Духовные основы творчества Александра Башлачева

"Тот, кто исповедает, да сам того не ведает". Вот такое интересное определение дал сам себе один из самобытнейших и неординарных поэтов советского периода Александр Башлачев. Так же, как и его предшественник и учитель Владимир Высоцкий, Саша не рядился в одежды религиозности, прекрасно понимая, что вероисповедальная позиция мгновенно превратится в ярлык со всеми вытекающими последствиями.
Недаром он в одну из песен вставляет многозначительную ремарку:

"И наша правда проста, но ей не хватит Христа,
И соломенной веры в спаси сохрани".

Не хватит.... Допустим, мастеру предлагают из энного количества бревен построить избу,
а он говорит: построить могу, но этого материала мне не хватит.
Это ведь не значит, что он отбраковал этот строительный материал, он лишь говорит о том, что бревен недостаточное количество, и нужно добавить еще...

О "соломенной вере" же он упомянул вот в каком смысле.
На Руси издавна существовал термин "соломенная вдова" –
то есть одинокая женщина при живом муже.

"Соломенной" наша вера перестанет быть тогда, когда мы вспомним, что Христос воскрес, что Он жив и продолжает действовать среди нас....

Когда-то в интервью Марина Влади на вопрос "был ли верующим Владимир Высоцкий?" ответила - нет, но тут же добавила, что имеются его стихи и песни, ТАМ ВСЕ НАПИСАНО.

Я тоже оставляю на ваше личное усмотрение вопрос "был ли верующим Александр Башлачев?" У него тоже все написано. Читайте....

Я же хочу сказать о своем прочтении его стихов.

В мудрых русских сказках зашедшего в лесные дебри добра молодца вопрошает Баба – Яга: «Ты по делу пытаешь, или от дела летаешь?». И это неспроста.

Всякий народ – живой организм, и живет, и развивается по законам живого организма.
Учеными давно уже изследованы «биологические часы», определяющие фазы бодрствования и сна, активности и отдыха, труда и раздумий.
Сейчас для моего народа настало время осмысления.
Тысяча лет жизни в православии и сто лет безбожия.
Хотя эти сто лет – только вершина айсберга, поднявшегося над поверхностью океана жизни. А перед ними были триста лет постепенного отступления от основ народной самобытности, увлечения чуждыми идеями Запада, живущего по своим «биологическим часам», принявшего христианство на тысячу лет раньше нас, и, вместо того, чтобы изменять самосознание «под Христа», подогнавшего учение Христа под свое уродливое и больное самосознание.

Наверное, так задумано Творцом, что инструментом самоосмысления народа
становится сердце Поэта…

«Пускай эта Ночь сошьет мне лиловый мундир,
Я буду Хранителем Времени Сбора Камней».

Всего две строчки из песни Александра Башлачева…. И бездна смысла.

«Ходите при Свете» - говорил своим ученикам Иисус, - «ибо наступает ночь,
когда никто творить не сможет». Нашу страну накрыла ночь безбожия,
и именно об этой Ночи пел Саша. Лиловый (фиолетовый) цвет в восточной философии считается самым высшим, духовным цветом, цветом мудрости.
А определение «время сбора камней» отсылает нас напрямую к библейскому
царю Соломону, к его книге «Экклезиаст».
В ней тоже говорится о том, что и народы, каждый в отдельности, и все человечество в целом подвержены действию «биологических часов», и что времена «разбрасывания камней» сменяются временами их сбора, то есть осмысления.

«Тот, кто рубит сам дорогу,
Не кузнец, не плотник ты, да все одно – поэт…
Тот, кто любит, да не к сроку,
Тот, кто исповедует, да сам того не ведает…».

Строчка о любви «не к сроку» отсылает читателя к евангельской истории о неплодной смоковнице, проклятой Христом, не нашедшим на ней плодов, «хотя было не время сбора урожая». Через этот образ Христос показывает ученикам трагедию фарисеев, которые вместо любви к ожидаемому ими Мессии возгоревшимися ненавистью к Нему.

Любить «не к сроку» - это значит любить не так, как учит нас этот безбожный век.

«Зима жмет земное. Все вести – весною.
Секундой - по векам, по пыльным сусекам –
Хмельной ветер вольной любви.
Тут дело не ново - словить это Слово,
Ты снова, и снова, и снова лови.
Тут дело простое: нет тех, кто не стоит,
Нет тех, кто не стоит любви…
Да как же любить их, таких неумытых,
Да бытом пробитых, да потом пропитых?...

…А как всю округу, чужих, неизвестных,
Да так, как подругу, как дочь, как невесту?...»

Здесь к определению «Ночь» Саша добавляет сопутствующий термин «Зима».

Вспомним Владимира Высоцкого:

«Полгода не балует наших людей погода,
И души застыли под коркою льда…».

«Полгода» - это полвека (к моменту написания Высоцким этой песни) от Октябрьской Революции.
«Погода» - это «политика партии и правительства», а «корка льда» на душах советских людей – это и есть «зима» и «ночь» безбожия…
(Не о том ли пел и Виктор Цой: «Мы заходили в дома, но в домах шел снег…»).

Вернемся к Башлачеву. «Все вести – весною». Евангелие переводится как «благая, добрая, радостная весть».
Весна – время Христовой Пасхи, и все Евангелие по сути – это развернутый возглас «Христос воскресе!».
Евангелия четыре в Новом Завете – вот вам и «вести»!

Во фразе «словить Слово» автором используется заглавная буква.
«В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». (Евангелие от Иоанна).

А Бог есть Любовь. И возлюбить «всю округу, чужих, неизвестных» любовью истинной,
не лживой и нелицемерной можно только последовав Христу.

И, возвращаясь к более ранней цитате Александра, можно с уверенностью сказать, что он «исповедает» Христа, «хоть сам того не ведает».

«Паутину в углу с образов я срываю ногтями,
Тороплюсь, потому что за домом седлают коней…
Открылся Лик. Я встал к Нему лицом.
И Он поведал мне светло и грустно:
Пророков нет в Отечестве твоем,
Но и в других отечествах не густо…». (В. Высоцкий).

«А приглядись: да за Лихом – Лик,
За Лихом – Лик. И все святые пущены с молотка.
Да не поднять крыла, да коли песня зла…». (А. Башлачев).

«Мой крест – знак действия, чтоб голову сложить
За то, что рано умирать, за то, что очень славно жить».

Если идти за мыслью Саши, то «голову», то есть свое творчество, он не преподносит отдельно, но «складывает» его с творчеством своего «духовного отца» Владимира Высоцкого, договаривая за ним, и с учением Христа, открывая нам своей поэзией Лик, встающий за нашим сегодняшним Лихом…


Рецензии