Эпоха Посткоронавируса

Если еще совсем недавно шли горячие споры о том, в каком направлении будет развиваться мировая цивилизация, то сейчас ее перспективы вполне  очевидны. Поскольку  пандемии коронавируса Covid-19 – лишь первый член ряда последовательных вирусных пандемий, в дальнейшем  предотвращение эпидемий будет обеспечиваться только ограничением перемещений людей и резким уменьшением межличностных контактов. Все эти процессы уже пошли, и остается лишь их экстраполировать в будущее, чтобы представить черты грядущей эпохи.
Начнем с очевидного. Многократное сокращение пассажиропотоков уже в ближайшее время сделает ненужными большую часть парка авиалайнеров; в аэропортах их будут ставить впритык друг к другу на неиспользуемых взлетных полосах, которые, по мере обветшания самолетов будут превращаться в кладбища авиатехники (как же эффектно они будут выглядеть с воздуха из космоса!) Столь же печальная участь ждет и круизные лайнеры; не находя применения, они встанут на прикол в окраинных бухтах портов приписки, где с годами покрывшись разводами ржавчины, будут надолго заброшены, загажены полчищами крыс и бомжами, привлекая фотохудожников – любителей чернухи, пока насквозь не проржавеют, и не будут расчленены, и отправлены на переплавку.
Далее, в связи с резким уменьшением деловых поездок, прекращением туризма, и проведением конференций и съездов исключительно on line, закроется большая часть гостиниц, и они будут стоять, зияя черными окнами, до их сноса.
Попробуем заглянуть в более отдаленное будущее. Из больших городов все, кто сможет себе это позволить, переселятся в загородные коттеджи, так, что легковые автомобили, в отличие от самолетов, останутся востребованы, но не на долго. Дело в том, что, чем дальше, тем шире будет распространяться работа на дому, а все покупки будут проводиться on line, так что личная машина тоже  постепенно станет ненужной, так как выходить из дома больше вообще не понадобится; - там будет все, что нужно: палисадник для прогулок на природе; бассейн, которым, подогрев в нем воду, можно будет заменить Багамы; широкоформатный монитор позволит перенестись в любую точку Земли, посмотреть любые фильм, спектакль, или спортивное соревнование. От ресторанов останутся только кухни, откуда заказанные блюда будут доставляться на дом. Госпитализация  будет осуществляться путем переоборудования домашней спальни заболевшего в больничную палату. В соответствие с исповедуемой конфессией в домах будут обустраиваться мини-храмы с дистанционными священнослужителями.
 В связи с новым распределением населения самым важным станет муниципальный уровень власти; коттеджные поселки будут обладать автономией; здесь будут свои врачи, свои полицейские, своя местная власть, главной задачей которой станет поддержание череды карантинов, которые будут следовать один за другим.
Теперь обсудим  самую болезненную тему: что станется с городами. Городские центры с неизбежностью опустеют; действительно: офисные работники будут заняты  на дому, поэтому все офисные здания будут за ненадобностью снесены. В связи с тем, что вся торговля будет осуществляться через Интернет,  будут ликвидированы все магазины, закроются кинотеатры (которые и сейчас уже мало посещаются). Что же там останется? Я надеюсь, что будут сохранены архитектурные памятники, которые можно будет осматривать on line из любой точки мира; таким же способом будут посещаться музеи,  театральные постановки и спортивные состязания; чтобы артистам и спортсменам создать иллюзию присутствия публики, зрительные залы театров и трибуны стадионов будут заполнены механическими манекенами –  которые смогут орать, выражая одобрение или недовольство, махать флагами, и даже бросать предметы: букеты, или  бутылки из-под пива. Высшие учебные заведения уже и сейчас готовы вести  обучение дистанционно. Парламенты и правительства тоже, в конце концов, перейдут к работе по скайпу.
По этим причинам, а также в связи с исчезновением туристов, как класса, центры городов станут совершенно безлюдны, чего не скажешь об их бывших окраинах; здесь останется та  часть населения,  кому коттедж не по карману; они  будут жить в типовых многоэтажках. С внешней стороны к этим каменным джунглям, чтобы воспользоваться проживающей в них рабочей силой,  будут жаться производства, которые невозможно вести на дому, - по большей части – вредные, грязные  и не престижные, - не требующие высокой квалификации. Таким образом, города повсеместно превратятся в центры отталкивания – средоточия всех проблем: экологических, социальных, и, самое страшное, - эпидемиологических; именно они будут очагами эпидемий, именно вокруг них будет устанавливаться самый жесткий карантин. Нетрудно догадаться, что население городов будет бунтовать, и бунты будут подавляться полицией (это уже и сейчас происходит).
Одним словом, жизнь в городах будет малопривлекательной, и мечтою  каждого его жителя станет покупка какого-никакого  коттеджика.
Промышленность же, преодолев кризис, оклемается: вместо авиалайнеров, лимузинов, и пассажирских судов в огромных количествах будут производиться беспилотники - морские, воздушные и сухопутные.
Думаю, что новая реальность приведет к изменениям и в мировой политике, но для того, чтобы ее  представить, мне не хватает фантазии. Могу лишь предположить, что, поскольку «нормальная жизнь» ничем  не будет отличаться от чрезвычайного положения, правительства будут испытывать искус начать войну по любому поводу, так что мирным существование Мира не будет.
                Март 2020 г.


Рецензии