Наши советские песни

На первое мая поздравили меня музыкальной открыткой в вайбере. Нажимаю воспроизведение и слышу «Утро красит нежным светом стены древнего кремля»
все иллюстрации взяты из свободного доступа в сети,
И, знаете, народ, чой-то торкнуло меня – вспомнилось, как меня пятилетнюю папа взял на демонстрацию. Обычно мы с мамой просто выходили на улицу и смотрели прохождение колонн, а тут я сама в колонне буду.
И пронёс меня папа на плечах по площади, мимо трибуны, а оттуда в рупор нам говорили торжественно: «Первомайский привет трудящимся Кировского района, да здравствуют инженеры--радиофизики, передовая отрасль советской науки!» И мы все: «Ур-р-р-а-а-а! , - ну, или что-то в этом роде. И оркестр, и флаги, и шарики воздушные.
И мы чувствовали себя чем-то единым целом, и я – соплявка – тоже. А с утра всегда в Первомай вот эта самая песня по радио: «Кипучая, могучая, никем не победимая…»
А на седьмое ноября – не четвёртое, как сейчас – именно седьмое - тоже демонстрация. Но там уже холодно, слякотно, бывает, и дождь, а всё равно идут колонны. И оркестр играет. Вытряхнут воду из труб – и опять. И песня. Вы её не помните? С неё каждый ноябрьский праздник начинался: «Неба утреннего стяг. В жизни важен первый шаг. Видишь, реют над страною ветры яростных атак!» И – тоже в этот день «Нам не думать об этом нельзя, и не помнить об этом не вправе я. Это – наща с тобою земля. Это наша с тобой биография»
Ровесники мои, вы же их помните? Эти песни, она, пусть пафосные, но такие были… в души нам впечатавшиеся. И сейчас, когда их редко исполняют, услышишь – и навалится медведем ностальгия по детству, по юности, по вот этому чувству правильности и единения. Помните вы их? Помните?
«Остался дом за дымкою степною. Не скоро я к нему вернусь обратно. Ты только будь, пожалуйста, со мною, товарищ правда!» - из фильма «Как закалялась сталь»
Или эту: «Работа у нас такая. Забота наша большая: жила бы страна родная – и нету других забот…» - помните, да?
А вот эту? «Я прошу… хоть не надолго, грусть моя, ты покинь меня» - да когда по телевизору «Семнадцать мгновений» показывали, город вымирал. Больше чем в полуфинал хоккея.
А там тоже своя песня была – помните? «Звенит в ушах лихая музыка атаки. Скорей отдай на клюшку пас, сильней ударь! И всё в порядке, если только на площадке Великолепная пятёрка и вратарь»
Мальчишки другое пели, из кино, шли тогда фильмы-вестерны, и пацаны играли в ковбоев и индейцев вооружившись самодельными луками. И песню пели не нашу, но переведённую и перепетую Валерием Ободзинским: «И только стервятник – старый гриф-стервятник видел а мире, что почём… Вновь, вновь золото манит нас». Но – чужая или нет, а посыл там был правильный, нашей идеологии вовсе не чуждый «за нами гриф глядит с небес, чтоб нам найти добычу здесь – ведь тот его добычей станет, в чьём сердце пляшет жёлтый бес» - впрочем, это, скорее всего, только перевод.
А «Последний дюйм» помните? «Тяжёлым басом гремит фугас. Ударил фонтан огня»
Всё моё детство пронизано этими песнями – из фильмов и просто из жизни, с радио, из телевизора, бравурными и спокойными, военными и мирными.
«Легко на сердце от песни весёлой – она скучать не даёт никогда» - из старого фильма песня, да, но пели. И эту пели: «Эй, вратарь, готовься к бою – часовым ты поставлен у ворот»
А «Марш Энтузиастов»? Так и хочется встать с кем-то плечо к плечу –и вперёд, к свершениям, правда? «В буднях великих строек, в весёлом грохоте, огнях и звонах, здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!»
И ведь верили – верили в то, что у нас страна героев, мечтателей и учёных, а не воров, барыг и деляг.
Было « у нас, у советских ребят нетерпенье особого рода» - дозировано, может, не так прямо песенно, но было. Честь, совесть – это было модно, а деньги, шмотки – они так как-то, поменьше ценились.
Нет, вранья, конечно, было полно, но как-то аккуратнее, что ли, врали, не вгоняли в депрессию.
И мы реально думали: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!»
И верили, что «моя милиция меня бережёт», слыша «Наша служба и опасна и трудна» - помните «милицейский концерт» на 10 ноября?
Это уже потом стали на нём петь: «Позови меня с собой» - Ларин, Дукалис, Волков и – как там их начальника?
А первый школьный день, первое сентября: «Не крутите пёстрый глобус, не найдёте вы на нём той страны, страны особой, о которой мы поём» И – да – приводили мамы за ручку, а потом, через десять лет: «Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса».
А потом: « И вот уже зовут, и вот уже зовут по отчеству» И:«Первый тайм мы уже отыграли».И, наконец: «Ленточка моя финишная, всё пройдёт и ты примешь меня», когда я однажды «На дальней станции сойду. Трава по пояс»
Вот сколько вспомнилось. А вы какие помните песни, оставившие в вашей душе след на многие годы?
ПРИМ «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…» песня братьев Д и Д.-Покрассов. текст:Лебедев-Кумач
"И вновь продолжается бой" - Александра Пахмутова, Николай Добронравов.
"Это наша с тобой биография" муз. А. Мажуков Слова: О. Писаржевская и А.Монастырев.
"Товарищ Правда" Олег Иванов. Александр Прокофьев.
"Песня о тревожной молодости" А .Пахмутова. Л. Ошанин
"Где-то далеко" М.Таривердиев Р. Рождественский
"Трус не играет в хоккей" А. Пахмутова Н.Добронравов С. Гребенников
Песня из фильма "Золото Маккены" К.Джонс Л. Дербенев
Песня из фильма "Последний дюйм" М.Вайнберг М. Соболь
"Марш весёлых ребят" М.Дунаевский слова Лебедев-Кумач.
"Спортивный марш" М.Дунаевский слова Лебедев-Кумач.
"Марш энтузиастов" М.Дунаевский А. Д'Актиль
"Широка страна моя родная" М.Дунаевский слова Лебедев-Кумач.
"Наша служба" М.Минков. А. Горохов.
"Позови меня с собой" автор Т.Снежина
"Школьная страна" -Ю.Чичков. К. Ибряев
" Прощальный вальс" А.Флярковский А.Дидуров
"Обычная история" Ю.Саульский. И.Шаферан
"Как молоды мы были" А. Пахмутова Н.Добронравов
"Нам не жить друг без друга" А. Пахмутова Н.Добронравов
"На дальней станции сойду" В.Шаинский М.Танич.


Рецензии