Психотерапевт

Несмотря на середину ноября, день был солнечным и не слишком холодным. У Максима Петровича выдался пятнадцатиминутный перерыв, в который он решил выпить кофе. Максиму Петровичу (Петровича он не любил, но статус обязывал) было всего 37, но он был признанным в городе психотерапевтом.

Шутка ли - 15 лет непрерывной практики (работать он пошёл сразу после факультета психологии в университете, и то время вспоминал редко и в основном с неловкостью, - психотерапевтом он был тогда так себе), почти семь лет в трёх городских психологических центрах, и вот уже восемь в собственном кабинете в модном офисном центре в стиле лофт.

Через 15 минут к нему придут новые клиенты. Звонил на позапрошлой неделе (раньше записать не было возможности, всё было занято) мужчина, судя по голосу старше самого Максима Петровича, который с лёгкой запинкой произнёс «с супругой». Не женаты, - сразу понял Максим Петрович, просто живут вместе, или встречаются (вполне возможно, за спинами законных супругов). А может наоборот, в стадии развода. Впрочем, основную тему разногласий, которая ведёт пару к психотерапевту, мужчина озвучил легко и уверенно - «финансы».

Они вошли ровно в назначенное время. Он, мужчина лет пятидесяти, высокий, красивый, спортивный, стильно одетый, и в целом излучающий достаток и уверенность. Мечта любой дамы от двадцати и до семидесяти. И Она, ненамного моложе него, совершенно обычная, среднего роста, худая, но не какой-то модельной стройностью, а скорее выглядящая несколько измученной. Назвать её красивой было совершенно невозможно: крупный нос, какие-то блеклые глаза, некрашеные волосы с большим количеством седых прядей, морщинки. В общем, на улице (да и в любом другом месте) Максим Петрович прошёл бы мимо, не заметив её, а если бы и заметил, то подумал, что вот очередная измученная тётка, которая живет без мужа и детей.

Максим Петрович всегда выбирал женщин утончённых, стильных, и уж если не красивых классической красотой, то точно максимально ухоженных и умеющих о себе позаботиться.

Его текущая подруга отвечала всем его запросам, дважды в неделю посещала салон красоты, одевалась в модных бутиках, и на любом мероприятии собирала горы комплиментов. И, хотя Максим не мог похвастаться глубочайшей влюбленностью в неё, их отношения его абсолютно устраивали.

- Здравствуйте, раздевайтесь, присаживайтесь. - Максим Петрович указал на шкаф для верхней одежды, затем коротко кивнул на диван для клиентов. Дождался, пока пара разделась и села.

- Давайте знакомиться. Меня зовут Максим Петрович. - Он выдержал паузу и выжидательно посмотрел на мужчину.

- Добрый день. Я Денис, это Ольга, моя… жена (снова эта запинка).

- Подруга, - голос Ольги на удивление прозвучал молодо и задорно. Максим Петрович удивлённо посмотрел на неё, и увидел в её прямом открытом взгляде смешинку. Вот так, вблизи, глаза в глаза, она выглядела моложе, чем при первом мимолетном взгляде, и лицо её, без косметики и следов омолаживающих процедур, притягивало внимание. Кстати, глаза оказались на удивление зелёными, а вовсе не бесцветными, как ему показалось вначале.

Максим Петрович качнул головой, отводя взгляд.

- Жена или подруга? - Мягко уточнил он у мужчины.

- Официально мы не расписаны, - спокойно ответил тот. - Это имеет какое-то значение?

- Часто значение имеют именно детали, на которые мы не обращаем внимания, - также спокойно проговорил Максим Петрович.

Через полчаса консультации выяснилось, что Денис очень обеспечен, и одним из факторов правильных отношений для него является финансовое обеспечение его женщины, дорогие подарки, покупки, поездки. А Ольга, в отличие от абсолютного большинства прошлых и в основном более молодых подруг, ничего не просит, предпочитает скромные кафе, отлично себя чувствует в опрятной, но скромной одежде, не любит украшения и дорогостоящие косметические процедуры, в общем, - именно этот аспект отношений не принимает. А Денис чувствует себя недостаточно мужчиной из-за этого. А Ольга любит его не за деньги. А Денис хочет на ней жениться, но с его точки зрения нужна шикарная свадьба на Канарах. А она не видит в этом необходимости, советуя мужчине инвестировать эти деньги, вместо того, чтобы тратить их на свадьбу. А у него уже достаточно инвестиций, и он может себе позволить роскошь, и хочет купать в ней любимую женщину. А у неё брак с Денисом может стать третьим, и от предыдущего она растит троих, ещё не слишком взрослых, детей.

На удивление, Максим Петрович чувствовал себя обескураженным. Они прекрасно вели диалог без него, слушали, приводили аргументы, и сама тема для психотерапевта была, на его взгляд, несколько надуманной. Но Денис был не на шутку озабочен (в отличие от Ольги, которая всё происходящее воспринимала скорее с лёгкой иронией), и Максим Петрович решил воспользоваться одним из своих любимых инструментов: он сменил тему.

- Денис, вы хотели обязательно терапевта-мужчину, с чем это связано?

Денис еле заметно поморщился:

- Это может показаться странным, но… - Максим Петрович уже было подумал, что тот не воспринимает серьёзно женщин-специалистов, и понадеялся в этом найти зацепку для дальнейшей раскрутки семейных сложностей, но Денис продолжил:

- Женщины-психологи ко мне пристают.

Максим Петрович удивлённо поднял брови: - В каком смысле?

- В самом прямом, - продолжил Денис. - Мы ходили к женщинам до вас, трижды. Одна сказала, что нам нужно разойтись, прямо на первой консультации. Вторая говорила, что мне нужна более достойная и ухоженная женщина, явно намекая на себя. Третья озвучила, что это чисто мои проблемы, и нужно ходить к ней на персональные сессии, а на ближайшей встрече начала раздеваться.

- Ого!

Максим Петрович перевёл взгляд на Ольгу.

- Да, подтверждаю. Ну кроме раздеваться, конечно, там меня не было.

В её голосе не было ревности или обиды, возникало ощущение, что её скорее забавляют подобные ситуации, а глаза её и вовсе смеялись.

- Вас это не задевает?!

Теперь вопрос был обращён к Ольге.

- И с чем вы это связываете?

- Задевать?.. - Она на несколько секунд задумалась. - Скорее я горжусь тем, что мой мужчина вызывает такой интерес у женщин. Он действительно очень хорош: вы же видите сами, он красивый, умный, богатый, щедрый, многие женщины пытаются привлечь к себе его внимание. И я до сих пор не понимаю, почему он выбрал меня при всех моих особенностях. Трое детей, два неудачных брака, куча кредитов, как вы видите, я не очень много внимания уделяю внешности… В общем, при таком широком ассортименте дам в окружении Дениса он сделал странный выбор.

Она не рисовалась, не манипулировала, она просто констатировала факты, просто и понятно, и Максим Петрович уже не первый раз за консультацию ощутил, что восхищается этой женщиной. Сейчас он уже не понимал, как она могла показаться ему бледной и некрасивой?!

- Оля, пожалуйста… - Максим Петрович вдруг обратил внимание, что Денис крепко держит подругу за руку, как будто боится, что она исчезнет, а второй рукой гладит её пальцы. - Ты необыкновенная! Я очень люблю тебя!

- Я знаю. - Она положила вторую руку на его ладонь. - Но это не мешает мне каждый день удивляться этому факту, - Ольга улыбалась. Денис еле слышно выдохнул, и Максиму Петровичу показалось, что в глазах его мелькнула боль.

Час консультации подошёл к концу, а у Максима Петровича до сих пор не сформировался план психологической работы с этой странной парой. Он потёр переносицу и сказал, как есть:

- Честно, не знаю, что мне с вами делать, и могу ли я быть вам полезен. У вас очевидно тёплые отношения, вы легко говорите друг с другом, я вижу, как нежно вы друг к другу относитесь. Да, установки по поводу обеспечения и финансов у вас разные, но у меня сложилось впечатление, что вам не нужен посредник, чтобы договориться. Просто разговаривайте.

- И да, я готов полностью вернуть вам стоимость консультации.

Максима Петровича накрыла вдруг сильнейшая печаль. От того, что сейчас эти люди уйдут и унесут свою любовь и нежность из его кабинета, в котором чаще царили обиды, гнев, недовольство и взаимные претензии. От того, что в его собственной жизни нет таких отношений, в которых ему хотелось бы круглые сутки держать свою женщину за руку, быть с ней, заботиться о ней, убеждать её устроить пышную свадьбу на Канарах. От того, что он не знает, как помочь, хотя на него рассчитывали.

- Нет, нет. Никакие деньги я конечно же забирать не буду, - Денис был непреклонен. - И может мы поработаем с установками, вы же умеете это делать? Лично для меня сегодняшняя встреча была очень полезна.

Максим Петрович немного встряхнулся.

- Да, конечно, запишу вас на следующую среду. Как раз сам пока подумаю, чем могу быть вам полезен.

Пара, снова взявшись за руки, вышла из кабинета.

Всю неделю Ольга не выходила у Максима Петровича из головы. Он думал о ней во время консультаций, он думал о ней дома, то и дело перед глазами вставали сцены из прошедшей консультации. Вот она поднимает на него свой смеющийся взгляд. Вот она с восторгом в голосе рассказывает, как хорош Денис. Вот она поглаживает Дениса по плечу, пока он рассказывает про свадьбу, которую мечтает организовать. Вот Денис говорит, как сильно её любит, и видно, что это правда.

Дошло до того, что Максиму Петровичу приснилось, что его, а вовсе не Дениса, Ольга держит за руку, и от этого по всему телу разлилось такое блаженство, что ему не хотелось слышать будильник, возвещающий утро.

За день до консультации Максим Петрович связался с Денисом и попросил его прийти одного. Тот с некоторым удивлением согласился.

- Здравствуйте, Денис. - Пожав Денису руку, Максим Петрович указал на диван, и Денис сел.

- Не буду ходить вокруг да около, я не смогу работать с вашей парой дальше. Я необъективен. - Он развёл руками.

Денис помолчал.

- Значит, мне не кажется, - негромко сказал он. - Никогда не ревновал своих женщин, но сейчас вижу, как мужчины влюбляются в Ольгу, пообщавшись с ней. Причём на первый взгляд она кажется очень странной парой для меня, правда? Не очень красивая, слишком худая… После мимолётного знакомства все приятели говорили мне, что она мне не пара. Но стоит побыть с ней рядом хотя бы час, я вижу, как мужчины не сводят с неё взгляда, и буквально физически ощущаю их влюбленность. Ольга не верит, - он грустно усмехнулся. - Говорит, это я проецирую свои чувства на других мужчин.

- Нет, не кажется. - Максим Петрович не спешил, подбирая слова. - Она действительно необыкновенная. Вы именно так сказали на первой встрече. И да, на первый взгляд она производит странное впечатление, но потом… Её зелёные глаза, её юмор, её отношение к вам, - всё вызывает восхищение. У вас тоже так было?

Денис помолчал.

- Нет. Я почему-то сразу понял, что это моя женщина. С первого взгляда.

Он помолчал ещё.

- Мне жаль, что вы не сможете нас вести, вы произвели на меня очень хорошее впечатление. Всего доброго, - Денис, расправив плечи, вышел из кабинета.

Наступила пятница. После общения с Денисом Максиму Петровичу стало чуть полегче, хотя мысли про Ольгу всё ещё активно его посещали.

В дверь кабинета постучали.

- Заходите, - с некоторым удивлением пригласил Максим Петрович. На сегодня запись была закончена, он планировал чуть раньше уйти домой.

На пороге кабинета стояла Ольга в распахнутом пальто. Максим Петрович почувствовал, как вспотели ладони.

- Я на несколько минут, не помешаю?

Сегодня Ольга была в деловом темно-синем костюме, в котором выглядела такой же худенькой, но более строгой и стильной. Глаза были подкрашены, волосы собраны в пучок.

- Какая же красавица, - мелькнула мысль у Максима Петровича, но вслух он сказал:

- Да, конечно, ко мне на сегодня больше никто не записан.

- Как мне повезло! - Ольга заулыбалась, и в глазах снова заплясали веселые огоньки.

- Максим Петрович, у меня наверное глупый вопрос, но… почему вы не стали с нами работать? Денис очень расстроился.

Она сделала акцент на слове «очень», и Максим Петрович в очередной раз удивился полному отсутствию претензии в голосе. В нем звучала грусть.

Говорить правду ей Максим Петрович был откровенно не готов, и поэтому сказал то, что первым пришло в голову:

- Мы вместе решили, что вашей паре не нужна помощь психотерапевта.

Ольга молчала, сжимая руки на коленях. Она явно нервничала и боролась с собой. Помолчав ещё с полминуты, решилась:

- Максим Петрович, хочу задать вам очень важный для меня вопрос. Я могу расчитывать на конфиденциальность?

Она выжидательно смотрела на него своими глубокими зелёными глазами.

- Да, конечно, - здесь Максим Петрович был искренним. Все его клиенты нуждались в конфиденциальности, и он не подводил их.

Ольга глубоко вздохнула, и выпалила на одном дыхании:

- Максим Петрович, можете научить меня, как себя вести, чтобы Денис меня разлюбил?!

Несмотря на отработанную профессиональную реакцию, Максим Петрович не смог сдержать изумления:

- Ольга, зачем?!

Она молчала, грустно улыбаясь.

- Он преследует вас? Он абьюзер? Вы его боитесь? Вы терпите насилие??

Ольга изумилась в ответ:

- Нет конечно! Вы же сами видели, он любит меня. Очень. Слишком. Боится потерять. Не жалеет ничего. Это… печально.

Теперь она говорила медленно и задумчиво, а последнее слово произнесла полушепотом.

- А разве вы не любите его?! Я же видел ваше восхищение и нежность к нему. Многие только мечтают о таких отношениях!

- Да, люблю. Но это уже не так важно. В общем, не возьмётесь?..

Так как Максим Петрович молчал, Ольга встала. Перед тем, как выйти, она обернулась, и снова легким, чуть ироничным тоном, спросила:

- Максим Петрович, я что-то должна вам?

Он отрицательно покачал головой.

- Тогда хороших выходных!

Ольга уже наполовину скрылась за дверью, когда Максим Петрович окликнул её.

- Ольга!

Она вернулась из-за двери.

- Ольга, я вас… - Максим Петрович замялся, но после пары секунд продолжил: - Я вас не очень понимаю, но всегда готов поддержать, имейте это в виду!

Она очаровательно улыбнулась и быстрым шагом ушла.

После этого десятиминутного диалога Максим Петрович чувствовал себя выжатым, как после пары серьёзных сессий. Подмышки взмокли, сердце колотилось, кончики пальцев дрожали.

В голове роились и крутились разные бессвязные мысли: Наркотики? Домашнее насилие? Психическое расстройство? Как это связано с отказом принимать от Дениса деньги и подарки?!

Максим Петрович потёр пальцами виски. Пожалуй, сегодня он хорошенько выпьет.


Сегодняшняя пятница выдалась на тёплый, солнечный конец апреля. Максим Петрович закончил работу и собирался домой. С подругой он пару месяцев назад расстался, по поводу чего совершенно не переживал, но дома ждал кот, рыжий мейнкун, который не любил опозданий, особенно в весенний период. Максим Петрович уже открыл шкаф, чтобы накинуть легкую верхнюю куртку, когда в дверь постучали. Он хотел было сказать, что больше не принимает сегодня, но дверь уже открылась.

Лицо вошедшего показалось ему смутно знакомым. Высокий мужчина лет за пятьдесят, когда-то явно красивый, но сейчас сильно сдавший, заросший минимум недельной щетиной, с опущенными плечами и потухшим взглядом, небрежно, хотя и дорого, одетый.

- Здравствуйте, Максим Петрович. Подумал, что вам надо это знать: вчера похоронил Ольгу.

Мужчина без сил опустился на диван, и тут Максима Петровича как будто ударили в солнечное сплетение: Денис!!!

Стало тяжело дышать: - Как?! Почему? Что случилось?!

Сейчас Максим Петрович точно не соответствовал впечатлению профессионала, он метался по собственному кабинету как по клетке. Затем взял себя в руки и сел в своё кресло, сцепив пальцы.

Денис говорил, не обращая внимания на Максима Петровича:

- У неё был рак. Оказывается. Когда мы к вам приходили… тогда… давно, - глаза Дениса наполнились слезами, - она уже знала. Не хотела мне говорить. Не хотела свадьбу и подарки по той же причине. Где-то в конце января спросила, могу ли я ей дать немного денег, чтобы она ушла с работы и больше времени проводила с детьми и со мной, уставала очень. Я был счастлив. Я уговорил её на свадьбу, скромную, без островов, и всё это время готовился к ней. И ничего-ничего не замечал. Идиот. - Теперь Денис говорил жёстким обвинительным тоном. - Я бы отдал все деньги, я бы мог её вытащить. Спасти. Или хотя бы прожить с ней ещё год или два. Я мечтал о ребёнке, а она смеялась.

- Она всё время смеялась, до последнего. - Он говорил еле слышно. - А в понедельник неожиданно весь день плакала и обнимала детей. Сказала - накатило что-то, по-женски. А вечером ей стало плохо. Я испугался, хотел вызвать коммерческую скорую, но она позвонила своему врачу, и её забрали. Она не хотела, чтобы я ехал с ней, но я настоял. И только тогда узнал, что мы едем в онкологию. Они сняли приступ, Оля уснула. И… всё.

В кабинете стояла гробовая тишина.

- Свадьба. Наша свадьба должна быть завтра. Научите меня, как разлюбить её?..


Рецензии