Записки художника. Воронки Дрезденской галереи. 3

Лукас Кранах ст. Три алтарных образа святой Троицы.


начало здесь http://proza.ru/2020/05/06/1682

Лёгкие вуали едва касаются вытянутых стройных тел. Прекрасные неосязаемые девушки. Светлые тела на почти чёрном фоне. Как поёт линия! Какой контур...

***
И вдруг.
Что-то совсем непонятное мне.
Я стою перед картиной и вижу в светящемся овале, окружённом клубящимися сине-черные облаками, в которых спрятались лики ангелов,  Бога отца, у которого на коленях огромный деревянный крест и тело Иисуса, и над головой голубь.  Сказать я была ошарашена, это ничего не сказать. Сначала я даже не поняла, что передо мной. И только на третьем или четвертом полотне-доске со сходным сюжетом до меня стал доходить смысл изображенного! Тем более, что все подписи под картинами не на русском. И даже не на французском. Впрочем и французский-то я уже только со словарём. А на немецком...:))

Итак, я увидела изображение католической Троицы! То есть для меня понятие Троицы - это Рублевская, или ветхозаветная, три ипостаси одного. Здесь же я увидела Бога отца, у которого на коленях тело Иисуса и над головой голубь, символ Святого духа.

Меня это, конечно поразило.
То ли я плохо изучала историю искусств, в частности западно-европейского, то ли...
Да, скорее всего нам это и не педалировали.

 Если у нас был курс научного атеизма с зачётом, то естественно, историю искусств нам преподносили без истории религии. А как понять сюжет картины, не зная не только источника, но даже краткого изложения сути момента библии? Когда все мировое искусство построено на религиях. Во всяком случае о том, в чём различие восточного христианства(православия) от католической, и тем более протестантской церкви, речи не было.

 Вспомнила про тот семестр с "научным атеизмом". Лекции читал поп-расстрига. Его-то я не забыла...Первая лекция(а для меня она оказалась и последняя - доверия попик не вызвал). Рядом с кафедрой стоял маленький человечек в брючках настолько коротких, что были видны полоски голых ног между носками и манжетами штанин. Он почесывал свою макушку скрюченным указательным пальцем и говорил: " То, что бог есть - не доказано. Так же, как не доказано, что его нет." Лица я не запомнила, только то, что штанишки были сильно короткие - врезалось в память. Не запомнила настолько, что когда перед сессией нужно было получить зачет, я нахально подошла к человечку, сидящему перед кинозалом, где читались лекции, с вопросом: "А кто тут ставит зачеты про атеизму ?" Человек не обиделся, зачет поставил. Теперь думаю, а вдруг он что-то полезное рассказывал?

...Но вернусь к Кранахам.
Одна картина, другая. Деревянные алтарные части. И везде изображение Бога-Вседержителя, на коленях которого лежит тело Иисуса, и всё действо на фоне клубящихся сине-черных облаков. По возвращении домой я, конечно, полезла искать ответы. Вот, что нашла.

"Основные разногласия между восточным и западным христианством лежат в формулировке Символа веры. Восточное христианство(православие) рассматривает источником Святого Духа лишь Бога-Отца, в то время как западное христианство в большинстве церквей рассматривает Св. Дух, как исходящий от Бога-Отца и от Бога-Сына, как от одного источника " *

Бог троичен в лицах(в лицах, но не в ликах).
Бог явился Аврааму в виде трех странников(ангелов)Авраам беседует с ними тремя, употребляя единственное число. (Это явление послужило сюжетом для Рублевской троицы.)

Св. равноап. Кирилл, просветитель славян, говорил:" Видите, стоит на небе круг блестящий, и от него рождается свет и тепло? Бог отец, как солнечный круг, без начала и конца. От него рождается Сын Божий, как от солнца свет, и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Всякий различает порознь и круг солнечный, и свет, и тепло, а солнце на небе одно. Так и Святая Троица: три в ней лица, а Бог единый и нераздельный."

Вот ведь как-то не задумывалась, что во всех наших православных храмах существует чинный ряд, то есть алтарь отделён от средней части храма иконостасом. Принимала как должное, без вопросов. А тут заинтересовалась. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии, за алтарём нередко изображается алтарная картина. Протестанты и лютеране вообще изгнали живопись из своих храмов.
Опять отвлеклась.

Вообще, музей маленький. Скажем так, относительно Эрмитажа – маленький. Два этажа + плюс нулевой. Просто количество шедевров большое.
И мы так долго пробыли у Кранахов...

***
Понятно, что быть в Дрезденской галерее и не посмотреть Рафаэля - невозможно...



 Продолжение следует ...     http://proza.ru/2020/05/07/96
 


Рецензии
Про попа расстригу вкусно!

Юрий Николаевич Горбачев 2   30.12.2021 01:27     Заявить о нарушении
Спасибо!

Эль Ка 3   30.12.2021 02:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.