История с мореплаванием

В одной известной детской песенке из светского мультфильма были такие слова:
«Мы плывем на льдине, как на бригантине».
Сравнение получилось более чем скользкое, ведь бригантина – это парусное судно, обладающее свободой выбора направления плавания, а льдина не более чем игрушка ветров и морских течений. Лет в 13 – 14 я увлекся парусниками.

Наша семья выписывала довольно солидный перечень журналов, одним из них был журнал «Моделист – Конструктор». Почти в каждом его номере размещалась статья о каком – либо знаменитом мореплавателе, морском сражении или экспедиции с обязательным описанием парусного судна, и с красивым рисунком этого парусника, иногда на полный разворот журнала и именно в его середине, так, что можно было извлечь рисунок из журнала и украсить им стену комнаты. Таким образом, моя комната постепенно превращалась в картинную галерею с морскими видами и парусниками.

Но не только внешняя сторона увлекала меня. Мне было очень интересно устройство парусников, основы судовождения.
«Мой мозг, до знаний жадный, как паук, все постигал – недвижность и движенье» (В. Высоцкий). С удивительной легкостью мне запомнились сотни наименований деталей, от бушприта до юта, и от киля до клотика.
Каждая мачта, рея, трос и веревка имели свое уникальное название.

(Кстати, вы знаете, что означает слово «гаджет»? В 17 – 18 веках парусный флот Англии был очень многочисленным. Набирались матросы из малообразованных крестьян, и когда такой новобранец ступал на палубу судна, его знакомили с двумя – тремя веревками, за которые он должен был отвечать. Когда же он начинал задавать «лишние» вопросы, типа:
«А что это?», то ответ получал один: «Это гаджет!», то есть вещь, предназначение которой тебе, придурку, знать незачем. Матрос, одернутый таким грубым способом, наверное думал про себя: «Ну и гад же ты!», но вслух, конечно, этого не высказывал.
Сейчас гаджетом называют всякие электронные устройства, истинное назначение которых, очевидно, тоже скрывается…).

Вот о чем хочу я сказать. Меня еще тогда, в юности, поразило то, что вся оснастка парусника – рангоут (мачты и реи), стоячий и бегучий такелаж (тросы и веревки) и паруса назывались парусным вооружением судна. То есть оружием корабля была его способность двигаться в нужном направлении и маневрировать в бою. А взятый в плен вражеский корабль лишался возможности двигаться самостоятельно, превращался в баржу, которую победители буксировали в свой порт.

У Александра Башлачева есть в стихах такой образ, относящийся к советской действительности 80-тых:

«Как эскадры в строю проплывают корабли деревень,
И печные дымы – столбовые мачты без парусов».

В одном из песенных текстов группы «Рондо» есть такие строки:

«Ветры и шквалы мачты нагнули.
Но, оказалось, нас обманули,
Но, оказалось – никуда не плывем…».

А у Владимира Высоцкого в «Песне безпокойства» мы слышим:

«Парус, порвали парус! Каюсь, каюсь, каюсь…».

Я специально оставляю эти цитаты без комментариев. Тот, кто следит за моей мыслью, сделает свои выводы, "остальным – в притчах"…
Скажу только, что веру в Бога можно сравнить с попутным ветром, а возстановленную верой душу – с парусом. И верующий человек – это человек вооруженный.
Вооруженный мечтой в глубинную доброту всех людей, в промысел Божий, в то, что все происходящее в мире – как ветер, нам на пользу, только надо поставить парус и рискнуть отчалить от дивана и телевизора…
И России тоже нужны паруса Православия. Пусть православные люди станут командой судна, пусть им помогут граждане, исповедующие другие религии, пусть атеисты и пофигисты станут благочестивыми пассажирами. Все споры и ссоры надуманны…

Морская тема, как и тема гор, очень широко представлена в творчестве Владимира Высоцкого, и, поскольку я вырос на его песнях, очень любил и люблю их, мое юношеское увлечение парусниками, их устройством и принципами их судовождения во многом обусловлены и поэзией Высоцкого.

Одной из любимых песен была песня «Еще не вечер».

«На нас глядят в бинокли, трубы сотни глаз,
И видят нас от дыма злых и серых…
Но никогда им не увидеть нас
Привязанными к веслам на галерах!».

Как эти строки актуальны сейчас для нашей страны…
А еще вот эти строки:

«Бросайте за борт всё, что пахнет кровью!
Поверьте мне – цена невысока!»


Рецензии