Начальник гауптвахты

     Воинское звание прапорщик произошло от старославянского прапор,стяг, знамя, в русской армии с 1649 года прапорщиками называли знаменосцев, в советской армии это звание было возрождено с 1972 года для присвоения лучшим сверхсрочнослужащим, занимавшим должности командиров взводов, старших техников и старшин рот, а позже и всем другим. Прапорщик, как было записано в уставе внутренней службы-это первый помощник офицера. Таким действительно помощником был старший прапорщик, жаль фамилию его не запомнил, исполнявший в Каменец-Подольском гарнизоне должность начальника гауптвахты, а исполнял так, что про него , давно уволившегося в запас, ходили легенды о его действиях и поступках. Мне же довелось с ним несколько раз нести службу, когда заступал дежурным по гарнизону. Было ему тогда чуть больше пятидесяти, Бог ростом не обидел-под два метра, на висках проступала чуть заметная седина, всегда опрятен, в обращении вежлив, должность обязывала.
     Вот несколько эпизодов из его службы, которые я услышал от сослуживцев.
     ... как только, разрекламированная  перестройка охватила всю страну, начались так называемые демократические послабления, которые не могли пройти мимо армейской жизни. В караулах появились телевизоры, отвлекающие и мешающие нести службу.
     И как-то утром, на разводе на работы начальник гауптвахты, как обычно спросил у арестованных, есть ли просьбы и жалобы. И один из стоящих в строю смело заявил:"Почему на гауптвахте нет телевизора, мы здесь, как в лесу, не знаем что творится в мире?". Старший прапорщик, серьёзно выслушав арестованного, принародно записал его просьбу в записную книжку и вызвав каптенармуса, что-то тихо сказал ему. Тот быстро удалился, а сам спросил у обратившегося:"Вам, какой телевизор в камеру, цветной или чёрно-белый?".Несколько голосов обрадованно  воскликнули:"Цветной! Цветной!". К этому времени возвратился каптенармус. Старший прапорщик скомандовал:"Садись!". Арестованные сели на асфальт, а он, взяв, принесённые цветные мелки, нарисовал на стене большой телевизор, "А теперь будем смотреть новости!". Назначил обратившегося ответственным за телевизор и сказал:"Включай!". На разразившейся хохот прибежал комендант гарнизона и узнав в чём дело, сам смеялся со всеми.
     Или ещё был случай, когда перед отправкой на работы арестованных, он очень серьёзно и правдиво спрашивал :"Среди вас есть художники?". Конечно, всегда находились таковые, ведь никому не хотелось долбить и таскать камни в карьере. Желающие порисовать думали, что на гауптвахте нужно оформить стенд, выпустить стенгазету или боевой листок, а таких находилось человек пять. В это время открывалась каптёрка, в которой складировались ломы, а старший прапорщик командовал:"Художники, разобрать фломастеры и шагом марш в карьер на этюды!". Это снова смех, это снова появлялись свои Репины и Шагалы.
     На гарнизонной гауптвахте, случалось отбывало наказание до тридцати военнослужащих срочной службы, ведь провинившихся привозили со всей хмельницкой области. Начальник гарнизона, воспользовавшись, дармовой рабочей силой, стал строить и ремонтировать дороги учебного центра высшего инженерного училища, где он был начальником. Камень для стройки приходилось добывать в карьере, а это далеко нелёгкий труд и арестованные под разными предлогами и причинами старались "увильнуть". К тому же комендант по ходатайству начальника гауптвахты мог на половину уменьшить срок наказания и старший прапорщик умело этим пользовался. Он проводил, так называемую вербовку, чтобы знать, чем "дышат" в той или иной камере.
     И ему как-то донесли, что в этот день, перед обедом, двое арестованных по сговору с выводным, то есть охранником, принесут из соседнего села два ведра вина.В карьер он сам лично привёз  обед, построил арестованных и проверил их наличие. А затем подробно рассказал, что на вооружение в комендатуру поступил секретный прибор для определения спиртного, который ему под роспись выдал лично начальник гарнизона генерал-майор Сирош Г.А. и сам достав из внутреннего кармана кителя обычную рулетку в чехле, восторженно отозвался о её возможностях, спокойно  прогуливаясь вдоль строя с нею в руках. И незаметно нажал на фиксатор, пружина выбросила сантиметров двадцать ленты в сторону одного из ходоков в село, затем продемонстрировал её действие и на другом. Вывел из строя, демонстративно обнюхал, сделал удивлённое лицо, мол ничего не понял. Неужели чудо прибор дал сбой? Как вдруг, его рука с рулеткой артистично потянула в сторону, туда, где в траве было спрятано вино. Строй застыл в недоумении. А он принеся вино, вылил его на землю, объявил по пять суток ареста гонцам, снова отдал должное прибору, с любовью погладил его, положил в карман и не сказав больше ни слова, уехал на армейском "Урале-375" в сторону города.


Рецензии
Помню, помню. Это был Акица.

Вячеслав Серов   26.01.2021 17:47     Заявить о нарушении
Слава,спасибо и я вспомнил. Достойный был прапорщик и человек. С деревенским поклоном. Честь имею.

Алексей Харчевников   26.01.2021 17:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.