Теплые встречи в Анталии

В том году мне очень повезло. Сразу после окончания новогодних каникул, в середине января  я  с подругами отправилась на отдых в Турцию. За последние 10 лет Турция для россиян стала чем-то столь привычным и обыденным, что я от этой поездки много не ждала. Но все произошло с точностью наоборот. Мне очень понравилась Анталия, жемчужина Средиземноморья. Город нас встретил солнечной погодой, пальмами, мандариновыми деревьями с ярко-оранжевыми плодами, клумбами с цветущей декоративной капустой, улыбчивой девушкой гидом, которая привезла нас в гостиницу и предложила  несколько экскурсий.
Анталия - мусульманский город с огромным  количеством мечетей и минаретов. Пять раз в сутки, начиная с шести утра, с минаретов звучит молитва через установленные там громкоговорители. Сначала это было очень не привычно. Пожилые и замужние женщины в Турции ходят  в черных бесформенных одеждах, и обязательно в платках, закрывающих лоб, и только молодые девушки  позволяют себе вольности в одежде. Зима в Анталии -  мертвый сезон. В январе  туристов почти нет. И наша небольшая группа россиянок обращала  на себя внимание своей непохожестью в одежде, цвете волос, и может быть, еще искренним изумлением перед  красотой природы, радостью, от узнавания новой культуры, новых мест обитания, новой жизни, которой нам предстояло прожить девять дней.
За время нашего проживания в Анталии больше всего мне запомнились встречи с двумя женщинами. Первая женщина - это наша бывшая соотечественница из Алма-Аты. Наше поколение, рожденное в СССР, навсегда считает все бывшие союзные республики своими родными и близкими, частью  нашей огромной родины. Мы с подругой  собрались поехать в старый город за сувенирами. Стоя на остановке трамвая, мы потихоньку переговаривались друг с другом, когда к нам по-русски обратилась стоящая рядом женщина. Она была с черными волосами, скуластая, примерно шестидесяти лет, не похожая на турчанок. Это был наш человек! Мы очень обрадовались и разговорились. Она приехала их Казахстана в гости к дочери, которая вышла замуж за турка и проживала здесь, в Анталии. Она рассказывала про себя, про свою дочь, зятя-турка, про Казахстан, про Анталию, и мы чувствовали, как стираются все барьеры, разделяющие страны и народы. Мы снова были жителями одной страны, Советского Союза, а гостеприимная Турция радостно принимала нас в красивейшем месте на берегу Средиземного моря. С легким чувством ностальгии мы вспоминали нашу прежнюю жизнь в Союзе.  Женщина сказала, что турецкий язык имеет общие корни с казахским языком. Хотя и трудно, но понять можно. А еще она добавила, что в Казахстане есть пословица: «Если человек знает один язык - это один человек, если два языка - то в нем два человека, если три языка - то три человека». Мы восхитились  мудростью казахского народа, и где-то внутри, в душе, возникло горячее желание быть не один человеком, а хотя бы двумя. Мы попрощались с нашей попутчицей-собеседницей, но я знала, что я долго буду помнить нашу встречу и то чувство близости и единства, которое возникло между нами.
Вторая женщина была пожилой турчанкой лет семидесяти, я столкнулась с ней  на улице, когда  возвращалась с утренней программы  из отеля «Rixos», там проходила наши занятия по  йоге. Была прекрасная солнечная погода, я была одета в розовое сари, сверху желтая куртка в дополнение к моим белым  волосам. Мой вид был очень не типичен для Турции, поэтому многие прохожие провожали меня взглядом. И вот мой взгляд встретился с глазами этой женщины. Она меня поразила, наверное, также как я ее. Хотя она была одета в турецкой традиции, в темные одежды, на ней был черный платок, но одежда ее была хорошего качества, богатая, а черные умные глаза  под аккуратным шерстяным платком ярко блестели, даже сияли совсем по-молодому. (Часто ли вы встречаете пожилых людей с сияющими глазами?) Она  доброжелательно смотрела на меня и улыбалась, в ответ я тоже улыбнулась ей со всей широтой своей души, на которую была способна. В ту же секунду я  почувствовала, как горячо стало в моем сердце, какая в него вошла радость и любовь, хотя мы с этой женщиной не сказали друг другу ни слова, продолжив свой путь каждая по своему маршруту.  Это была всего лишь улыбка, которая вместила в себя очень много. Сама Турция улыбалась мне через своих преданных, божественных детей, дочерей и сыновей, вне зависимости от их возраста.


Рецензии