Смерть Хюррем-султан

Хюррем-султан скончалась сразу после возвращения из поездки в Эдирне 15 или 18 апреля 1558 года. Установить, что послужило причиной смерти не предоставляется возможным. Случилось это довольно быстро, так что вполне возможно ее отравили. Недоброжелателей вокруг имелось много. Год спустя ее тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана.

После ее смерти безутешный правитель горько произнес: «Небеса покрываются черными тучами, ибо нет покоя мне, нет воздуха, думы и надежды. Моя любовь, трепет чувства этого, сильного, так сжимает мое сердце, губит мою плоть. Жить, во что верить, моя любовь…как встречать новый день. Я убит, убит разум мой, сердце перестало верить, нет больше в нем твоего тепла, нет больше на теле моем твоих рук, твоего света. Я повергнут, я стерт с этого мира, стерт душевной печалью по тебе, моя любовь. Силы, нет больше той силы, что ты предавала мне, есть лишь вера, вера чувства твоего, не во плоти, а в сердце моем, я плачу, плачу о тебе, моя любовь, нет океана больше, чем океан моих слез о тебе, Хюррем…»

Султан постарался сделать для своей любимой достойную усыпальницу. Мавзолей Хюррем Хасеки Султан декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада, а также с нанесенными текстами стихов, где говорится об ее улыбке и веселом характере. А стены были украшены изумрудами, такими же зелеными, как ее дивные глаза. Потом, что вполне естественно, камни исчезли, но следы на стенах остались.

Ее усыпальница находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Молодые девушки по сей день приносят цветы, чаще всего тюльпаны, на ее могилу в надежде, что султанша дарует им такую же великую любовь, которая была в ее жизни…

Что же до султана Сулеймана, то он пережил свою любимую на восемь лет и все эти годы ни одна из женщин не переступила порог его покоев… И еще. Пока повелитель был жив, мулла целый день читал молитвы над последним местом успокоения его возлюбленной.

А вот теперь скажите: разве подобные чувства можно сделать при помощи приворота? Это была настоящая любовь, такая, которая мало кому дается в этом мире.


Рецензии