Первая фаза коммунизма характеризуется буржуазным порядком, но это не просто капитализм, как это представляется В. И. Ленину [2]. Он просто пересказывает в "Государство и революция" [2] содержание "Критики Готской программы" К. Маркса [1]. И такую ошибку можно было бы допустить, если бы К. Маркс не написал ничего, кроме "Критики Готской программы" [1]. А в этом произведении К. Маркс упустил кое-что существенное. Итак, на ранней фазе коммунизма имеет место распределение по труду. Вопрос: что именно распределяется? В. И. Ленин понял, что это деньги - тогда это действительно капитализм. Но из других произведений основоположников марксизма (например, [4]) мы знаем, что это не деньги, а "трудовые квитанции".

Другое дело, что В. И. Ленин не только искажает, но одновременно с этим и творчески развивает идею К. Маркса. Во-первых, при рациональном планировании все будут трудиться поровну - а значит, и получать будут поровну. С этим трудно не согласиться.
Во-вторых, для перехода на "трудовые квитанции" нужно какое-то время - и в течение этого времени распределять поровну можно, действительно, деньги. Ошибка В. И. Ленина только в том, что, пока деньги в ходу, это есть не коммунизм (формация, т.е. определение 1), даже не начальная его стадия, а... коммунизм (но в смысле не формация, а переходный период между формациями, продолжающаяся революция , т.е. определение 2).

Иными словами, Ленин высказывает полезные идеи, но относятся они к переходному периоду

Проще говоря - подытожим:
Социализм есть первая фаза новой общественной формации – это определение Ленина можно принять.

А вот то, что социализм есть госкап – этого высказывания Ленина нельзя принять.

Насчет того, что первая фаза коммунизма характеризуется буржуазным порядком и буржуазным правом…

Дело в том, что на второй фазе распределение по потребностям.
А на первой - по труду.
Собственно, и переходный период, и даже капитализм так можно охарактеризовать.

Но пока распределение (пусть даже по принципу «формального равенства» Ленина) осуществляется деньгами – коммунизм не достигнут, имеем переходный период.
Чтобы был достигнут коммунизм, необходимо перейти к распределению не деньгами, а трудовыми квитанциями.

Идея же "формального равенства" по Ленину полезна и может быть внедрена уже в переходный период.

Вроде все логично. Остается еще последнее сомнение.

Слишком легко развенчали Ленина. И слишком много хитрых рассуждений в этом. Слишком велика вероятность ошибки!

Нет ли более простого объяснения?
Оказывается, есть!

Последнее сомнение легко разрешимо- самим Лениным
Ленин, отвечая на критику за то, что он подменил цель построения социализма целью построения госкапа, возвращается к теме социализма в своей работе [7]. Ссылается при этом на свою раннюю работу [3].

Если повнимательнее вчитаться в его работу [3], то видим следующее.

Сначала он дает свое определение: социализм есть госкап … и далее по тексту.

Затем, буквально через абзац, он приводит пример.

«Таким образом, говорит он –государство управляет средствами – в чьих интересах?
- либо в интересах буржуазии – тогда имеем буржуазную юнкерскую республику;
- либо в интересах пролетариата – тогда это…»
... в соответствии с приведенным выше определением социализма как госкапа логично было бы ожидать слов: «тогда это – социализм».

Но … читатель вынужден удивленно протирать глаза, поскольку у Ленина говорится:
«тогда это шаг к социализму»

Не социализм, а только ШАК К нему!
Противоречие налицо.

Однако, поскольку определение было сформулировано категорично, со словами «не что иное, как», то читатель думает, что здесь имеет место неточность.

Но Ленин снова ссылается на это свое произведение [3] в своем произведении [7].

И акцентирует внимание именно на словах «шаг к социализму».

Теперь он говорит, что госкап – стадия, непосредственно предшествующая социализму,
«ступень, между которой и социализмом нет промежуточных»[7].
Более того, дает признаки социализма, примерно соответствующие описанным Энгельсом в [4], соответствующие определению 2).

Объяснить эти странности лишь единственным путем.

Слова «социализм есть не что иное, как госкап» следует понимать так же, как и «социализм – это строй цивилизованных кооператоров», и «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны».

Все это лозунги, а не научные определения.

Ленин рассеял все сомнения. То есть, в принципе, мы могли бы и не приводить наши рассуждения, завершающиеся словами "вроде все логично".
Зачем же в статье приведены эти рассуждения, и почему не включено это мнение Ленина в обзор в первой части статьи?
Мало того, что с этим мнением Ленина автор ознакомился позже, и ему пришлось прибегать к рассуждениям, чтобы восполнить данный познавательный пробел.
А затем автор хотел показать, что в марксизме важен дух, а не буква, и даже при отсутствии необходимых текстов истину нетрудно восстановить логически.

Итак.
Марксизм засорен лозунговыми текстами, противоречащими текстам научным. Ошибки, которую мы подозревали выше у Ленина, на самом деле у него нет.
 
В научном понимании социализма Ленин и Энгельс вполне солидарны.

Им обоим противоречит советская идеология. В СССР не был достигнут социализм, хотя попытка была предпринята основательная. Ошибочное понимание социализма советскими идеологами привело к гибели советского строя.

Ключевым моментом здесь является сохранение товарно-денежных отношений.
Но противники нашей точки зрения и сторонники точки зрения, что в СССР был достигнут социализм, утверждают, что советские деньги претерпели столь существенные изменения по сравнению с буржуазными деньгами, что они стали представлять собой трудовые квитанции. Со сторонниками такой точки зрения мы поспорили в статье «Социализм и деньги. В СССР и по Марксу».

Итак, теперь относительно трактовки понятия "социализм" нет сомнений. Но все же понятие социализма избыточно и вредно - поскольку вносит путаницу. Вполне достаточно понятий: Формация Капитализм, Переходный период, Формация Коммунизм, Первая (ранняя) фаза, Вторая (зрелая) фаза.

Еще раз - выводы:

1) Понятие «коммунизм» следует употреблять лишь в значении «формация»

2) Переходный период не есть фаза новой формации. Наличие денег возможно лишь в переходный период.

3) Буржуазный порядок 1-й фазы коммунистической ОЭФ – нечто большее, чем капитализм под управлением коммунистов.

4) Точка невозврата в капитализм – достижение новой формации

5) Понятие «социализм» является избыточным

6) Введение понятия «социализм» дезориентировало коммунистов и обусловило гибель СССР, дезориентирует и нынешних коммунистов и теоретиков марксизма.

7) Введение государственной монополии, трудовых квитанций по Марксу-Энгельсу и «формального равенства» по Ленину есть необходимое условие для того, чтобы переходный период закончился и новая формация наступила.

8) Вопрос о том, что является достаточным условием для того, чтобы переходный период закончился и новая формация наступила – остается открытым.

Источники:

1 Маркс К. Критика Готской программы
2 Ленин В. И. Государство и революция
3 Ленин В. И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться
4 Энгельс Ф. Анти-Дюринг
5 Маркс К., Энгельс Ф. «Немецкая идеология»
6 Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии»
7 Ленин В. И. О Левом ребячестве
8 Ленин В. И. О кооперации


Рецензии
Советская система не была какой-то новой формацией. Это была искусственно построенная (жесточайшим образом насаждённая) государственная конструкция, в которой (основная черта!) была запрещена частная собственность на средства производства. А такое "мероприятие" (как это куда уж более убедительно показала практика) приводило к неизбежной стагнации, быстрому отставанию от стран цивилизованного мира во всех отношениях, всеобщей бедности .
Это, казалось бы благородное стремление к справедливости (ну, нельзя людям давать право на владение средствами производства, ведь слишком богатыми становятся владельцы таковых, а это до слёз несправедливо!:) ) приводит неизбежно к ухудшению условий существования общества в целом.

Ленин говорил, что критерием истины является практика. Критерием верности научной гипотезы, превращающим оную в удовлетворительную научную теорию, является эксперимент.
Дело в принципиальной ошибочности всей этой "единственно правильной теории", а точнее - идеологии.Всегда и везде, где "побеждал" ленинско-сталинский "социализм", до ужаса получалось одно и то же: быстрое отставание во всех сферах от цивилизованной части мира, тотальный дефицит, низкий уровень жизни большинства населения (кроме номенклатуры "построителей"), всеобщее хамство продавцов и чиновников, фиктивность судебной системы...

Повышение цивилизационного уровня, т.е. уровня умения человеческих сообществ существовать более благоприятным для жизни большинства населения образом (уровень технологий производства средств существования, уровень умения улаживать неизбежные конфликты между людьми, их группами, этносами, странами (демократия, соблюдение правовых и этических норм), уровень медицины, решения экологических проблем и т.п.) может эффективно достигаться постепенно, в постоянной борьбе всех против всех в процессе отстаивания личных и групповых интересов. Ведь такие, самые высокие на данный момент уровни цивилизованности, какие имеют место в Канаде, Швейцарии, Финляндии, Японии и др., не "строились" по быстрячку горящими нетерпением и беспредельной жестокостью диктаторами, каковыми были Ленин, Гитлер, Троцкий, Сталин...

С уважением

Виталий Симоновский   26.07.2020 16:56     Заявить о нарушении
Прошу прощения, но это набор пропагандистских штампов либерализма.
Низкий уровень жизни соцстран обусловлен враждебностью кап. окружения.
В СССР, например, закончили волсстановление хозяйчства в рекордные сроки, после чего уровень жизни стал высоким, каждое 2 апреля снижались цены.
"Диктатура" Сталина есть на самом деле чрезвычайное (обусловленное подготовкой к войне) положение, обычное для демократии. Как у вас Ленин попал в диктаторы - загадка.
Что до идеализируемого вами Запада, от вот слова социолога Леви-Стросса: Запад создал себя из материала колоний. А гитлеризм есть не не противоположность рыночной демократии, а ее истинное лицо.
Так, вкратце, дело обстоит на самом деле, если отбросить идеологическую шелуху.

Афонин Вячеслав   27.07.2020 00:50   Заявить о нарушении
И самое главное. Частная собственность - это действительно несправедливо, и ирония тут неуместна. Но дело не в этом. Дело в том, что отмена частной собственности - вопрос не столько этики, сколько устойчивости новой формации.

Афонин Вячеслав   27.07.2020 00:54   Заявить о нарушении
Думаю, Вам полезно было бы прочитать эту книгу:

Игорь Маркович Ефимов
Публицистика
Стыдная тайна неравенства 634 Кб, 184с.
Аннотация
Когда государство направляет всю свою мощь на уничтожение лояльных подданных — кого, в первую очередь, избирает оно в качестве жертв? История расскажет нам, что Сулла уничтожал политических противников, Нерон бросал зверям христиан, инквизиция сжигала ведьм и еретиков, якобинцы гильотинировали аристократов, турки рубили армян, нацисты гнали в газовые камеры евреев. Игорь Ефимов, внимательно исследовав эти исторические катаклизмы и сосредоточив особое внимание на массовом терроре в сталинской России, маоистском Китае, коммунистической Камбодже, приходит к выводу, что во всех этих катастрофах мы имеем дело с извержением на поверхность вечно тлеющей, иррациональной ненависти менее одаренного к более одаренному. Интеллигенция и предприниматели (включая независимых крестьян-фермеров), "хозяева знаний" и "хозяева вещей" — вот главные жертвы коммунистического террора во всех странах. Нарушая кодекс "политической корректности", автор говорит о том, о чем все знают, но предпочитают молчать: о том, что люди от рождения не равны по уму, по энергии, по художественной одаренности. В своем новом труде Игорь Ефимов убедительно показывает, что противоборство между "высоковольтными" и "низковольтными" (такими терминами он обозначает врожденное неравенство людей) пронизывает не только всю мировую историю, но и политическую борьбу наших дней, а также предопределит в ближайшие годы судьбу Америки и многих других стран.

А также Н.Бердяева "Философия неравенства".

Виталий Симоновский   27.07.2020 18:41   Заявить о нарушении
Коммунизм - это способ поднять "вольтаж" тех,кого оттерли на оттерли на обочину жизни не обязательно более способные, но более агрессивные или более высокопоставленные в социальной иерархии.
Что продемонстьировано уже в СССР. Были и репрессии, и философские пароходы, и добровольная эмиграция. И - новая интеллигенция от сохи создала супердержаву - лидера полумира в научной и культурной сферах. Так что нужен не капитализм с его конкуренцией по принципу "выживает сильнейший", а коммунизм с его бережным отношением к каждому.
А что это вы мне предлагаете прочитать? Доказательство, что нужно неравенство, а не равенство?
А вот Жак Фреско и его товарищи о "Проекту Венера" говорят в своих документальных фильмах серии "Дух времени", что именно равенство способствует творческим достижениям. Честно говоря - доказательств не приводят, к сожалению. Но вот привел же я пример СССР.
Что мы видим? Что принцип беречь каждого в противовес закону джунглей "пусть выживает сильнейший" гуманнее.
Но либералы свою антигуманную систему оправдывали ее якобы "эффективностью". Дескать, гуманность неэффективна. Но вот великие примеры СССР, Кубы, Северной Кореи показывают, что слова об "эффективности" капиталистического закона джунглей и неэффективности социалистической гуманности - не более чем лживая пропаганда. Коммунизм и гуманен, и эффективен.

Афонин Вячеслав   27.07.2020 20:45   Заявить о нарушении
Не путайте грешное с праведным. "Сильнейший" это не обязательно более одарённый. Блез Паскаль вряд ли был "сильнейшим". Билл Гейтс имеет где-то 40 000 000 000 долларов. Но вклад, который он внёс в поднятие уровня человеческой цивилизации, многократно более высокий.

Не стоит путать равенство всех в своём человеческом достоинстве, перед законом (за что надо безусловно яростно бороться всегда) и природное неравенство в уровне способностей в том или ином виде творческой человеческой деятельности. Здесь бывают различия в тысячи раз. Кроме того, "высоковольтные" чрезвычайно редки, что понимали и очень ценили ещё древние египтяне и понимают англосаксы...
http://proza.ru/2010/06/23/711

Виталий Симоновский   27.07.2020 21:10   Заявить о нарушении
вот именно. При капитализме пари родное неравенство ведет к тому, что выживает сильнейший. А коммунизм - это бережное отношение к каждому, помощь в раскрытии всего потенциала. И равенство в распределении - потому что иное есть дискриминация и просто глупость.

Афонин Вячеслав   27.07.2020 21:55   Заявить о нарушении
Критерий истины практика. Сравните цивилизационный уровень жизни большинства населения, скажем, в Канаде, Швеции или Швейцарии с кошмаром на поцсоветском пространстве. Почему Канаду не окружали "враги-капиталисты" и не вынуждали её клепать сотни тысяч тридцатичетвёрок, как это делал Сталин, пытаясь во всём мире насадить "социализм", как он его понимал?

Ну, ладно. Пустая полемика. Точка на этом.

Виталий Симоновский   27.07.2020 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.