Вечный огонь?

Трудно найти лучшее место для последнего упокоения. В теплое время года сосны распространяют вокруг аромат нагретой солнцем смолы и хвои, за дюнами неумолчно шумит море, легкий ветерок ласково касается белого мрамора надгробных плит. А зимой, когда все вокруг замирает под толстым снежным покрывалом, редкий прохожий нарушит вечный сон воинов, в октябре 1944-го принявших здесь смерть за освобождение Риги от фашистских захватчиков.

Взорвав мосты на Даугаве и Лиелупе, фашистская армия откатывалась назад, оказывая отчаянное сопротивление советским войскам. Им удалось задержаться на укрепленном участке между Булдури и Дзинтари, где 15 октября разгорелся жестокий бой. Обходя укрепление, освободители форсировали Лиелупе в районе Слоки и окружили гитлеровцев, вынудив их сдаться.

Через пять лет после победы, в 1950 году, на этом месте был воздвигнут памятник, отлитый из бетона и покрытый бронзовым напылением, – солдат в каске, в развевающейся за спиной плащ-палатке, с автоматом в руках олицетворял собой сотни и тысячи неизвестных героев, павших смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. Люди тогда так и говорили – памятник Неизвестному солдату. Но окончательно это место массового захоронения приобрело вид Братского кладбища только к 1960 году.

Помню, булдурская детвора часто бегала тогда на это кладбище через лес прямо с пляжа – положить на могильную плиту наивный букетик лесных фиалок, веночек, сплетенный из желтых одуванчиков, или нежную веточку земляники, красные ягоды которой напоминали застывшие капли крови. Мы считали, что делаем нужное и важное дело, собирая с дорожек осыпавшиеся с сосен шишки и выбрасывая в урну случайные окурки.

Мы снова и снова читали фамилии на могильных плитах, пытаясь запомнить имена и звания, но чаще натыкались на надпись «Неизвестный».
Родители почти всех ребят из нашей компании были работниками юрмальских здравниц. И обязательно 9 Мая отправлялись всем коллективом, прихватив с собой и детей, на это кладбище, чтобы почтить память павших минутой молчания. Я до сих пор помню, как моя детская душа проникалась торжественностью этой минуты, какая гордость за наших героев наполняла сознание,  какие горячие слезы выступали на глазах!

Сегодня перед кладбищем прибит неказистый фанерный щит, на котором по-латышски и по-русски от руки выведено: братские могилы павших в Великой Отечественной войне. Плит с надписью «Неизвестный» я не увидела – то ли их вообще сровняли с землей, то ли, что маловероятно, следопытам удалось выяснить фамилии всех погребенных, которых теперь насчитывается 96. Во всяком случае,  кладбище как-то съежилось, стало совсем маленьким... Хотя, может, это просто я выросла...

А Неизвестного солдата больше нет. На фоне скандала, разгоревшегося недавно по поводу переноса эстонского «бронзового солдата», мне, грешным делом, подумалось, что его убрали в смутное переломное время начала 90-х. Однако в этом ошиблась.
Порывшись в архивах, расспросив экспертов из отдела культурно-исторического наследия Юрмальской думы и сотрудников Юрмальского городского музея,  удалось выяснить, что памятник во время реконструкции кладбища в 1978 году был заменен бетонной стеной, в центре которой изваяна объемная пластическая композиция – что-то вроде барельефа. Видимо, тогдашние руководители Юрмалы посчитали, что бетонный солдат не представляет собой особой  художественной ценности. Но разве ценность памятника следует измерять только эстетическими категориями? Ведь памятник – от слова память...

Тогда же, в рамках реконструкции, был сооружен символ Братского кладбища – вечный огонь, оказавшийся, к сожалению, совсем не вечным. В 1993 году он погас. Возможно, вечность не укладывалась в режим экономии газового топлива. В чем-то я, все-таки, оказалась права. К сожалению.

В ноябре прошлого года по призыву создателей российского сайта «Помните нас!» была проведена проверка состояния братских могил. О посещении булдурского кладбища в Интернете оставлена следующая запись:

г. Юрмала, Латвия
Тип объекта -- воинское кладбище. 
Название памятника -- Воинское братское кладбище.

Описание памятника -- со стороны проспекта Дзинтару к кладбищу ведет дорожка, выложенная каменной плиткой. Вокруг кладбища посажен кустарник, на его территории растут сосны и несколько елей. Состояние кладбища на ноябрь 2006 года хорошее. На кладбище сохранена мемориальная стена с барельефом и 69 памятных знаков. Состояние мемориальной стены — удовлетворительное (сильно поросла мхом, есть надписи, сделанные вандалами), памятных знаков — хорошее. На памятных знаках указаны фамилии (по 1-3 на каждом), имена или инициалы, звания погибших, иногда — даты жизни. На кладбище похоронено 96 воинов, погибших и умерших от ран в 1944-1945 годах. Имена всех воинов известны.

2007 г.   

 
 


Рецензии