Достоевские

Достоевские


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Дневник писателя. 1876 год (Достоевский)/Сентябрь/ГЛАВА ВТОРАЯ II

***

II. Кифо-Мокиевищина.

"Как будем мы, видите ли, относиться к тем из наших мусульман, которые" и т. д.

Да очень просто: во-первых, если уж мы будем в войне с турками, а наши татары, например, начнут помогать туркам деньгами или пойдут в их ряды, то еще прежде того, как отнесется к ним общество, само правительство, думаю, отнесется к ним как к государственным изменникам и, уж конечно, сумеет их остановить вовремя.

Во-вторых, если война еще не будет объявлена, а турки начнут резать славян, которым все русские равно сочувствуют, то, в случае, если начались бы пожертвования, деньгами или людьми, русских мусульман в пользу турок, - неужели вы думаете, что кто-нибудь из русских мог бы отнестись к такому факту без оскорбленного чувства и без негодования?..

По-вашему, вся беда в вероисповедном характере пожертвований, то есть если уж русский стал помогать славянину, как единоверцу, то как же может он, не нарушая гражданской равноправности и справедливости, запретить такое же пожертвование и русскому татарину в пользу единоверца своего - турка?

Напротив, очень может и имеет на то самое полное право, потому что русский, помогая славянину против турок, даже и в мысли не имеет стать врагом татарина и пойти на него войной, тогда как татарин, помогая турке, разрывает с Россией, становится изменником России и, становясь в ряды турок, идет прямо на нее войной.

Кроме того, ведь если я, русский, пожертвую в пользу славянина, воюющего с турком, хотя бы даже и из единоверия, то ведь победы ему желаю над тypком вовсе не потому, что тот мусульманин, а потому лишь, что тот режет славянина, тогда как татарин, переходя к турке, может это сделать единственно лишь из той причины, что я христианин и что будто бы хочу истребить мусульманство, тогда как я вовсе не хочу истреблять мусульманства, а лишь единоверца своего защитить... Помогая славянину, я не только не нападаю на веру татарина, но мне и до мусульманства-то самого турки нет дела: оставайся он мусульманином сколько хочет, лишь бы славян не трогал.

Тут скажут, пожалуй: "Если ты помогаешь единоверцу против турок, то уж тем самым и идешь против русского татарина и против веры его, потому что у них шариат, а султан есть калиф всех мусульман. Райя же, уже по самому Корану, не может быть свободен и не может быть равноправен мусульманину; помогая же ему стать равноправным, русский тем самым, в глазах всякого мусульманина, идет уже не на турок, а и на всё мусульманство".

Но в таком случае зачинщик религиозной войны уже татарин, а не я, и, согласитесь, что это уже совсем другого рода возражение и что тут уж никакими хитростями и никакими рубриками не поможешь... Вы вот думаете, что вся беда от единоверия и что если б я скрыл от татарина, что помогаю славянину как единоверцу, а, напротив, выставил бы на вид, что помогаю славянину под какою-нибудь другою рубрикой, ну, например, из-за того, что тот угнетен туркой, лишен свободы - "сего первого блага людей", то татарин мне и поверит? Напротив, смею вас заверить, что в глазах какого бы то ни было мусульманина помогать райе против мусульман, под каким бы то ни было предлогом, - есть совершенно всё одно, как бы я пошел помогать райе за веру. Неужели вы этого не знали? А между тем вы именно пишете: "Для возбуждения русского общества к оказанию славянам помощи совершенно достаточны те мотивы, которые могут соединять всех русских граждан, и излишни те мотивы, которые могут разъединять их"... Это вы написали именно про единоверие, как про разъединяющий мотив, и про русских мусульман - и тут же сейчас это и разъяснили.

Вы предлагаете "борьбу за свободу" как лучший и высший предлог или "мотив", как вы выражаетесь, для русских пожертвований в пользу славян и, по-видимому, совершенно убеждены, что "борьба славян за свободу" очень понравится татарину и в высшей степени его успокоит. Но, опять-таки, уверяю вас, что для русского мусульманина, если уж он такой, что решится пойти помогать туркам, - все мотивы равны, и что, под какой бы рубрикой ни началась война, в его глазах она все-таки будет религиозная.

Но ведь русский не виноват, что татарин так понимает...

https://ru.wikisource.org/wiki/._1876_()//





Достоевские

*** 

Предков Достоевских по мужской линии следует искать среди татарских мурз Золотой Орды. Именно в это время происходит переселение татарина Аслана-Челеби-мурзы, родоначальника ветви, идущей к Достоевским, на территорию Московского государства, где он принимает православие под именем Прокопий. Великий князь московский жалует ему в кормление Кременск, что в 20 верстах от Боровска, бывший в уделе князя Семена Владимировича Боровского, сына Владимира Андреевича Храброго.

В последующих поколениях одна из ветвей потомства Аслана-Челеби-мурзы получает фамилию Иртищей или Ртищей.

Некоторые из Иртищей впоследствии эмигрируют в свите князей Ярославичей в Литву, в район Пинского полесья. После того как Данила Иванович Иртищ получает от пинского князя Федора Ярославича жалованную грамоту, датированную 6 октября 1506 года, на владение наряду с другими селениями частью сельца Достоева близ Пинска, за его потомками, как владельцами этого села, упрочивается фамилия Достоевских.

Утвердилась она не сразу.

Сыновья Данилы Иртища Семен и Иван именуются иногда Данилевичами. И лишь за внуками его, один из которых, кстати, носит имя Федор, окончательно утверждается фамилия Достоевских.

Первым историческим лицом, носившим фамилию Достоевский, существование которого известно документально, был Федор, служебный шляхтич при знаменитом князе Андрее Курбском.

Село Достоево стоит на белорусской земле и поныне.





Илляшевич В.Н. Польско-литовские татары.

***

http://www.etnosy.ru/node/610

Здесь скажем несколько слов о весьма малоизвестном этническо- сословном образовании так называемых польско-литовских татар (также именуют белорусскими татарами), возникшем в Великом княжестве Литовском на протяжении почти шести столетий, преимущественно в 14-15 веках. Установить точное время первоначального поселения ордынцев на землях Великого княжества Литовского не представляется возможным, хотя появление их на этой территории можно связывать с приграничными столкновениями Литвы с Золотой Ордой в первой половине XIII века (1238 - 1239), когда Литва стремилась подчинить своему господству земли Смоленщины и Черниговщины.

Речь идёт об изрядной части военной польской шляхты, которая изначально возникла из осевших в этих краях потомков командиров и воинов ордынских отрядов. Основная часть этих потомков за столетия христианизировалась и ассимилировалась, образовала целые родовые кусты польско-литовской (литвинской) шляхты. Принятие христианства (многие приняли православие) давало возможность пользоваться в полной мере шляхетскими правами. Одним из типичных представителей литвинских шляхетских родов ордынского происхождения можно считать род Достоевских, в числе которых - всемирной известности русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский 57. Его отец, Михаил Андреевич, был участником Отечественной войны 1812 года и служил штаб-лекарем. Воспитанником Московского отделения Императорской медико-хирургической академии, он 16 августа 1812 года «по надобности во врачах во время французской компании командирован в академией в Московскую Головинскую госпиталь для пользования больных и раненых». Позднее, 1 сентября 1813 года, он получил назначение в Бородинский пехотный полк…

Примечания

57  Дворянский род Достоевских внесён в Родословную книгу Московского губернского дворянства (ч.З). 1828. Герб «Радван» (Польский гербов¬ник). Достоевские пользуются гербом с 1577 года. В 1389 году из Золотой Орды выехал Аслан-Челеби-мурза с 30 воинами своего знамени и был крещён в православие Великим князем московским Дмитрием Донским под именем Прокопия («Родословныеразведки», Т.1. СПб., 1912, с.284- 285), был женат на дочери княжеского стольника Зотика Житова - Марии. Ему был пожалован город Кременецк. («Опыт исторического родословия Арсеньевых», СПб., 1841, с.5-6). У Прокопия был сын Лев по прозванию Широкий Рот, коего потомки Ртищевы Российскому Престолу служили Стольниками и в иных чинах, и жалованы были от Государей поместьями. (Общий гербовник дворянских родов Российской империи, ч.З). 6 октября 1506 года Данила Иванович Ртищев (Ртищевич, Иртищ, Иртищевич, Артищевич) получил от пинского князя Федора Ивановича Ярославича жалованную грамоту на имение Полкотичи и на часть села Достоева в Пинском повете (уезд), к северо-востоку от Пинска, между реками Пиной и Яцольдой, на границе бывшего Кобринского уезда, после чего он и его потомки стали носить фамилию Достоевских. Имел сыновей Ивана и Семена Даниловичей (Волоцкой, 22-23; И. П. Чулков; А, 409). От Ивана, принявшего фамилию «Достоевский», пошёл род Достоевских, к которому принадлежал писатель. См. В.Илляшевич - Генеалогия Достоевских. - unvw.genealogia.baltwillinfo.com




Достоевские (польск. Dostojewski) — дворянский род.

***

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1486257

Российский дворянский род, являющийся ветвью рода Ртищевых.

6 октября 1506 года, Данила Иванович Ртищев (Ртищевич, Иртищ, Иртищевич, Артищевич) получил от пинского князя Федора Ивановича Ярославича жалованную грамоту на имение Полкотичи и на часть села Достоева в Пинском повете, к северо-востоку от Пинска, между реками Пиной и Яцольдой, на границе бывшего Кобринского уезд, после чего он и его потомки стали носить фамилию Достоевских. Имел сыновей Ивана и Семёна Даниловичей. По имению Достоево и прозвались его потомки Достоевскими, герба Радван.




Ртищевы — российский дворянский род.

***

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/678283
http://www.proza.ru/2013/05/01/734

Род Ртищевых происходит от выехавшего в 1389 году из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Донскому Аслана-Челеби-Мурзы, принявшего православие и получившего имя Прокопий.





Достоевский Федор Михайлович
Краткая справка:

***

Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881),  русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. описал страдания "маленького" человека как трагедию социальную. В повести "Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядовым.

В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома" (1861-1862) -- о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал "почвеннические" журналы “Время” (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865). В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-1880) и др. -- философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический "Дневник писателя" (1873-1881). Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.

http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dostoevski_fm.php



Родовод

***

Ослан Мурза Прокопий Челебей
Запись:272556
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Челебеи
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Ослан Мурза Прокопий Челебей
Смена имени Аслан-Мурза Челеби
События
рождение ребёнка: …# Павел Прокофьевич Павлов [Павловы]
рождение ребёнка: …# Лев Прокопиевич Широкий Рот Ртище Челебей [Челебеи]
рождение ребёнка: …# Яков Прокофьевич Кременецкий [Кременецкие]
рождение ребёнка: …# Фёдор Прокофьевич Сомов [Сомовы]
брак: …# Мария Зотовна Житова [Житовы]
рождение ребёнка: …# Арсений Прокофьевич Арсеньев [Арсеньевы]
1389 взрослое крещение:
Заметки
Род Ртищевых происходит от выехавшего в 1389 году из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Донскому Аслана-Челеби-Мурзы, принявшего православие и получившего имя Прокопий.
Предок Курских дворян Ждановых Ослан Мурза выехал из Золотой Орды на службу к Великому Князю Димитрию Иоанновичу. В крещении он был наречен Прокопием и был пожалован поместьями. У Ослана были сыновья: Арсений, Федор, Лев по прозванию Широкий рот, Павел и Яков Кременецкий. От них пошли: от Арсения – Арсеньевы от Федора – Сомовы, от Льва-Широкого Рта – Ртищевы, от Павла – Павловы, от Якова – Кременецкие. Праправнук Якова – Димитрий, был прозван Ждан, от него и произошел род дворян Ждановых.
По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берет свое начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещенного московским князем Дмитрием Донским.

http://ru.rodovid.org/wk/:272556




О происхождении Ф. М. Достоевского

***

(из родословной семьи)

Дворянский род Достоевских внесен в Родословную книгу Московского губернского дворянства (ч.3). 1828.
Герб "Радван" (Польский гербовник).
Достоевские пользуются гербом с 1577 года.

Предки Достоевского (1506-1770)

1506, октября 6.

Данила Иванович Ртищев (Ртищевич, Иртищ, Иртищевич, Артищевич) получил от пинского князя Федора Ивановича Ярославича жалованную грамоту на имение Полкотичи и на часть села Достоева в Пинском повете (уезд), к северо-востоку от Пинска, между реками Пиной и Яцольдой, на границе бывшего Кобринского уезд, после чего он и его потомки стали носить фамилию Достоевских.

Имел сыновей Ивана и Семена Даниловичей
(Волоцкой, 22-23; Н.П.Чулков; А, 409).

1572.

Второй сын Ивана Даниловича, Федор Иванович Достоевский, (земянин) землевладелец Пинского повета, поселяется на Волыни вместе с князем А.М.Курбским, который называет его своим "уполномоченным приятелем" (польский юридический термин должности). (Волоцкой, 27).

Потомство Федора Ивановича Достоевского утвердилось на Волыни и положило начало той ветви Достоевских, поселившихся в соседней Подолии, из которой вышел и сам писатель Ф.М.Достевский (Н.П.Чулков).

Из "Акты, изданные временной Комиссией, высочайше утвержденной при киевском, подольском и волынском генерал-губернаторе. Киев, 1849", т.1, стр.94 –

"Допрос княгини Курбской о том, куда девала она документы, похищенные ею у князя Курбского, 1578, Января 10-го дня. Княгиня Курбская говорит, что бумаги переданы ею прокуратору нашему пану Федору Достоевскому с условием, что он возвратит ей собственноручно и не отдаст, если будут к нему посланы от ее мужа или от нее самой".

1577.

Третий сын Ивана Даниловича, Стефан Иванович Достоевский, земянин минский, перешедший в католичество (униаты - прим.В.И.), получил в свое владение минский Вознесенский монастырь (Волоцкой, 28).

По имени Стефана Ф.М.Достоевский хотел назвать Степаном своего сына Алексея, перед его рождением. (Записные тетради АГ; об этом же у "А.Дост.", 18).
С.М.Соловьев. "История России", VII, 453: "Минский Вознесенский монастырь был в

1579 году передан с ведома королевского земянину Достоевскому, который не был даже православный. Митрополит Илья и каштелян Минский Ян Глебович жаловались королю, что Достоевский пользуется только доходами и вовсе не радеет об управлении монастырем…".

1590.
Стефан Иванович Д. Продал свое имение Сенницы князю Горскому. (Волоцкой, 29-39).

1598.
Петр Д. - занимал должность пинского поветного маршалка ("Дост.", II, 304).

1599.
Петр Д. - маршалок Пинского повета и член главного трибунала великого княжества Литовского. (Волоцкой, 32).

XVI-XVII века.
Представители рода Достоевских участвуют в защите православия и русского населения в борьбе с католизацией и полонизацией. ("Архив Юго-Западной России", ч.4, т.1, прилож., стр.71, 73, 74 и сл.).

XVII век.
В Литве, в Минской области, в районе Пинских болот находилось имение шляхетской фамилии Достоевских Dostojewo , принадлежавшее гербу Радван. ("A.Dost.", 16.).
Представители Достоевских (Волоцкой, 39, 40, 41):
Акиндий - иеромонах Киево-Печерского монастыря.
Филипп - товарищ Пинской поветовой хоругви (военный отряд), обвинялся вместе с хоругвью в захвате имущества Речицких и нанесении побоев их крестьянам.
Д-ий - владел имением Секун, Владимирского повета, на Волыни.

1604.
Ярош Д., подстароста овручский, является родоначальником ветви Д., которая окончательно осела на Волыни ( "Дост.", II, 304).

1606-1609.
Октября 14. Убит Станислав Карлович, земянин минский, причем в убийстве обвинена жена его Марианна Стефановна, урожденная Достоевская. Приговорена к смертной казни, н дело переведено в высшую инстанцию. Сестра ее Раина Стефановна обвинялась в подделке завещания убитого (Акты изд. Виленской комиссии для разбора древних актов, т. XVII, 201-219).

1619.
Петр Д. - член Главного трибунала в качестве депутата от города Пинска. (Волоцкой, 32).

1622.
Бенедикту Д-му предложено Сигизмундом III разрешать распри с соседями судом, а не самовольным преследованием. (Волоцкой, 36).

1624.
Стефан Д., вернувшись из турецкого плена, повесил серебрянные цепи перед иконой богородицы во Львове. (Волоцкой, 30).

1627.
Петр Д.- судья гродской пинский. В 1628 - маршалок и королевский дворянин Пинского повета. (Волоцкой. 38).
Филон Д.- земский судовой урядник, третейский судья со стороны пинского епископа. (волоцкой, 36).

1622-1669.
Бенедикт Д.- помещик села Достоева, земский судовой урядник. (Волоцкой, 36).

1634.
Федор Д. - член главного трибунала Великого княжества Литовского от города Пинска. (Волоцкой, 38).

1648.
Д-е: Александр, Богумил, Станислав принимают участие в избрании короля Яна-Казимира. ("Дост.", II, 304).

1649.
Андрей Д. - хорунжий поветовой хоругви (военный отряд) Волынского воеводства. ("Архив Юго-Западной России", ч.III, т.4, 370).

1669.
Леон Д. - принимал участие в избрании короля Михаила Вишневецкого. ("Дост.", II, 304).

1697.
Ян Д. - католик, участник избрания короля Августа II. ("Дост.", II, 305).

XVIII век.
Стефан Д. - поступает в монастырь и достигает епископского сана. (" А.Dost.", 18).
XVIII век, конец.
Андрей (Михайлович?) Д. - дед писателя, протоиерей г.Брацлава, Подольской губ. (Исследование о "Богогласнике" С.А.Щегловой, Киев, 1918; Волоцкой, 42).
Дочери: Анна, Фотина, Констанция, Фекла, Мария и Лукерья.
Сыновья: Лев, Михаил (отец писателя). (Волоцкой, 44).




Достоевский Михаил Андреевич

***

р. 1789 ум. 1839

http://ru.rodovid.org/wk/:341396

***

1789.
Михаил - рождения 1789 года, Подолия, в семье униатского священника (1 формулярный список).

1797 и 1798.
Михаил Андреевич Достоевский - в Подольской семинарии.

1809.
Михаил Д. - уходит от родителей и отправляется в Москву.
Октября 14. Поступает в число воспитанников Московского отделения Императорской медико-хирургической академии. (1 формулярный список).
Уточнение: Из Подольской семинарии, к которой была к тому времени присоединена Шаргородская семинария, отправлен по окончании класса риторики, через Подольскую врачебную управу в московское отделение Медико-хирургической академии на казенное содержание.

1812.
Августа 15. По надобности во врачах во время последней против Французов войне командирован Г-м Вице-президентом Академии в Московскую Головинскую госпиталь для пользования больных и раненых. (Послужной список. 1828).
Медаль за 1812 год с надписью: "Не нам, не нам, а имени твоему".
Сентябрь 1. Переведен в Касимовскую военно-временную госпиталь, откуда командируется в Верейский уезд для борьбы с эпидемией.

1813.
Августа 5. Произведен в штаб-лекари полка 1 отделения. (1 формулярный список).
Бородинский пехотный полк.

1816.
Августа 5. Произведен в штаб-лекари полка.
Октября 20.Помещен в том же полку на оклад 1 класса с жалованием по 500 рублей в год.

1818.
Апреля 29.Переведен в Московскую военную госпитальординатором.

1819.
Мая 7. Помещен на оклад старшего лекарь 2 класса с жалованием по 600 рублей в год.

1827.
Награжден чином коллежского асессора.

1828.
Апреля 20. Составлен формулярный список о службе.
Июня 28.

Михаил Д. Занесен вместе с сыновьями в книги Московского потомственного дворянства. (Постановление Московского дворянского депутатского собрания 12 сентября 1881 года на прошение А.Г.Достоевской о внесении ее с детьми в родословную книгу.

Роду дозволено использовать герб "Радван", который принадлежал Достоевским с 16 века.
1829.

Январь. Пожалован кавалером ордена св.Владимира 4 степени (2 формулярный список).
Уточнение по другим источникам: пожалован орденом св.Анны 3 степени.

Вывод:

Достоевские принадлежат древнему шляхетскому (дворянскому) мелкопоместному роду.
Род Достоевских был внесен в Общий гербовник и в родословную книгу по части выслуженного дворянства (ч.3), т.к. у Михаила Андреевича Достоевского совершенно очевидно никак не хватило бы очень солидных средств, возможностей и времени для того, чтобы заниматься розыском документов, подтверждающих древнее происхождение шляхетского рода Достоевских, как этого требовал Правительственный сенат и геральдическая комиссия.

Именно в период после нескольких лет с окончания Отечественной войны 1812 года и в течение всего 19 века представители дворянских родов были обязаны представить подтверждения благородного происхождения и большинство (в особенности, из крайне нестабильного польско-белорусско-литовского региона) не могли этого сделать из-за постоянной утери документальных архивов (постоянные войны, непрекращающийся передел сфер влияния между православной и католической церквей; очередной раздел Польши в 1793 году).

Однако, судя по должностям, которые занимали Достоевские с 16 века, и по имуществу, которым они располагали, - представители рода принадлежали к мелкопоместному шляхетскому (дворянскому) роду. Переход обедневшей шляхты в духовное сословие был регионе обычным делом. Эти обстоятельства указывали на древнее происхождение рода, что стало основанием для быстрого решения о признании во дворянстве и права на герб.
По весьма вероятной гипотезе исследований Н.П.Чулкова

(Справка о происхождении Достоевских),

Данило Иванович Иртищ (Ртищевич, Иртищевич, Артищевич) ведет начало от одной из ветвей великорусского рода Ртищевых, след которой обнаруживается под Пинском в начале 16 века в лице одного из бояр князя Пинского Федора Ивановича Ярославича (Отец последнего бежал из Московии в Литву еще в 1456 году при Василии Темном). Этому боярину и жалует князь "вечно и непорушно" несколько дворов в селе Достоево в 1506 году ("Хроника рода Достоевского. М., 1933, с.25).

Ртищевы ведут начало от Аслан-Челеби-мурзы, выехавшего из Золотой Орды в 1389 году с 30 татарами своего знамени, крещенного в православии великим князем московским Дмитрием Донским под именем Прокопия("Родословные разведки.", Т.1. СПб., 1912, с.284-285) и женившегося на дочери княжеского стольника Зотика Житова - Марии. Ему был пожалован город Кременецк. ("Опыт исторического родословия Арсеньевых.", СПб., 1841, с.5-6). У сего Прокопия был сын Лев по прозванию Широкий Рот, коего потомки Ртищевы Российскому Престолу служили Стольниками и в иных чинах, и жалованы были от Государей поместьями. (Общий гербовник дворянских родов Российской империи, ч.3).
На гербе Ртищевых - полумесяц и шестиугольная звезда, что указывает на татарское происхождение рода Ртищевых.

Использованы источники:

"Хроника рода Достоевского", М.В.Волоцкой, М., 1933.
"Жизнь и труды Ф.М.Достоевского. Биография в датах и документах". Л.Гроссман. Москва-Ленинград, 1935.
"Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского". СПб, 1993, т.1.
"Родиться в Росии". И.Волгин. "Октябрь", 1989, №3.
Общий гербовник дворянских родов Российской империи", ч.3.
Польский гербовник. Роды герба "Радван".
Herbarz Polski. Adam Boniecki. Warszawa, 1899, I.


Рецензии