В карантине

Итак, в Израиль, как и в Россию и еще множество других стран, «прилетел», как выразился российский президент, коронавирус. Откуда конкретно он прилетел в Израиль, я не знаю, ясно лишь, что для него это не составило проблемы. Как страшный дракон из сказочного эпоса, он собирает по всему миру дань в виде человеческих жертв. Слегка подшучивает над ребятней и молодежью и весь свой пыл и кровожадный нрав обрушивает на нашего брата, пенсионеров. Уж чем мы ему так пришлись по душе или, наоборот, насолили, что он так уютно устраивается в наших легких и затрудняет нам дыхание вплоть до последнего вдоха, доподлинно неизвестно. Хотя существуют уже различные версии, однако истинного ответа на этот вопрос вдобавок к некоторым другим попутно возникшим актуальным задачам ищут многочисленные армии ученых, экономистов и политиков разных стран и наречий.
Началась эпопея с коронавирусом в Китае, в городе Ухане, где оперативно были разработаны меры борьбы с ним. Несмотря на закрытие города и принятие жестких мер, опасный, вредный вирус успел-таки унести много жизней. Затем он перебрался в соседние страны: Корею, Японию, Таиланд, Сингапур, но не ограничился ими и захватил страны Ближнего Востока и Европы, не обошел стороной и Соединенные Штаты. Больше всего умерших (после Китая) оказалось в Южной Корее, Италии, Иране и Испании. Большинство стран закрыли свои границы, но коварный вирус, не нуждаясь в загранпаспорте и визах, с очевидной легкостью пересекает их.

Что же у нас, в Израиле? Ежедневно наш премьер-министр собирает многочасовые совещания с представителями Минздрава, почти ежевечерне выступает по телевизору и сообщает гражданам о новых мерах и настоятельных рекомендациях, которые должны соблюдаться израильтянами во избежание массового распространения и заражения вирусом огромного количества людей на протяжении короткого интервала времени. Постепенно рекомендации переходят в разряд приказов, касающихся поведения и включающих даже слежку за населением для выявления нарушителей предписанных правил. Вся страна пребывает на домашнем карантине. Разрешено выходить из дома только в продуктовые магазины, аптеки, на кратковременные прогулки с детьми или с собаками по безлюдным улицам на небольшое расстояние.
Народ бросился раскупать не портящиеся скоро продукты: макаронные изделия, крупы, бобовые, хлеб; мясо и рыбу для затаривания морозильных камер. Почему-то большим спросом пользуется туалетная бумага, что дает пищу для размышления психологам и журналистам. Быстро иссякли скудные запасы защитных масок и спиртового геля для дезинфекции рук. Правда, наш премьер обещает, что дефицит будет восполнен, и успокаивает, что на резервных складах имеется достаточный запас продуктов. Больницы готовятся к приему неуклонно возрастающего числа пациентов, и несколько крупных отелей превращены в карантинные центры для заразившихся и заболевших людей. Для осуществления необходимых мероприятий привлекается не только полиция, но и резервисты. Израиль – единственная страна, которая оказывает ощутимую помощь палестинцам, у которых положение, кстати, лучше, чем в самом Израиле. Возможно, вследствие блокады.

Моя старшая дочь, Марианна, посоветовала мне по телефону меньше «шастать» по улице и сообщила, что она с мужем закупила продукты на продолжительное время, маски, спиртовой спрей и одноразовые перчатки, и поинтересовалась, как готовлюсь к пришествию коронавируса я.  В ответном слове я призналась ей, что масок и геля у меня поблизости уже нет, гречки и лапши в супермаркете тоже, но я собираюсь наведаться в «природный» магазин.
Когда я вышла на улицу, мне вспомнился фильм Андрея Тарковского «Сталкер», потому что там было абсолютно безлюдно. Зайдя в магазинчик, я высмотрела на полке два последних пакета по 0,5 кг с зеленой (жареной не наблюдалось) гречкой и присоединила к ним пакет чечевицы и лапши из цельной муки. В соседнем суперфарме, где приобрела свои постоянные лекарства, я обнаружила простенькие одноразовые защитные маски и купила целых 4 штуки. Вполне удовлетворенная своими достижениями я отправилась домой пешком (общественным транспортом, время работы которого сильно сократилось, рекомендуется пользоваться исключительно в случае острой необходимости, каковой у меня отнюдь не наблюдалось.

Дома я принялась анализировать свое личное отношение к коварному вирусу. С одной стороны, я вхожу в возрастную группу риска, в рамках которой летальный исход составляет аж 15-20% от общего числа заболевших, в отличие от среднего показателя в 2-3%. Тем не менее, абсолютные цифры потерь в разных странах впечатляют (только в Италии в один из дней количество умерших от коронавирусной инфекции достигло 960 человек). Все мы понимаем, что каждый ушедший от нас человек - это кому-то очень дорогой родственник, друг, родитель, и нас не утешает низкая на первый взгляд и на слух цифра 2-3%. Однако количество прожитых лет и без вируса напоминает мне, что я уже «возвращаюсь с ярмарки», по словам незабвенного Шолом-Алейхема, в чем я с ним полностью согласна. Так что мой уход из жизни не будет особо неожиданным.
С другой стороны, обидно так бесславно покинуть этот мир из-за крайне примитивного создания, которое невооруженным глазом и разглядеть невозможно. А я даже не представляю, какое конкретно вооружение и с каким разрешением требуется человеческому глазу, чтобы воочию ознакомиться с микроврагом. Кроме того, если говорить начистоту, хотелось бы еще увидеть повзрослевших внуков, интересно узнать, как сложится их судьба и какой жизненный путь они выберут. Хочется еще хотя бы немного насладиться природой, чтением, музыкой, и общением, пусть и виртуальным, с родными и друзьями.
У нас в Израиле, по данным одного из дней начального периода эпидемии, заболели 4247 человек, не считая 89 выздоровевших. Умерли 15 человек, и средний возраст умерших – 82 года.

Старшая дочь заверила меня, что в случае ухудшения моего положения или даже просто по моему желанию она обязательно приедет ко мне на машине и заберет меня к себе. Я же не хочу подвергать ее риску, а также докучать ее семье своим присутствием – ведь я провела у них целых 4 месяца, пока ухаживала в хостеле за прикованным к постели отцом.
Младшая дочь, Сашенька, тоже звонит каждый день, интересуется моим состоянием и времяпрепровождением. Хотела заказать для меня продукты, но выяснилось, что из-за большого числа заказов крупные супермаркеты смогут выполнить их самое малое только через 3 недели. Ей удалось найти по Интернету небольшой продуктовый магазинчик сравнительно недалеко от моего дома, торгующий не только молочными продуктами, напитками и консервами, но и овощами и фруктами. Заказ доставили к двери моей квартиры на другой день, то есть перед праздником. Теперь, думаю, мне хватит продуктов недели на две-три.

Бросаю взгляд на окна расположенного напротив дома. Периодически открывается окно-другое для рекомендуемого населению проветривания. Тогда я не чувствую такого бесконечно глубокого, беспросветного одиночества. В одном из окон вижу большую рыжую собаку. Мне видна лишь ее морда с большими печальными глазами. Я машу ей рукой и кричу что-нибудь приветливое. Конечно, не очень громко. Чтобы соседи не приняли за сумасшедшую. Надеюсь, она меня слышит. Впрочем, не знаю, обладают ли собаки слухом, столь же острым, как их обоняние. Зову ее «Собакин». Она поворачивает голову в мою сторону, и пару минут мы разглядываем друг друга. Потом она опускается и исчезает из поля моего зрения.
В другом окне изредка появляется пожилая, седая женщина. Она слегка протирает оконные стекла и пластиковые жалюзи и оставляет окна открытыми на весь день, но не ежедневно.
Еще в двух раскрытых окнах вижу сравнительно молодого мужчину. По тому, что окна стали открываться на проветривание позже обычного и потом еще раз во внеурочное для обычного его режима время, понимаю, что он сидит на карантине и тоже не выходит из дома. 
А вот и еще одно окно раскрывается, и на его внешнем подоконнике на заботливо разложенной тряпке примостилась пушистая серая кошка. Подоконники у нас узкие, и вначале я волновалась, чтобы она не свалилась со своего третьего этажа вниз, но постепенно поняла, что кошка умна, не допустит такой оплошности и, по крайней мере, в отношении ее я успокоилась.
А с балкона, на котором я постоянно борюсь с устроившими на нем общественную уборную голубями, я вижу, что женщина, которая проживает в доме, находящемся в непосредственной близости, напротив моего балкона, использует карантин для стирки одежды всей семьи, постельного белья, штор, скатертей - всего, что можно постирать. Так что набор висящего на веревках белья постоянно меняется, как изменяется и его цвет: светлое - темное. Я взираю на него с молчаливой завистью: из-за голубей я не могу позволить себе сушить белье на открытом воздухе.

В разгар разыгравшихся печальных событий в мировой паутине появилась масса шуток, мемов, остроумных клипов, песенок и стихотворений, посвященных коронавирусу и вызванной им пандемии и с юмором обыгрывающих новую напасть.
Вот коротенький стишок Ларисы Рубальской:
На часы не смотрю,
Никуда не спешу,
Не лечу,
Не бегу по перрону.
И чтоб все были живы
У неба прошу.
И чтоб гад этот
Сбросил корону.

И еще: «Впервые в истории мы можем спасти человечество, лёжа на диване у телевизора. Давайте не облажаемся».
«Друзья, в эти непростые дни мы должны быть как можно дальше друг от друга».
Вот еще одна из понравившихся мне шуток, отражающая ситуацию нашего пасхального праздника, сложившуюся в эти дни:
«В этот Песах евреи могут выйти из рабства не далее, чем на 100 метров. И то в сопровождении собаки».

Наш гуру Михаэль Лайтман говорит о том, что появление коронавируса предотвратило назревавшую Третью мировую войну. Лайтман объясняет произошедшее эгоизмом, присущим человечеству в целом, перекосом в его поведении и жизнедеятельности, отношениях между странами и народами. Он считает, что вирус поможет людям переосмыслить цель своего существования на земле и наладить общение родителей между собой и с детьми. У психологов другое мнение: они предсказывают увеличение количества детей в семьях, а также разводов из-за продолжительного, в течение 24 часов совместного пребывания супругов в доме в вынужденной изоляции. Однако появилась реальная возможность поближе узнать своих детей, переделать отложенные ранее на неопределенный срок домашние дела, пересмотреть по Интернету старые и новые спектакли и фильмы, послушать концерты выдающихся музыкантов и посетить в виртуальной реальности знаменитые музеи мира.
 
В Интернете полно новоявленных специалистов-вирусологов. Каждый советует, как себя вести, как мыть руки, что есть и как дышать, чтобы не заразиться. И главное, по их словам, – не бояться этого вируса.
Тем не менее, пока число зараженных людей в разных странах растет, как и количество умерших. В новостных передачах рассказывают, что уже негде хоронить мертвецов. Используют для этой цели братские могилы и даже парки.
 Что касается Израиля, привожу несколько цифр:
05 апреля – 8437 зараженных и 49 умерших с начала эпидемии.
06 апреля – соответственно 8601 и 56.
09 апреля – 9755 и 86.
12 апреля – 11145 и 103.
13 апреля – 11586 и 115.
14 апреля – 12046 и 123.
Несколько городов с наибольшим числом заболевших граждан закрыты.
Пик эпидемии еще не пройден. Карантин в стране жесткий, и, возможно, что послабления в нем приведут к новому и более серьезному всплеску заболеваний.
Мой приятель скрупулезно следит за мировой статистикой атак коронавируса и строит графики, согласно которым предсказывает отступление вируса в Израиле через пару дней, однако это еще не говорит о прекращении карантина.

Политобозреватели отмечают резкое уменьшение террористической деятельности, хотя в Израиле, например, она все же тлеет на маленьком огне. Замкнув свои границы, страны, тем не менее, сплотились в борьбе с грозным, хоть и крошечным по размеру, врагом и делятся накопленным в ней положительным и отрицательным опытом.

                14.04.2020


Рецензии