Ведь ты, как и я, до сих пор сирота

 (Трагедия Александра Башлачева).

Вчера «посчастливилось» мне посмотреть очередной новый фильм о Великой отечественной войне. Оценку фильму я давать не буду, впрочем, как и рекламу.
Но, так или иначе, а этот фильм оказался мне очень полезен, как бывает полезен холм, попавшийся на твоем пути. Взойдя на этот холм, ты можешь несколько по-другому взглянуть на местность, по которой пролегает твой путь.
Вот об этом и хочется написать, скорее для самого себя, чтобы осмыслить понятое.

Всех живущих сегодня на планете людей можно условно разделить
на «имеющих Отца» и «сирот», потому что вера в Бога предполагает не просто
«уверенность в невидимом»,в том, что Он есть, но «хождение за ним», подражание Ему.

Сироте подражать некому, он движется по жизни без ориентиров. А поскольку жизнь человека в принципе невозможна без подражания, продолжения чьей-то линии поведения, то за образцы начинают браться весьма неоднозначные, а порой и прямо отрицательные персонажи. Свято место, как известно, пусто не бывает.

Потом, когда человек уже «накуролесит», оглянется, ужаснется
(ну, это, конечно, в том случае, если осознает, что натворил),
им произносятся слова вроде «бес попутал».
Большинство из нас знает молитву «Отче наш». Но вот у меня вопрос: если бы вам предложили изобразить фразу «но избави нас от лукавого» графически, нарисовав себя как круг на бумаге, то как бы вы обозначили воздействие на вас нечистой силы?

Задумавшись об этом сегодня, поставив этот вопрос самому себе,
я вдруг понял, что еще вчера я изобразил бы это воздействие стрелкой вне круга, направленной острием по направлению к кругу, то есть извне. Но ведь суть духовного роста человека заключается не в том, что он осознает нечто происходящее вне его, в окружающем мире, а в том,
что он, прежде всего, начинает видеть искажения внутри себя,
работать над своими ошибками.
И неважно при этом, как мир относится к тебе, важно, как ты относишься
к миру, к другим людям, что ты выносишь из сокровищницы своего сердца в этот мир.

И поэтому стрелку воздействия на тебя нечистой силы надо рисовать
не извне, а изнутри.Это мои мысли, чувства, ощущения себя в мире и мира во мне искажены лукавым, и поэтому просьба избавить от лукавого есть просьба защитить меня от меня же, помочь мне исправить искажения моей внутренней сути, мешающей мне быть настоящим, быть самим собой.

А причем тут фильм, спросите вы? В этом фильме много времени уделено сценам насилия фашистов над заключенными, издевательства, унижения, убийства.
Фашистами не рождаются. Нелюдь в себе люди выращивают постепенно, исподволь, шаг за шагом опускаясь все ниже по ступеням эволюции.
И вот тут возникает странный парадокс.
Нелюдь начинает считать себя стоящим выше других на эволюционной лестнице, сверхчеловеком, а других, соответственно, недочеловеками, которыми он имеет право владеть, распоряжаться их судьбами и жизнями. И чем больше нелюдь перестает видеть в других людях людей, тем больше она сама теряет человеческий облик.

Все вы в детстве (а многие и сейчас) катались с горочки на саночках.
И все понимают, что в процессе скатывания с горы можно различить начальную и конечную фазы.
В начальной фазе движение вниз еще контролируемо, управляемо. Можно в корне изменить направление, можно отказаться от спуска и остановиться. Во второй же, конечной фазе, на крутом склоне горы, человек оказывается заложником ситуации, ему уже почти ничего не исправить в ней, остается только «разслабиться и получать удовольствие». Так вот внутренняя духовная работа над собой – это всегда работа «в начальной фазе спуска с горы», когда мы еще в состоянии себя изменить.
И чем больше наших внутренних процессов находится во второй,
неконтролируемой фазе, тем острее мы начинаем нуждаться в личном Спасителе.
Невидимой душе нужен невидимый Врач. Вопль, исходящий из глубины сердца, обращенный к Богу: «Господи! Спаси и помоги!» может исторгнуть из себя только человек, увидевший себя летящим по склону горы в бездну. Только ощутив по-настоящему ужас надвигающейся неотвратимо гибели, можно искренне уверовать
в Бога и обратиться к Нему с мольбой о спасении.

Потому что иначе в каждом из нас неотвратимо рождается фашист.
Нам просто не уследить без Бога за этим совершенно неприметным
на первых стадиях процессом.
Поэтому призывание в молитве благодати Святого Духа, Утешителя,
которого обещал послать к нам идущий на распятие Христос:
«Приди, и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны!»
есть не выдумка, не блажь, не желание выпендриться,
а единственно разумный в данной ситуации шаг….

Вот, не написав всего вышеизложенного, я не смог бы подступиться
к разговору о трагической смерти поэта Александра Башлачева.
Он очень много знал, ему было многое открыто, но не все…

Есть очень много версий, суждений о его состоянии и мотивах самоубийства.
Мне думается сейчас, что его основным стремлением было убить дракона в себе, покончить с Абсолютным Вахтером, убивавшем его (как, впрочем, и всех нас) изнутри.

Просто никто не разсказал ему вовремя о том, что именно для этого, для помощи нам, для спасения нас от внутреннего дракона, и родился на земле, и распялся на кресте Сын Человеческий….


Рецензии