Эсмеральда. Собор Парижской Богоматери

#победасредневековыхтупиков

Поговорим об образах женщины в искусстве. Например, об Эсмеральде Виктора Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери».

Перед нами проносятся события Средневековья (XV век), описывается история главной героини романа, невинной целомудренной девушки Эсмеральды, её любовь к своему спасителю офицеру Фебу, а также к своим настоящим родителям. Во французско-канадском мюзикле 2000 года Эсмеральду представляют нам как холодную роковую красавицу, лишившую покоя своим блудным поведением 4-х мужчин (звонаря и горбуна Квазимодо, архидьякона Клода, поэта Пьера и офицера Феба). Это не соответствует действительности: девушка вынуждена зарабатывать на жизнь танцами, но во времена инквизиции любой талант попадал под пристальное внимание и часто объявлялся колдовством.

Была ли Эсмеральда цыганкой?..
Действие происходит во Франции, в Париже, но почему же Эсмеральда танцует цыганские танцы, ведь её земная мама Пакетта была француженкой? Дело в том, что девочку ещё в раннем возрасте украли цыгане, к которым ходила Пакетта, чтобы узнать своё будущее. Так, Эсмеральду воспитали в таборе и научили танцевать цыганские танцы, что мы видим на фото.

Интересным является тот факт, что Эсмеральда влюбляется в офицера Феба только потому, что он её защитил один раз. Дальше автор рассказывает читателю о не достаточно чистых намерениях мужчины, но Эсмеральда этого не замечает: впечатление о нём уже сложилось.

Пакетта, мама девушки, которая потеряла её 15 лет назад, всё время проводит в молитвах, в затворе в полубредовом состоянии. Она стала сестрой Гудулой. Обе ищут друг друга. Думаю, что если бы мама была рядом, события бы развивались совсем по-другому: девушкой не пытались бы воспользоваться, ей не нужно было бы так отчаянно искать защиту. Но роман заканчивается трагически. Все четверо мужчин, которые влюблены в Эсмеральду, мечтают о физической близости, а не о том, чтобы сделать её счастливой. Даже священник, архидиакон Клод Фролло, обезумев от страсти и вожделения, покушается на жизнь возлюбленного Эсмеральды Феба.
 
Трагедия каждого человека в отдельности и трагический конец романа говорят нам о том, что что-то было не так в то время в Париже. Или во Франции в целом. А, возможно, в период инквизиции. Ясно одно: тупик был побеждён и пройден с наступлением эпохи Возрождения (XVI-XVII века во Франции) и Просвещения (XVIII век во Франции). Слава Богу!

P.S. Какой бы можно было предложить выход из ситуации? А вот какой... Спасение-то было очень близко. Собор Парижской Богоматери был расположен совсем рядом с площадью, на которой танцевала Эсмеральда - девушку заметил архидьякон. Если бы он остался верным Богу, то смог бы помочь Эсмеральде: рассказал бы ей про Спасителя и про Защитницу всего рода христианского. Но этого не произошло. Не была исполнена заповедь «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», жившего намного позже Св. прп. Серафима Саровского (1754-1833).

Почему же архидьякон Клод Фролло не спасался сам и не спасал других? Видимо, он работал... Только кому? - Должен был Богу, находясь в Храме Божьем, но по факту получилось, что дьявол обманул его, и он нарушил Закон, став убийцей. А сначала вошли другие, не такие значительные пороки как жадность, нелюбовь, нерадение о деле Божьем, похоть и вожделение; хотя начинал Клод Фролло как образцовый священник. Но Христос всё время призывает пройти путь до конца, до победы. Теперь мы видим как это важно!!! 

 
Иллюстрация: в роли Эсмеральды Джина Лоллобриджида (1956 г.)
 


Рецензии