Моя дорогая Ассоль

                Моя дорогая Ассоль.

     Это случилось много лет назад. Я с мамой и папой жила тогда в одном из живописнейших пригородов Ленинграда, в небольшом посёлке.
     Отец мой работал оператором на заводе. А мама в школе учительницей начальных классов. Родилась моя мама в Алтайском крае. И с детства мечтала жить в Ленинграде. Хотя никогда его не видела, и у неё не было никаких родных в этом городе.
      И надо же было такому случиться, что мой отец, родом из Новгородской области, приехал на целину, тогда был такой призыв партии и государства – осваивать целинные и залежные земли. В тех краях встретил мою маму, влюбился в неё и сделал ей предложение. Они поженились, родилась дочь, то есть – я. И через некоторое время отцу предложили работу в пригороде Ленинграда. Так самым неожиданным образом мечта моей мамы -  жить в Ленинграде, сбылась. Друзья, мечты сбываются!
     Надо сказать, что мама моя была учительницей по призванию. Она очень любила детей и дети её тоже очень любили. Во время учебного года моя мама целые дни проводила в школе. Постоянно вокруг неё кипела жизнь.  Она занималась с отстающими, навещала детей в семьях.  Готовила с детьми праздники, концерты, организовывала и проводила походы. Собирала данные и находила ветеранов – участников Великой Отечественной войны. Организовывала с ними встречи.  Навещала их, с уважением и трепетом принимала те документы и фотографии, которые ей преподносили. По ним в школе был организован музей «Памяти Великой Отечественной войны».
     А летом мама работала в   летнем лагере для школьников.  Там она тоже проводила игры с детьми на природе, ставила спектакли, готовила с ребятами концерты и организовывала походы.
     Вот такая творческая натура моя мама.  Она обожала творческие проявления детей и всячески их поддерживала.
     Хочу ещё заметить, что моя мама в молодости была очень красивая. Невысокая, ладная, круглолицая, с ярким румянцем на щеках.  Искрящиеся задором весёлые глаза, на лице всегда доброжелательная улыбка. Всегда с причёской, модно и стильно одета.
     Жили мы тогда в доме-бараке на несколько семей. Кухня, комната, и холодный длинный коридор, вот и все наши хоромы.
     Доходы у родителей были скромные. Поэтому отец построил небольшой (жилой) сарай, куда мы  перебирались на лето. А комнату мы сдавали ленинградцам, которые стремились вывезти своих детей на лето за город, на природу.
     К тому времени мне было уже лет десять, а моей маме около тридцати.
     И вот настал тот день, когда к нам приехали дачники из Ленинграда. Приехало много народу с детьми и вещами. Все шумели, суетились, расставляли вещи. Когда всё разобрали, то взрослые молодые люди, то есть мамы с папами уехали. Осталась бабушка с двумя внуками.
     Одному было годика три. Это был малыш Серёжа, который смотрел на всех  большими удивлёнными серо-голубыми глазами с пушистыми золотистыми ресницами. Светло-русые волосы. В-общем ребёнок – само очарование. Мальчик застенчивый, но очень любознательный.
     Серёжа каждый день меня выгуливал. Подходил ко мне, брал за руку и говорил: «Пойдём!». Я даже не спрашивала, куда.  Маршрут у нас всегда был один – через дорогу, к гаражу моего соседа, где стоял соседский мотоцикл.
     Серёжины глаза загорались восторгом. Он начинал приседать и подпрыгивать от счастья!
     «Ми-ти-ти-кал!!!» - восклицал мальчик Серёжа каждый раз.  Затем начинал меня спрашивать, как называется каждая деталь мотоцикла. И в завершение ритуала я ( с разрешения моего соседа) сажала Серёжу на сиденье мотоцикла. Счастью ребёнка не было предела!
     А другой мальчик на тот момент был лет шести. Его звали Руслан.  Он был совсем не похож на своего братика. Как потом выяснилось, они двоюродные братья. Так вот. Руслан – рослый, сильный, крепко сложённый. С большими карими глазами, взгляд умный и очень серьёзный. С сильным красивым голосом. Во всём его облике проступал настоящий, решительный, уверенный в себе мужчина (это в шесть-то лет).
     И вот Руслан увидел мою маму.  Она зашла в дом, чтобы поздороваться и познакомиться с новыми жильцами. Румяная, круглолицая,    с приветливой улыбкой на лице. В летнем белом платье, украшенном бирюзовым орнаментом.
      На  кухню вышел Руслан. Мальчик остолбенел. Он долго восхищённо и молчаливо смотрел на мою маму, а затем изрёк тоном взрослого мужчины, исполненного уверенности в том, что он говорит: « Ты моя Ассоль! А  я твой капитан Грэй! Когда я вырасту, то построю большой корабль и увезу тебя отсюда в страну Счастья!»
     Малыш, наверное, недавно познакомился с произведением Александра Грина «Алые паруса», и видимо находился под большим впечатлением от него.
     И что же моя мама? Она не стала ему говорить: « Малыш, поиграй в капитана Грэя с какой-нибудь подружкой в детском саду!»
     Она тут же включилась в игру. Стала расспрашивать своего капитана, откуда он приехал, о чем он мечтает, что любит делать, во что играть? Они говорили обо всём на свете!
     И что вы думаете, Руслан забыл про эту игру? Ничего подобного. А он и не играл, он жил в этой реальности.
     С утра, после завтрака, мальчик Руслан выходил из комнаты и, увидев меня, первым делом спрашивал: «Где моя Ассоль?»
     Я ему отвечала, что Ассоль уехала на работу, скоро вернётся. После этого малыш шёл играть со своим младшим братиком.
     Когда моя мама приезжала с работы,  «капитан Грэй» приветствовал её радостным возгласом, а потом спрашивал: «Ассоль, тебя сегодня никто не обижал? Если кто обидит, ты скажи мне,    я буду тебя защищать. Ведь я твой капитан Грэй!»
     Мама говорила, что нет, её никто не обижал. Потом они разговаривали на разные темы, и после этого Руслан шёл к своему младшему брату.
     Иногда Руслан и моя мама шли прогуляться по посёлку. Мальчик шёл степенно, уверенно, не за ручку, а слегка в стороне, вёл неторопливый разговор. Разговаривать с ним было одно удовольствие, чувствовалось, что ребёнка развивают и правильно воспитывают. Темы разговоров у них с мамой были разнообразные – и про космос, и про звёзды, и про динозавров, и про прошлое, и про будущее.
     А я очень удивлялась, почему вдруг именно моя мама – и Ассоль? Мне в том возрасте  она казалась уже пожилой женщиной. Многие, наверное вспомнят, как воспринимали в десятилетнем возрасте своих родителей – взрослыми, солидными, повидавшими жизнь, одним словом – пожилыми.
     Как-то я спросила мальчика: « А почему ты выбрал для игры в Ассоль взрослую тётеньку?»
     И знаете, что он мне ответил: « Она не тётенька, она моя Ассоль! А я её капитан Грэй! И я не играю. Я просто это знаю!»
     Его ответ поразил меня до глубины души.
     Надо сказать, что Руслан  очень облегчил жизнь своей бабашки, которая тоже подключилась к этой истории, но уже со своей стороны. Если Руслан, например, не хотел есть манную кашу, или заправлять свою кровать, или   собирать свои игрушки, бабушка реагировала мгновенно и всегда беспроигрышно.
     « Придётся рассказать Ассоль, что ты такой упрямый и непослушный мальчик! Ты что, хочешь огорчить свою Ассоль?» - говорила она.
     « Нет, я не хочу огорчать свою Ассоль!» - говорил малыш и начинал есть манную кашу или собирать свои игрушки. В-общем делал всё, что говорила бабушка. А младшему братику и говорить ничего не надо было, ведь он же брал пример со старшего.
     Хочу сказать, что моего папу эта ситуация не злила, а очень развлекала. Ему очень льстило, что маму все  называют Ассоль. Он весело шутил по этому поводу и хорошо к этому относился.
     Так прошло лето. Которое мы все провели в другой реальности, рядом с «капитаном Грэем» и его прекрасной «Ассоль»
     Наступила осень.  Дачники уехали.  Мы с ними больше никогда не виделись. И не знаем, как дальше сложилась судьба нашего капитана Грэя. Может, он и правда, стал капитаном. В одном не сомневаюсь, что он вырос достойным человеком и настоящим мужчиной.
     Счастливого тебе плавания, капитан Грэй!

    


Рецензии