Село Степанчиково Достоевского
По сюжету персонаж, от имени которого идет повествование, Сергей Александрович, приезжает в некое село Степанчиково по приглашению своего дяди, полковника в отставке, Егора Ильича Ростанева для того, чтобы посвататься к гувернантке его детей Анастасии.
Однако уже на подступах к селу он начинает подозревать, что направляется в странное место, где по каким-то причинам всем распоряжается не его дядя, не дядина мама генеральша Крахоткина, а некий господчик (приживальщик) Фома Фомич Опискин, неведомо откуда взявшийся и состоявший в шутах при прежнем хозяине поместья, генерале Крахоткине.
Прибыв на место, главный герой первое время не может поверить в то, что попал, как он выражался «в сумасшедший дом». Генеральша Крахоткина относится к Фоме Фомичу как к идолу, ее сын Егор Ильич, добродушный и слабохарактерный человек, не в силах противиться маминьке и к тому же в столь же сильной степени находится «под гипнозом» самозваного «мессии». Остальные либо подыгрывают своим господам, либо никак не в силах повлиять на ситуацию.
Попытки Сергея Александровича вразумить дядю также не приводят к успеху.
А тем временем Фома Фомич дошел до того, что «для очищения души» заставил Егора Ильича обратиться к себе как к генералу. Анастасия, как выяснилось, питает к Егору Ильичу любовные чувства. Ее же, в свою очередь, по настоянию Фомы Фомича пытаются выжить из дома, а самого Егора Ильича женить на сумасшедшей дворянке Татьяне Ивановне.
Все доходит до того, что Егор Ильич решается покинуть имение и возобновить военную службу. Но находится в его душе красная линия, которую Фома Фомич не усмотрел и которую перешел. Егор Ильич с трепетом относится к Анастасии, а Фома Фомич попытался публично усомниться в ее целомудрии, представив их ночную беседу встречей «под кустами», за что и был изгнан в шею из дома Егором Ильичем.
Тут бы, как говорится, и «сказке конец», наш ответ Мольеру и Бомарше состоялся, русский Тартюф посрамлен и с позором выброшен.
Однако, это Достоевский. Его проза гораздо глубже, хоть и уступает по популярности как минимум «Тартюфу».
После изгнания Фомы Фомича генеральша Крахоткина кидается в ноги Егору Ильичу и Анастасии, говоря, что она без Фомы Фомича жить не может.
В конце концов, Егор Ильич кидается в погоню и подбирает Фому Фомича как раз по пути в имение. Тот как раз, попав в аварию за селом, струсил и повернул обратно.
Войдя в дом, он выразил одобрение сватовству Егора Ильича и Анастасии, примирился со своими «хейтерами» (Бахчеевым, Сашенькой, Гаврилой), перестал унижать Егора Ильича, отказался от реформаторских амбиций и занял нишу юродивого духовного учителя с оглядкой на поведение Анастасии. Спустя семь лет он умер и был с почестями захоронен и навещаем супругами, как святой деятель.
Автор повествования, конечно, остается при своем мнении относительно Фомы Фомича и описывает все это как психиатр историю болезни.
Наиболее характерной сценой, отражающей суть повести – это на мой взгляд погоня за Фомой Фомичем и его обратный ход, с последующим возвращением в дом.
Этим, как я думаю, автор хотел дать понять, что они нуждаются друг в друге – Фома Фомич и его господа. Одному нужны свободные уши и преданные поклонники, другим нужен некий духовный учитель, властитель дум, великий человек (Фома Фомич между прочим ставил себя выше Юлия Цезаря и Александра Македонского).
Повесть данная весьма многогранна и не уступит по глубине смысла среднестатистическому роману.
Тут вам и тема пригретой на груди змеи.
Тут и допущение, что будет, когда кто-то был никем, стал всем. Был позорным шутом у капризного полуобразованного барина, даже изображал зверей. Но вот сам стал в определенный момент выше барина, обзавелся своим шутом Ежевикиным и лакеем Видоплясовым.
Здесь можно также усмотреть и своего рода антиутопию. Последняя глава называется «Фома Фомич созидает всеобщее счастье», то есть всем хорошо, все довольны. Но счастье это – счастье сумасшедшего дома. В экранизации произведения это хорошо показано в самом конце, когда Фома Фомич, услышав музыку на улице, начинает плясать и все, кроме рассказчика, в разной степени резвости пускаются за ним.
А кто-то из литературных критиков в Селе Степанчиково видит Россию того времени. Есть верховная власть, а есть множество самозваных «выдающихся» мыслителей, несущих полнейшую чушь и тем не менее принимаемых всюду с почестями и навязывающих свое видение.
Есть еще один смысловой момент, который мне показался достойным внимания. При всей своей воли к власти, Фома Фомич не кажется помешанным на деньгах человеком, он не ставит своей целью обчистить хозяев и уйти. Более того, ему Егор Ильич предлагал всю свою наличность и дом в соседнем селении с возможностью посещать Степанчиково. Однако, такое предложение кажется Опискину постыдным. Он хочет просветить простой люд. Именно просвещение одна из целей революционных движений. Вот только взгляд на просвещение у него своеобразный. Обучение французскому языку престарелых лакеев и крестьян, ежедневные экзамены не могут вызвать ничего, кроме негодования. Таким образом это еще один пример благих намерений, которые в расхожем афоризме известно куда ведут.
Произведение дважды экранизировалось: в 1973 и в 1989 году. Последнюю экранизацию я и советую посмотреть – будет не скучно в компании с солидным составом знаменитых советских актеров: отца и сына Лазаревых, Светланы Немоляевой, Гафта, Валентины Талызиной и конечно же Льва Дурова в роли Фомы Фомича (закадровый текст в исполнении Иннокентия Смоктуновского).
07.05.2020
Свидетельство о публикации №220050702500