Сказочный Эльдар Рязанов

или, Почему "Иронию Судьбы - Z" никто не смотрит

Человек с реалистической фамилией и сюрреалистическим именем снимает кино. Кино феноменальное. И фильмы словно отражают двойную сущность имени гениального режиссера.

То ли Ирония судьбы, то ли С легким паром.

Полное смешение жанров. Для Рязанова этот стиль стал находкой, как находкой был союз с не менее сказочным колобком «Эмилем + Брагинским». Начинается с гиперреализма. Комедия положений. Ритм задаётся бешеный. События и декорации сменяются с головокружительной быстротой. С места в галоп. Трое алкоголиков отправляют бухого друга-лузера в новогодний тур. Он путается языком, ногами, городами, домами и дамами, попадает впросак, и так по цирковому кругу. Вокруг такие же привычные советские люди: тягловая «мировая мама», кони приятели с бутылками, пони учительницы с бутылками, иноходец ИППОлит, объезжающий Жигули и которого за версту объезжают дамы и пр. и др. Все пьяные, как извозчики. Главгерой ржёт про тётю. Это снимает Рязанов.

И тут появляется ТЁТЯ и начинается сказка. То есть идет снос мозга, потому что Красная Шапочка в публичном доме – это когнитивный диссонанс. Но не для нее самой, т. к. она единственная под вывеской «Обшиваем мужчин» действительно штопает брюки. Далее глазами трезвой марсианки показывается жизнь земных насекомых. Для этого была приглашена актриса с Луны, ни бум-бум по-русски, чтобы не смогла задать вопрос «что это было?» Играла свою роль всерьез. Это снимал Эльдар.

Персонаж Брыльской – единственный, о котором ничего не известно – сирота (Рязанская) вне времени и культурного пространства. Непонятно, как такая идеальная особа сохранилась незамужней до 30. Но это только если представлять себе её в мире гиперреализма. В мире же сказки, которому она принадлежит, не вызывает вопросов, почему в конце концов красавица выходит за чудовище.

Когда две штанины сшили, получился европейский шедевр с переворотами смыслов, доступный на уровне подкорки человеку с IQ 70. Но и с IQ 170 доступно тоже. Сказка и рутина волшебно меняются местами в двух измерениях – внутри фильма и в восприятии зрителя. Поскольку происходит это не одновременно, а со сдвигом, то улавливается на уровне подсознательном и с трудом формализуется. У гениального режиссёра, возможно, всё происходило на уровне интуиции, но для попытки повторить формализация необходима. Именно это не поняли и не уловили создатели азиатского фильма-продолжения, именно поэтому широко разрекламированный ролик не смотрели и не смотрят.


Рецензии