Смольские, Смолские

Смольские, Смолские


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Татары — хранители Ислама в Белоруссии

***

В рамках II Международного межрелигиозного молодежного форума в Дагестан впервые прибыла делегация Республики Белоруссия, куда вошли татары-мусульмане.

В состав делегации во главе с муфтием мусульманского религиозного объедения Республики Беларусь Абу-Бекиром Шабановичем, вошли молодые мусульмане Алексей Смольский, Дмитрий Радкевич и Бекир Шабанович.

Мы попросили нашего коллегу корреспондента газеты "Ошмянский вестник" Дмитрия Радкевича рассказать про историю и культуру белорусских татар…





Смольский Тамерлан Александрович

***

Даты жизни: 1877 -
Биография:
из дворян Сувалкской губернии, окончил Мариампольскую мужскую гимназию и Чугуевское пехотное юнкерское училище, был женат на Амелии Халецкой, имел от нее двух сыновей - Ольгерда и Тамерлана
Чины:
на 1 января 1909г. - 101-й пехотный Пермский полк, поручик
Награды:
Дополнительная информация:
-Поиск ФИО по «Картотеке Бюро по учету потерь на фронтах Первой мировой войны 1914–1918 гг.» в РГВИА
-Ссылки на данную персону с других страниц сайта "Офицеры РИА"
Источники:
информация и фото предоставлены правнучкой - Антониной Казанцевой

https://ria1914.info/index.php/




Смольская Зина Амуратовна

***

Место рождения: м. Смиловичи, Минская область, БССР
Дата рождения: 1917 год
Национальность: татарка
Представлен к награде
Медаль «Партизану Отечественной войны» II-й степени
01/03
Партизанские формирования
С 15.03.1943 по 20.09.1943
Партизанская бригада: 1-я Минская бригада (Балан, Н.Х., Иванов, Е.А.)
Партизанский отряд: Отряд "Правда"
Должность: Рядовой / рядовой боец
С 25.09.1943 по 18.07.1944
Партизанская бригада: 1-я Минская бригада (Балан, Н.Х., Иванов, Е.А.)
Партизанский отряд: Отряд им. В. П. Чкалова (Непринцев, М.М.)
Должность: Рядовой / рядовой боец

https://partizany.by/search/





Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY
…,
,
Смольские (Смолские)

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

…Сенкевич, Сенчукович, Сенькевич, Сергеевич , Сеферов , Сиджудов , Синикевич, Скилдарович , Скиндеров, Скинов, Скирмунтов , Скобейков , Смаилович , Смайкевич, Смешний, Смолский , Смольский, Снарский , Снуцевич , Собаков , Собачкевич , Соболевский , Соболь , Соколовский , Солтанов , Солтанов , Солтанович , Солтыков ,

https://vk.com/topic-163461381_37474926





Татарские князья в Российской Империи

***

Статья написана С.В. Думиным

…Особую группу татарских княжеских родов в Российской империи составляют некоторые роды литовско-татарского дворянства.
Литовские татары, как группа служилых людей, сложились в конце XIV – начале XVI вв. из переселенцев и пленных ордынцев, среди которых были и представители улусных князей, и рядовые воины. Смешанные браки, разрешенные им первое время, уже в середине XVI в. привели к их славянизации. Как и для боснийских мусульман (но по противоположной причине), родным языком для них с этого времени является славянский (старобелорусский, позже польский, белорусский и теперь также русский) язык. Сохраняя магометанское вероисповедание, литовские татары не пользовались политическими правами шляхты (правом избирать короля, депутатов сейма), в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами. Они имели право владеть крепостными крестьянами, сохранив его (в изъятие из общих российских законов) и после присоединения восточных земель Речи Посполитой к Российской империи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз (причем последний, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов).

С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды:

Титул мурзы употребляли (прибавляя его к фамилии) следующие литовско-татарские семьи:
….
Семьи, перечисленные здесь с титулами мурз, и некоторые из родов, употреблявших княжеский титул, происходят от ордынских князей, и их предки пользовались этим достоинством в литовских владениях с конца XV – начала XVI вв.
Известны и другие литовско-татарские семьи, в XIX в. и позже не употреблявшие княжеский титул, которые в польской генеалогической литературе считаются ветвями княжеских родов. Так, например, род татар Мухля (герба Рудница), утвержденный указом Правительствующего Сената 21 июня 1861 г. в потомственном дворянстве без титула со внесением в особый для татарских родов список по Минской губернии [1. Оп. 25. Д. 6385], считается ветвью рода князей Тимирчичей-Юшенских (идущей от князя Мухлядина Кульзимановича, толмача и писаря королевской канцелярии, упоминаемого в 50–60-е гг. XVI в.; того же происхождения – от улусных князей племени юшин, уйшун, в Литве в XV–XVII вв. наследственно стоявших во главе стяга татар Трокского воеводства – Юшинского хорунжества, – упоминавшийся выше род князей Юшинских) [226. С. 223].
Употребляли княжеский титул в конце XVI–XVIII вв. предки многих других литовско-татарских дворянских родов:

Бабашей, Давидовичей (герба Стржала),
Маковецких (герба Помян),
Смольских (гербов Араж, Лелива и Лук),

Токошей (герба Пелеш) и др. Род Тупальских носил родовое прозвание Сеит (так же назывался герб этой семьи); т. е. присоединил к фамилии титул, присвоенный в мусульманских странах потомкам пророка Мухаммеда; кстати, эта семья, как можно судить по документам литовской канцелярии начала XVI в., одного происхождения с русскими князьями Юсуповыми и Урусовыми и также восходит к князю Эдигею [98].


Источник: Дворянские роды Российской Империи. – Т. 3. – СПб., 1999.

http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Список татарских княжеских родов России.

***

Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].

На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:

Фамилии княжеские

В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:

Фамилии княжеские:

12. Князья Смольские гербов Араж, Лелива и Лук (лит.)[источник не указан 89 дней]

https://ru.wikipedia.org/wiki/




"В период правления "белых ханов"

***

В начале XIX века один из выдающихся польских историков Тадеуш Чацкий обнаружил в архивах какое-то прошение, в котором польско-литовские татары называли представителей династии Ягеллонов «белыми ханами». Свою точку зрения на эту тему он высказал в статье, опубликованной в «Виленьском еженедельнике» в 1816 году. Гипотезу Т.Чацкого развил в 30-е годы XX века молодой талантливый историк Станислав Крычиньский. «Знаю,— писал он,— что литовские татары называли ханами или «белыми ханами» в своих прошениях и мемориалах королей из династии Ягеллонов. Это характерно для данной этнической группы, к которой относятся наши татары. Они, называя Ягеллонов «белыми ханами», хотели таким образом подчеркнуть их независимость, суверенность и силу».

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0


Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман.

Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука.
Известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Оно функционировало во всех религиозных гминах.

До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам: Острыньским и Пуньским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, как потомков господствовавших ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя. Во главе княжеских татарских родов стояли:

Смольские,
….
….
Потомки ордынских султанов и мурз владели большими вотчинами и в них подчиненными холопами. За это они были обязаны нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты <--// Шляхта — польское дворянство //-->. В документах XVI века их называли богатыми татарами. Ими выставлялось на военную службу по одному или по несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств. В списках войска нередко встречаем татар, которые выставляли значительное число кавалеристов. Богатые татары, особенно князья, кроме подданных холопов, имели также собственных бояр, входивших в состав различных служб.

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »




Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

Смольские
SMOLSKI herbu Araz
SMOLSKI herbu Leliwa
SMOLSKJ herbu Luk
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




От татарских ханов и мурз произошли польские князья

***


Смольские,
….
https://vk.com/topic-3760513_23658270




Польско-литовские татары

***

Первыми татарами, оказавшимися в Польше и Литве, были татары КараКисека. Кара-

Кисек был
сыном Джеке,
сына Ногая (знаменитый золотоордынский темник),
сына Татара,
сына Бувала,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

Кара-Кисек после борьбы с Токтой бежал в Польшу, в Краковскую область.
Позже другая волна татарских переселенцев пришла с Тохтамышем и его
детьми. Сын Тохтамыша Джелаладдин участвовал в Грюнвальдской битве
на стороне Витовта и Ягайла. Именно легкая татарская конница своим
первым натиском, а потом притворным отступлением помогла полякам и
литовцам одолеть Орден.

В 1455 году младший сын Тохтамыша Сеид-Ахмед попал в плен к
Казимиру. Он был поселен в Ковно (Каунас), девять его сыновей осели
среди польских татар [8].

Один из его сыновей Джанибек смог на время вернуться в степь, где на два
года стал ханом в Крыму [9]. Еще два сына Сеид-Ахмеда, Воймин и Кирко,
известны по литовским источникам. Мы считаем, что царевичи Пунские
были по происхождению от детей Сеид-Ахмеда, так как они имели статус
царевичей, хотя также нам не известно, какую фамилию носило
многочисленное потомство Сеид-Ахмеда. Такое отнесение Пунских имеет
под собой основания, хотя и возможны другие варианты. Ветвью Пунских
были Гиреевские, происходящие от Ислам-Гирея Пунского. Пунские
существовали в Великом княжестве литовском до конца XVII в.
По семейной легенде к чингизидам относились также Бердибековы. По
легенде сын Бердибека уехал сначала в Крым, а потом в Литву. Имя его
неизвестно. Потомок Бердибека Иван Бердибекович оставил трех сыновей –
Мишка, Семена и Павла, упомянутых в 1470-95 годах в актах метрики
Литовской. Павел был жив еще в 1528 году. У него было два сына Петр и
Грегорий, известных по описи 1567 года.

Следующей семьей, потомками чингизидов, были Острынские,
происходящие от сына последнего хана Большой Орды Узбека ШейхАхмедовича. 11 апреля 1514 г. Сигизмунд I известил острынского
наместника о пожаловании царевичу Узбек (Азубек)-солтану 70 конюхов, 6
пустошей и двух паробков под Острыной (Лидский повет). По
местоположению этого имения (позже известного как Рыча) Узбека и его
потомков стали именовать царевичами Острынскими.
После возвращения хана в Орду Азубек-солтан оставался в Литве
(первоначально, видимо, в качестве одного из заложников, вместе с ханским
братом Халлеком и упоминавшейся выше женой Шейх-Ахмеда) [10]. В
начале 17-го века род Острынских пресекся.
Польско-литовские татары делились на шесть групп: Баргын (Барын),
Джалаир, Юшинь (Уйсун), Конграт, Найман, и Улан.
Из этих шести групп пять были племенами Золотой Орды, а слово Улан
происходило от названия Оглан (титул, который носили представители
рода Чингиз-хана). В Великом княжестве литовском было много уланских
родов. Уланов от царевичей Острынских и Пунских отличал статус:
Острынские и Пунские происходили от золотоордынских ханов ШейхАхмеда и Сеид-Ахмеда (есть версия что Пунские происходят от крымских
ханов), в то время как уланы происходили от прочих чингизидов, не
правивших Золотой Ордой.
На основании книги Дъядулевича [11], дадим короткое резюме по
уланским (чингизидским) родам среди польско-литовских татар:
Самым большим уланским родом были Асанчуковичи. По информации,
доступной в Интернете, род Асанчук происходит от Кара-Кисека, внука
Ногая, но в литературе эта версия не нашла подтверждения. Асанчук
известен в 1425-1430 годах, он и его потомки владели имением Засуле, близ
Минска. У него было четыре сына – старшего звали Шатыш (упомянут в
1460 году), имена двух средних сыновей неизвестны, младший – Чадет-улан
(упомянут в 1480 году)

12. Есинские, Речиповичи, Смольские-1, Шахмансеровы: происходят от
Сеинчука, отца Араза, известного по описи 1528 года.
Сыновья Араза:
Богдан, Адам, Януш (предок Речиповичей и Смольских) и Кульзиман
(предок Есинских).

30. Смольские-2 и Шемерденовичи: предок Чутур, отец Шемердена.

В роду Уланов самым знаменитым был ротмистр Александр Улан. Получив
звание полковника, он был фаворитом Августа III. Во время гражданской
войны 1715-1716 годов он воевал на стороне короля. Король оценил это и
перевел весь полк Александра Улана, состоящий из восьми хоругвей, в
количестве 400 человек, в польскую армию, где этот полк выполнял
функции королевской гвардии. После смерти Александра командование
полком поручили полковнику Чымбаю Мужи Рудницкому (тоже из
уланского рода), который вскоре стал генерал-майором. Полк был назван
уланским, в честь Александра Улана, а впоследствии это название было
перенесено на все татарские полки. Чымбай умер на войне в 1762 году [12].

https://www.anatole-klyosov.com/2_4_2009.pdf




Смольские

***

‘’До середины XVI в. татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшихся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Наиболее привилегированную группу составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам - Острынским и Пунским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами как потомков ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Они пользовались титулом князь. Во главе княжеских родов стояли: Ассанчуковичи (Уланы), Корыцкие, Юшынские, Кадышевичи, Крычинские, Лостайские, Тальковские, Ловчицкие, Смольские, Тарашвиские, Завицкие и Баргынские (Барановские)’’.

http://misharlar.ru/ttrpolsk.html




Смольские

***

Статья Рахмет Baitasau-

Смольский Дмитрий Брониславович (род. 25.07.1937 г.) - советский и белорусский композитор, Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, Народный артист БССР.

Литовский татарин.

Родился в Минске в семье музыковеда Бронислава Сильвестровича Смольского.

В 1960-е написал фортепианную сюиту "Игра света", симфонию "Актофония", в 1970 г. - ораторию "Моя родина".

В 1970-е гг. создал вокальные циклы на стихи Гарсии Лорки, Тютчева, Ахматовой, Цветаевой, ораторию "Поэт", написанную на слова Янки Купалы. Автор опер "Седая легенда", "Франциск Скорина", "Аполлон-законодатель", 15 симфоний.

Сын Дмитрия Смольского - известный рок-музыкант Виктор Смольский, гитарист метал-групп Almanac, Rage, Mind Odyssey, Lingua Mortis.

Есть две ветви Смольских.
Смольские герба Araz, przydomku Zapuszczanski.
Заволжанцы, приписанные к уланский хоругви.

Предок рода Sienczuk известен около 1500 г. как владелец земель в Троках.

Его сын Araz известен по описи 1528 г.

Сыновья Araza Мустафа, предок Szachmancarow и Януш, отец Reczipa, предка Реджиповичей и Смольского, известного по описи 1565 г. в Троках.

Смольские-2 - заволжанцы, приписанные к уланской хоругви, одного происхождения с Szemerdeniewiczami.

Их предок известный около 1500 г. уланский казак Czutur, отец Szemerdenia, предка Szemerdenirwiczow и Абрахима, который получил в 1524 г. земли в ошмянском павете.

Сыновьями Абрахима были Jambiek, предок Gebickich и Ambokiewiczow и Муртоза, отец Селимбека и дед Смольского, известного в 1631 г. Смольски Селимбекович служил в войске в 1658 г.

Его сыном был Богдан.

Некий Смольски в 1721 г. был товарищем в полку lekkim Булавы polnej войск литовских. Его сын Йозеф в 1775 г. был товарищем в 1-м полку стражи передовой войск литовских, а его сын Сулейман Смольский получил dymisie z pulku tatarskiego i zostal rzadca majatku Oleksiszek в Лидском павете.

Смольские wywiedli sie ze szlachectwa przed deputacia wywodowa minska w 1867- ym bez podania herbu. Бекир, сын Адама urzednik wojskowy (zam. w Minsku) имел детей Эмилию, Александра и Адама. Его брат Александр, полковник, был женат на Марии Сафаревич, zam. w Minsku. К этому же роду относился Осман, доктор медицины из Минска.
25 июл 2017

https://vk.com/photo12523752_456239202





Смольские

***

Статья Рахмет Baitasau-

Смольский Ромуальд - участник Польского восстания 1863-1864гг.

Участвовал в боях в районе Сувалок, а затем в отряде Кароля Ястржембского, до 2 февраля, когда в бою при Чисто-Будо, повстанцы были разбиты российскими гусарами. Затем воевал в отряде Сузина (Suzina) до его разгрома под Стацишками (Staciszkami) в Сейнском повете, где был ранен.

Затем служил в конном отряде Вавра (Wawra), где получил звание офицера августовского воеводства (Августовская губерния. Упразднена в декабре 1866г.).

Затем вместе с другим татарином, Александром Бучацким, организовал охрану губернатора Акорды.

В конце восстания два татарина переправили губернатора в Восточную Пруссию, что позволило ему эмигрировать.

На обратном пути они попали в русский плен, были подвергнуты пыткам и брошены в тюрьму.

Источник: https://forum.dobroni.pl/f/tatarzy-w-sluzbie/81045/9

С.Думин выделяет три рода Смольских:
Leliwa, 1651 Samuel, land in Nowosiolki, Minsk prow.
Araz, 1776 Eliasz, properties in Margotroki, Troki county
Luk, 1701 Dawid, land in Lowczyce, Wilno gubernia

https://vk.com/photo12523752_456239585




Смольские

***

Герб Араж
Описание герба: см.текст
Подданство:
Великое княжество Литовское,
Речь Посполитая,
Царство Польское,
Российская империя

Смольские (польск. Smolski, Smlski, Smoleski) — дворянский род.

Одна из татарских семей, в Великом княжестве Литовском оседлых, которым, вследствие Сеймовых конституций 1768 и 1786 года, за заслуги государству оказанные, предоставлено в безусловное владение земское имение, состоявшее у них на разных условиях во владении.

Доказавшие дворянство члены этой семьи вывели род свой от Ротмистра Татарского Его Королевского Величества полка Ильи Смольского, который в 1776 году владел имением Марготроки, в Троцком Воеводстве.

Описание герба

В красном поле белый конь, вправо, держащий правым передним копытом бунчук. В навершии шлема корона, над которой золотой полумесяц рогами вверх. Герб Араж (употребляют: Смольские) внесен в Часть 1 Гербовника дворянских родов Царства Польского, стр. 41.

Литература

Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
Часть 1 Гербовника дворянских родов Царства Польского, стр. 41

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Смольский Сергей Евгеньевич

***

Вот эти данные были взяты из Всесоюзной книги памяти: 

СМОЛЬСКИЙ Сергей Евгеньевич, лейтенант, ком-р дес.-штурм, взвода, род. 20.4.1961 в г. Ворошиловград УССР. Русский.
В Вооруж. Силах СССР с 5.8.78. Окончил Орджоникидзевское ВОКУ.
В Респ. Афганистан с янв. 1983.
Принимал участие в неск. боях. Сражался решительно и смело. 3.6.1983 его взвод был назначен в боевой разведдозор. На маршруте движения воины обнаружили засаду. Оценив обстановку, С. с тремя солдатами обошел огн. точки пр-ка с фланга. Скрытно подобравшись к огн. точкам и изготовившись к бою, он условным сигналом приказал подчиненным открыть огонь. В этом бою было уничтожено неск. огн. точек пр-ка. С. погиб, сраженный пулей снайпера.
Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в Ворошиловграде.

Вот эти данные были взяты c адреса http://probnichekal01.blogspot.ru/2012/03/blog-post_14.html

СМОЛЬСЬКИЙ Сергій Євгенович
народився 20 квітня 1961 р. у робітничій сім'ї.
Місце проживання батьків: м. Луганськ.
До призову на військову службу навчався в школі.
У січні 1983 р. відправлений лейтенантом в Афганістан
Загинув 3 червня 1983 р.

Вот эти данные были взяты из Луганской книги памяти "Луганщина помнит своих героев":

СМОЛЬСКИЙ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

родился 20 апреля 1961 г. в г. Луганске.
Лейтенант.
Погиб 3 июня 1983 г.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

СОЖГЛО ЧУЖОЕ ЛЕТО

Людей тянет на юг.
На юге ласковое солнце, буйная растительность, обилие земных даров. Сергея Смольского тоже с юных лет тянуло на юг.
Но совсем не отдыха искал он.
Какой может быть отдых, когда ты курсант Орджоникидзевского высшего общевойскового командного училища.
Серьезная учеба и столь же серьезная служба.
Он тогда еще не знал, что судьба забросит его еще южнее.
Где солнце не будет таким ласковым, как на Кавказе, и население далеко не все будет отличаться таким гостеприимством, которое почувствовал в Орджоникидзе.
Сергей был хорошим курсантом.
Об этом знали и родители - Евгений Иванович и Валентина Ивановна, знала и его родная Луганская средняя школа №9. Командование училища считало очень важным делом благодарить тех, кто сумел воспитать юношу настоящим воином.
Окончил училище Смольский в 1982 году, получил специальность командира тактических мотострелковых войск.
Мирной службы, если можно так выразиться, ему досталось совсем немного.
Уже в январе 1983 года пробил его час отправляться туда, откуда уже не возвратились сотни и сотни таких же юных парней.
Да, здесь солнце не дышало лаской, и от местного населения особенно добрых чувств не наблюдалось.
Многие, очень многие афганцы если сами не брались за оружие, чтобы изгнать со своей земли "неверных", то более или менее явно сочувствовали моджахедам.
Откровенно говоря, Сергей над этим задумывался мало.
Некогда сидеть, обхватив голову руками, командиру десантно-штурмового взвода.
За несколько месяцев службы в чужой стране он принимал участие в пяти тяжелых боях, в семи сопровождениях колонн машин с различными грузами.
Смерть постоянно смотрела в глаза 22-летнему лейтенанту.
Спасали боевая выучка, интуиция, которая быстро вырабатывалась в исключительно сложных условиях, а то и просто удача, везение.
Пуля, конечно, дура; но ведь посылали ее в цель не дураки.
Афганские моджахеды, отлично ориентируясь в каждой складке местности, владея оружием, представляли собой серьезную силу.
Особенно это почувствовал Сергей Смольский с 30 мая по 7 июня 1983 года, когда был включен в состав десантно-штурмового батальо-на для проведения важной боевой операции.
Несмотря на сильнейшее сопротивление моджахедов, несколько дней операция шла успешно.
Критическим же стал день 7 июня.
Моджахеды постепенно оправились от первых кинжальных ударов советских войск и разработали хитроумные контрдействия.
Вот и Сергей с группой бойцов, которую возглавлял, попал в засаду. Казалось, выхода уже не оставалось.
Вперед не пробиться, назад не отойти.
Вся группа была обречена. Но Смольский с таким исходом смириться не смог. С тремя солдатами он обошел моджахедов с фланга и прицельным огнем прикрыл отход основной группы.
Лично уничтожил 5 противников.
Но когда отходил сам, догнала снайперская пуля.
В луганской средней школе №9 создан уголок, рассказывающий о короткой жизни лейтенанта Сергея Смольского. На фотографии он совсем молодой, со звездами на погонах. А на грудь звезда не успела попасть.
Орденом Красной Звезды Сергей награжден посмертно.

А. КОБЕЛЬНЮК

1994 г.

http://afgan.ru/memorial/0140smolskiy-s-e-lugansk.html




Известные татары Белоруссии

***

Смольский Алексей – студент Белорусского Государственного Медицинского Университета
 
Смольский Бекир Михайлович (12.07.1913, Минск - 28.09.1982) - ученый в области теплофизики. Член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси (1967), доктор технических наук (1958), профессор (1961). Участник Великой Отечественной войны. Окончил Белорусский политехнический институт (1935). С 1946 г. старший преподаватель, доцент Белорусского политехнического института. С 1958 г. заведующий лабораторией Института энергетики АН БССР, с 1959 г. заместитель директора, с 1971 г. заведующий лабораторией Института тепло- и массообмена АН БССР.

Смольский Бекир – художник, родился в Минске в 1966 г. В 1994 году закончил Белорусскую государственную академию искусств. Участник многочисленных выставок в Беларуси и за рубежом. Работает преимущественно в живописи и витраже. Живет в Вене, Австрия.

Смольский Мурат (1951 – 09.11.2011) - лидер, вокалист и бас-гитарист группы «Зодчие». Визитной карточкой была народная песня в собственной аранжировке - «Касіў Ясь канюшыну», сделанная раньше «Песняров». Пели также «Зорку Венеру» Богдановича и свою «Где найти ту девчонку». Часто группу называли на белорусский лад - «Дойліды».





‘’ЗОДЧИE’’
Реставрация ЗОДЧИХ

***

Они были на вершине славы, но звездами так и не стали. Под названием ЗОДЧИЕ прославились позже совсем другие музыканты.
В западной рок-музыке можно отметить не один случай, когда после многих лет забвения "динозавры" вновь соединялись под некогда очень популярным названием и вновь радовали поклонников музыки тем, что молодое поколение слушателей успело уже забыть или вообще не знает. Но вот для Беларуси подобные факты -- просто сенсация. Основанная в 1969 году минская группа ЗОДЧИЕ сегодня активно репетирует и изредка выступает с концертами. Наш разговор с лидером коллектива -- бас-гитаристом и вокалистом Муратом Смольским -- состоялся во время одной из репетиций ЗОДЧИХ, которые минимум два раза в неделю проходят в магазине "Мир хоккея", что по улице Богдановича, уже после его закрытия.

-- С какого же года можно отсчитывать историю группы ЗОДЧИЕ?-- Группа образовалась в минском политехническом институте в 1967 году. И с самого первого состава сегодня в коллективе остался только один человек -- вокалист Семен Гофштейн. В 1968 году группа приняла участие в первом бит-фестивале, который состоялся в радиотехническом институте, и заняла второе место. А уже в 1969 году в группу пригласили меня. Тогда группа активно участвовала в конкурсах, начиная с районных, и в результате вышла в финал всесоюзного телевизионного конкурса "Алло, мы ищем таланты!" По сегодняшним меркам даже трудно сказать, какой это было успех. В финале конкурса, который проходил в Москве, мы вместе с 14 другими коллективами стали его лауреатами.

-- Что же вы тогда исполняли, на чем строился репертуар?
-- У нас тогда было две звуковые визитные карточки. Во-первых, "Касіў Ясь канюшыну" в нашей аранжировке, сделанной в 1969 году…

-- Это что же, раньше ПЕСНЯРОВ, получается?
-- Чуток раньше. Вторая песня была создана на музыку знаменитой в то время польской группы ТРУБАДУРЫ. В качестве текста мы взяли одно из стихотворений Сергея Есенина. Получилась такая польско-русская песня под названием "Королева". С этими двумя песнями мы и дошли до финала. Причем на этом пути был зональный конкурс, так называемая "Западная зона". Конкурс проходил в Ленинграде. Председатель жюри -- Микаэл Таривердиев. Кстати, одним из наших конкурентов был ансамбль АРИЭЛЬ, но по решению жюри он дальше не пошел. В финале конкурса председателем жюри был Марк Фрадкин, в жюри -- Ян Френкель, другие очень известные люди. В Москве, кроме упомянутых выше двух песен, мы еще исполнили "Зорку Венеру". Кстати, переведенная на видео кинопленка с этим нашим выступлением у меня есть. С Александром Масляковым в качестве ведущего…

http://www.nestor.minsk.by/mg/articles/2005/49/0600.html




Не стало легенды белорусского рок-н-ролла Мурата Смольского
11 ноября 2011, 18:11  1683  0

***

9 ноября ушел в мир иной один из зачинателей белорусского рок-н-ролла Мурат Смольский. У музыканта был рак печени, сердце остановилось в реанимации ...

Его группа «Зодчие» получила известность в конце 60-х и выступала на стадионах и во дворцах спорта по всему Союзу, исполняя в том числе «Зорку Венеру» и «Касіў Ясь канюшыну» раньше «Песняров», напоминает "Тузін Гітоў".

О «Зодчих» на "одной шестой части суши" узнали в 1971 году, когда их лидеру, вокалисту и бас-гитаристу Мурату Смольскому было 20 лет. Тогда белорусский коллектив вышел в финал всесоюзного телеконкурса «Алло! Мы ищем таланты», который вел молодой Александр Масляков. В их репертуаре на то время было немало белорусскоязычных песен. Визитной карточкой была народная песня в собственной аранжировке - «Касіў Ясь канюшыну», сделанная раньше «Песняров». Пели также «Зорку Венеру» Богдановича и свою «Где найти ту девчонку». Часто группу называли на белорусский лад - «Дойліды».

В 70-х «Зодчих» пригласили на работу в «Росконцерт» и они попали в одну обойму с Львом Лещенко, Валерием Ободзинским, оркестром Владимира Людвиковского и выступали по всему Союзу в больших залах и на стадионах, а концерты их вел Геннадий Хазанов.

В 80-х ситуация в стране изменилась и музыканты почувствовали, что их творчество уже не приносит дохода. «Зодчие» свернули свою деятельность в 1988 году. Через 15 лет команда возродилась вновь и даже представила в чарте на «Тузіне Гітоў» свой перезаписанный хит «Девчока», пишет Ежедневник.

До последних дней Мурат не прощался с гитарой.

https://gomel.today/rus/news/belarus/13608/




Смольский Амурата Адамович

***

Воентехник 1 ранга. Пропал без вести.

https://crimea-front.ru/books/2/people?page=3406




Мурат Смольский (1951 – 2011)
 
***

14/11/2011 | новости

9 ноября ушел из жизни Мурат Смольский – один из родоначальников белорусского рок-н-ролла, лидер известной в 70-80-х годах минской группы "Зодчие". По словам его друзей, у музыканта был рак печени, сердце остановилось в реанимации.

"Зодчие" прогремели в 1971 году, когда их лидеру, вокалисту и бас-гитаристу Мурату Смольскому было 20 лет. Тогда белорусский коллектив вышел в финал всесоюзного телеконкурса "Алло! Мы ищем таланты", который вел молодой Александр Масляков. В их репертуаре в то время было немало белорусскоязычных песен. Визиткой была народная песня в собственной аранжировке – "Касіў Ясь канюшыну", сделанная немного раньше "Песняров". Пели также "Зорку Венеру" на слова Богдановича и свою "Дзе знайсці тую дзяўчынку". Часто группу называли на белорусский манер – "Дойліды".

В 70-х "Зодчих" пригласили на работу в "Росконцерт" и они попали в одну обойму со Львом Лещенко, Валерием Ободзинским, оркестром Вадима Людвиковского и выступали по всему Союзу в больших залах и на стадионах, а концерты их вел Геннадий Хазанов.

В 80-х ситуация в стране изменилась и музыканты почувствовали, что их творчество уже не приносит прибыли. "Зодчие" свернули свою деятельность в 1988 году. Через 15 лет группа возродилась и даже представила на сайте "Тузін Гітоў" свой перезаписанный хит "Дзяўчынка". До последних своих дней Мурат не расставался с гитарой.

Коллектив Experty.by выражает соболезнования родным и близким музыканта.




Смольский Осман Бекирович

***

1883/00/00 г. Новогрудок
татарин
кассир Приходной кассы

Расстраляныя ў Мінску
Індэкс грамадзянаў,
расстраляных у Мінску ў 1920–1950-я гг.




Смольские

***

Происхождение нашей фамилии

Алексей Смольский 13 мар 2008 в 21:59
Если у кого-то есть какие-то соображения или точная информация по этому поводу, пишите, будем рады.

Арсений Сивицкий 15 мар 2008 в 0:47
А теперь по поводу происхождения фамилии Смольские (Леха, ты потом создай тему отдельную)!

Начну с той версии, которая мне наиболее близка в силу моего происхождения.

1) На территории ВКЛ и Речи Посполитой известен татарский род Смольских. Обычно принято выводить происхождение данной фамилии от имени Исмаил, которое в белоруском варианте имеет форму Смоля. Суффикс -ский- типичный образовательный суффикс шляхетских фамилий на территории ВКЛ и Польской Короны. Отсюда и фамилия: Смоля + ский = Смольский. Массово татары на территории ВКЛ появляются в конце XIV века.

2) В "Беларускай антрапанiмii" (автор Бiруля, 1969 год), фамилия Смольский стоит в одном ряду с фамилиями типа Смоляков, Смолинский и т.д. Автор выводит данные фамилии от слов смолить, смола. Скорее всего такой вариант происхождения фамилии возможен не ранее 1861 года (т.е. отмены крепостного права) на территории Российской империи, после которого крестьяне стали получать фамилии (до 1861 года крестьяне не носили фамилий). Частые случаи образования таких фамилий - от рода деятельности, т.е. в данном случае от деятельности, связанной со смолой (кстати, это могло быть и коробельное дело, ведь там смола один из главных атрибутов). Кроме этого, вероятен вариант, что такую фамилию мог носить купец в Российской империи, который торговал смолой, однако этот вариант возможен не ранее XVIII века, когда в Российской империи существовала мода на польско-литовскую шляхетскую культурную традицию.

3) Есть еще вариант, что фамилия Смольский образована от еврейского имени Исмаэль (Ишмаиль, Самуил). Как сказал мне один мой знакомый, на территории Гомельской области Беларуси достаточно распространенные фамилии с корнем -Смоль-, как то Смоляков и Смольский.

Однако это лишь сведения, касающиеся этимологии фамилии. В ряде случаев этимология фамилии не совпадает с этническим происхождением рода. Поэтому этимология фамилии всегда должна быть привязана к культурно-историческому полю того локального региона (Малая Родина), откуда происходит род.

Смольские!!! Кто имеет отношение к белорусским татарам, милости просим, присоединяйтесь к группе "Беларускiя татары - нашчадкi Залатой Арды" (http://vkontakte.ru/club1173236).

Влад Смольский 5 апр 2008 в 15:47
У мя с Белоруссии все родственники(отец, деды, дяди) а ща почти все в России

Максим Смольский 19 апр 2008 в 1:45
Да пожалуй первый вариант более вероятен, хотя и второй тоже исключить нельзя!

Ванек Смольский 19 апр 2008 в 18:32
точно подметил Макс))

Мария Семендуева 3 июн 2008 в 0:50
А мне бабушка еще в детстве рассказала, что наша фамилия идет от наших предков- польских евреев, купцов, которые переехали в Петербург в те времена, когд шла купеческая торговля...

Илья Смольский 21 июн 2008 в 19:04
Думаю более уместен первый вариант,всё таки 300 лет татаро-монгольского ига,не мало.
Ну у меня в основном родственники живут в украине.
а корни упираются в беларусию,украину,россию,польшу.

Анна Смольская 24 фев 2013 в 16:51
Арсений, а где можно больше прочитать про первую версию? спасибо заранее за любую подсказку!

Арсений Сивицкий 25 фев 2013 в 1:02
Прежде всего, "Гербовник татарских родов в Польше" Дзядулевича

Ирина Остапенко 2 апр 2013 в 10:02
Добрый день. Я Смольская из татар в " Великом княжестве Литовском оседлых". Последнюю печатку с оттиском герба АРАЖ дед уничтожил в 1951 году, когда приходили по доносу соседа... ну ничего не нашли короче)) выжил. Мы знаем о родственничках в Аргентине (там прабабка и двоюродные бабки - сестры моего деда), но они даже не соизволили ответить на письмо в 90-х. Опасались, небось, что мы к ним проситься будем (щаззз! здесь интереснее было)...Мне мало что известно. Дед скрывался. что немудрено, учитывая что на его глазах расстреляли его отца и старшего брата, а самому прикладом вырвали кусок мяса из спины, да и посчитали мертвым. Все дети в семьях зарегистрированы на материнские фамилии, я не исключение. Когда я была способна что-то воспринимать - дед (Георгий Петрович (Павлович) Музыков - фамилия и документы были фальшивые, но кто в 20-х разбирался) разговаривал на смеси польского и французского, а последние годы молился то Христу то Аллаху...Когда в МДС у меня попросили доказательства и документы я со смехом попросила не только предоставить свои, но и объяснить это каким-таким образом они сохранились в неведении НКВД))))) отстали))))

Ирина Остапенко 2 апр 2013 в 10:06
В 20-х дед встретил на улице своего бывшего садовника из Марготроки, работающего в Московском военном архиве. И тот по его прозьбе уничтожил все списки за последние несколько поколений. Это проверено лично мной. Вы бы видили как забегали работнички архива, когда я заказала несколько документов по своему роду!! В папках аккуратные отрезы и подложенные для полноты газеты 20-х))))

Светлана Смольская 18 мая 2013 в 10:36
Ирина, да уж... Прадеду моего мужа- Амурату Смольский тоже в 30- е годы потрястись пришлось... Его сын- дед мужа- Бронислав Амуратович, говорил что тот каждую ночь все ждал что за ним приедут... Однако ж- пронесло, погиб Амурат на войне, а не в застенках НКВД.
Страшные времена были. Правда детей на материнские фамилии никто у них не записывал. Все Смольскими так и остались.

Ирина Остапенко 22 мая 2013 в 21:34
Все бывает в этом мире... Так хоть была вероятность, что детей можно спасти. тем более, что живя по фальшивым документам, а так хоть одна фамилия при проверке - поддлиная.

Helena Angel 3 мар 2017 в 16:26
При жизни бабушка тщательно скрывала тайну своих родителей ,о том что она из очень благополучного польского рода))В те годы не принято об этом было говорить так как жизни можно было лишиться ,знаю одно ее отец Федор Смольский был католиком и так как был инвалидом прислуживал в церкви о его родстве ничего не известно как и когда приехали в Витебскую область неизвестно

https://vk.com/topic-1819211_2686719




Короткий Смольски

***

Короткий Смольски фигурирует в 1658г. в списке татарской хоругви, как уроженец Волыни. Видимо, он был из-под Острога-Коваловки.

https://vk.com/photo12523752_456239890


Рецензии