Уничтоженные ростки святости

В Новом Завете есть ответы на многие жизненно важные вопросы, и они зачастую лежат на поверхности, только почему-то читатели нередко скользят по ним взглядом, не вдумываясь и не вникая в суть.

Например, там сказано, что жена верующая освящает мужа неверующего (и наоборот) и утверждается, что ИХ ДЕТИ СВЯТЫ (1Кор. 7:14).

То есть, мотивацией становления на путь святости человека может служить воспитание его в ВЕРУЮЩЕЙ СЕМЬЕ – и не только вследствие впитывания ним с молоком матери убеждения, что основой мироздания является Бог, но и по молитвам верующих родителей о своих чадах, которые доходят до Всевышнего.

Таким образом, находим ответ на вопрос, почему в наше время НЕТ СВЯТЫХ масштаба Иоанна Кронштадтского или хотя бы прозорливых старцев.

Потому, что очень многие святые прошлых веков были выходцами из семей священнослужителей или глубоко верующих людей: Василий Великий, Григорий Богослов, Феофан Затворник, Митрофан Воронежский, Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский и многие другие. Например, предки Иоанна Кронштадтского по отцу были священниками в течение 350 лет.

Мы же в силу известных причин (из-за невиданного ранее богоборческого атеистического эксперимента в XX веке) такими близкими родственниками в большинстве своем похвастаться не можем.

Впрочем, нельзя не отметить и РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ в воспитании и поддержании вековых традиций христианской веры в народе до октябрьского переворота 1917 года. При многих храмах и монастырях тогда находились богадельни, больницы, инвалидные дома, вдовьи дома, интернаты для детей-сирот, приюты для бездомных, благотворительные и другие организации.

Определяющим же явилось то, что в те времена под патронатом церкви находились ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ (к 1905 году на их долю приходилось ОКОЛО ПОЛОВИНЫ начальных образовательных учреждений России), в которых дети получали образование в течение 3-4 лет. Главным источником их содержания были взносы от церквей, участвовали также попечители (часто местные купцы).

При этом в обязательном порядке в них изучался Закон Божий (преподавали священники), а также математика, русский язык, гимнастика, церковное пение. В 4-х годичных школах дополнительно изучались история и церковно-славянский язык.
 
Молитвой начинался и заканчивался каждый урок, читалось и объяснялось Евангелие. На уроках пения дети обучались пению молитв и простейших песнопений из богослужений, чтобы принимать непосредственное участие в церемонии богослужения.

В воскресные и праздничные дни ученики вместе с учителями посещали богослужения, наиболее способные участвовали в клиросном чтении и пении, старшие прислуживали в алтаре.

Неудивительно, что при таких переходящих из поколения в поколение традициях и святые появлялись в народе, и вера в людях была крепка, несмотря на то, что книги Священного Писания и богословские труды для многих тогда были недоступны.
 
А теперь перенесемся в наше время – книг соответствующей тематики нынче хоть пруд пруди, да только кто их читает? Выходцу из атеистической семьи, в кои то веки с благими намерениями зашедшему в храм, там предлагают только КОЛЛЕКТИВНУЮ МОЛИТВУ НА МАЛОПОНЯТНОМ (церковно-славянском) ЯЗЫКЕ да еще ПРЕЙСКУРАНТ на требы по заоблачным ценам.  Неудивительно, что он выскочит оттуда, как ошпаренный, и больше его туда никакими коврижками не заманишь.

Никто в церкви ничего не объясняет, никто ничему не учит (современные воскресные школы – это просто профанация для галочки), никто не поможет в трудной жизненной ситуации (вышеперечисленные благотворительные организации если и имеются где-то в единичных случаях, то это капля в море).

Евангелие, как руководство к действию, используется в настоящее время в храмах ИЗБИРАТЕЛЬНО – например, апостольскую преемственность преподносят как право отпускать грехи людям, умалчивая о главной ее составляющей, на которой акцентировал Христос, обращаясь к апостолам: «Итак, идите НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, УЧА ИХ соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20), то есть, разъясняя суть Евангелия, которая не лежит на поверхности, а часто скрыта в притчах и т.д.

Вместо этого огромные средства в церкви направляются на строительство все новых храмов – недавно митрополит Илларион сообщил, что теперь В ОДИН ДЕНЬ в России сооружается уже полтора-два храма, чтобы люди в спальных районах имели их в шаговой доступности. Только пойдут ли они туда? В настоящее время, по словам протоиерея Андрея Ткачева, воскресные службы регулярно посещает лишь около 3% населения России
.
В такие храмы можно ходить годами, ни на шаг не приблизившись к Богу, оставаясь пленником обрядов типа освящения воды, пасок и т.д.

Но Господь видит все и лишает духовной защиты тех, кто нарушает заповеданное Им, особенно профессиональных служителей церкви. Сейчас это проявляется в массовом заражении служителей храмов и монастырей коронавирусом. В Киеве, например, мэр города недавно привел такие шокирующие цифры: среди общего числа заразившихся в столице Украины священнослужители составили 14%, в то время как медики – 9%.


Рецензии