Купола

                КУПОЛА

                Вмерзла память в безбрежный арктический лёд
                И.К.

Два отрывка из новой работы «Он был просто красивым человеком»

1.
Тогда он не знал, что его родной отец – Феликс Шемитас (литовский офицер, командир отряда, отсидевший на Соловках и сосланный в Сибирь)  погиб в Гулаге как «враг народа», а Иван Захарович Бородин – его отчим. 

Смерть отца он реконструирует в страшном рассказе «Льдина».
Написанный аскетично-жестко, в шаламовском духе, этот рассказ памятен своими деталями. В нем главная действующая сила – река Ангара. Вышедшая из берегов, она проламывает свой задубевший осенний лед и потоком устремляется на людей. На берегу лагерная команда, только что расстрелявшая приговоренных «врагов народа»! Расстрелявшая азартно, с лихостью виртуозов,  ловко и точно уложившая всех пулями на край рва. «Врагов» было двенадцать. Последний – Феликс не мог идти, его ноги были разбиты. Охранники подтащили его к могильному рву. Через пару минут уже все тела ждали комьев земли. Но упокоение жертвам принесла Ангара. Мощным течением она рванулась на берег и унесла убитых. Наверно, всего и успели каты - упрятать наганы да обложить матом недопитую водку, перевернутую с ведром ударом волны.

Этот рассказ Бородин опубликовал незадолго до смерти. 
Похоже, он держал его при себе. Возможно, после выхода из Владимирской тюрьмы. В своей голове вынес его. После общения с сокамерниками.     Ведь кто тогда сидел в главной тюрьме страны? Разжалованные бериевские генералы типа Судоплатова, неугодные разведчики, посвященные в тайны госбезопасности - шишки вроде Мамулова, Штейнберга, главы присоединенных к СССР прибалтийских республик,  а также гражданские лица, работавшие на оккупированной территории. Один Борис Меньшагин чего стоит. В 1942-м он был русским бургомистром Смоленска, взятого немцами. Жизнь ему сохранили на всякий случай. А случай этот связан с расстрелом польских офицеров в Катыни (1940г.) Будучи позднее бургомистром Бобруйска, Меньшагин посетил немецкие эксгумационные работы в Катыни, начатые в апреле 1943 года, и стал заложником этого посещения. Ему, в прошлом серьезному советскому адвокату, отбившему нескольких подсудимых от чекистской «вышки», а при немцах – коллаборационисту,  безжалостная Катынь сохранила жизнь. Советская сторона арестовала Меньшагина заграницей и препроводила в тюрьму. Здесь придерживала, а вдруг понадобится, мало ли что…  Жив-невредим Меньшагин девятнадцать лет просидел в одиночке, а последние шесть лет заключения работал библиотекарем в колоссальной по количеству и собранию имен библиотеке Владимирской тюрьмы. Нетрудно представить, откуда у Бородина сюжеты о непоказной, негероической, стороне войны в  таких рассказах, как «Ушел отряд», «Перед судом», «Для деток», откуда особые лагерные подробности для «Льдины». 

К последнему рассказу могу добавить кое-что и свое. Это давнее впечатление относится ко времени, когда корреспондентом «Литературной газеты» я подалась на Керченский горно-обогатительный комбинат, откуда агломератовозом с раскаленным агломератом (1300 градусов) в открытом трюме посудина, гоня перед собой едкий пар и туман,  двинулась мимо Тамани на завод «Азовсталь». На борту я познакомилась с бывшим матросом, ходившим в молодости по северным морям. На агломератовозе он был механиком. Имя его - Рабочий Василий Гаврилович. За время пути близ раскаленной, зашлакованной массы железной руды, по температуре почти равной накалу земного ядра, он рассказал мне много чего интересного. Сначала о том, как юнгой служил на корабле, увозившем Троцкого в эмиграцию. Затем – как с южных морей его, Василия Гавриловича, перебросили на северные, и здесь незадолго до войны он видел так называемые «купола». Он говорил мне о них, потому что никто никогда о таких «куполах» не писал. Он и сам их видел впервые. Тогда, в 1939-м, «куполами» назвали людей, вмороженных в льдины, обкатанные течением волн. Суда боялись столкновения с ними и по тревоге меняли ход.

Как мираж, мертвецы проплывали мимо ледяным мистическим караваном.  Под долгий гудок корабля. Ни золотом, ни почетом не облеченные, а лишь сферическими оболочками литых полушарий, последний путь они держали на горизонт.  И  под кружащими буревестниками он медленно их поглощал. Известно, эти птицы поднимаются перед бурей. "И пища многих будет смерть и кровь..."

Читая «Льдину», я не могла не вспомнить о «куполах». Жертвы исторических неурядиц, вздорных, пустых и ненужных, они канули в вечность без колокольного звона, без эпитафий,преданные и забытые.   Немного логики, и рассказы Бородина и Рабочего, соединенные вместе,  дадут полное представление о работе НКВД 1939 года в день, когда Ленечке Бородину исполнился год, пять месяцев и два дня.

2.
Разоблачение культа личности Сталина застало Леонида Бородина в Елабуге курсантом спецшколы МВД. После амнистии 1953 года уголовников в стране развелось столько, что никакой милиции не хватало. Как правильный сознательный комсомолец,  он, выпускник сельской школы, откликнулся на призыв партии. Так он оказался в Елабуге.    

В первую же неделю после приезда новобранцев повели знакомить с достопримечательностями. В этом городе на Каме родился замечательный пейзажист Иван Шишкин, в его дом-музей и заказали экскурсию. Картины художника юный курсант знал по репродукциям  журнала «Огонек», их печатали в каждом номере. Шишкинские запомнились сумеречным изображением леса, так похожего на байкальскую тайгу, и пронзительным чувством, которое вызывали. Особенно одна - с видом обсыпанного снегом мощного дерева, с  подписью: «На севере диком». Время от времени Бородин вспоминал картину, потом забыл, впечатление стерлось, остались стихи: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» И вот в Елабуге увидел ее на гравюре. И снова - то же странное чувство… Изображение  не воспринималось рациональным сознанием. Словно какая-то высшая воля приоткрывала внутренний мир художника, этот край обрыва с его символикой отторжения, И мысль отказывалась принимать свое будущее исполнение.

Из музея  курсантов повезли на кладбище на могилу кавалерист-девицы Надежды Дуровой, она тоже жила в Елабуге. И тут, на погосте, неизвестный  старичок, приглядевшись к молодым, отозвал кое-кого, в том числе нашего байкальца, и показал на запущенную могилу. Сказал, что в ней покоится Марина Цветаева. Никто из молодых людей не слышал прежде это имя.
Абсолютно спокойный, лишенный сомнений русский фатализм смотрел на  Бородина теперь уже глазами этого старичка. Шел 1956-й.

Эти ли впечатления, другие ли, а скорее – все вместе, поселившись в душе, напомнили о себе, когда Бородин писал «Гологор»:
    
«Он всегда гордился тем, что знал цену одиночеству...
Один! Один среди дождя и диссонансов непогоды, один живой в центре безбрежного, бездушного космоса. Но в хаосе мудрого смысла природы он один здесь без смысла и назначения».

Наверно, здесь Бородин говорит о себе. Но такие фразы пишутся не для того, чтобы объяснить свое место в жизни. За ними - понимание множества проклятых судеб, с которыми рок сводит человека в едином   братстве печали. В них - видение всех фатальных альтернатив как одного Всеобщего  Человеческого.

Бородин это понял еще в Норильске, куда Лёхой с гитарой приехал работать на руднике.

«Норильск – мое первое подлинно учебно-воспитательное заведение. Только позже в лагерях и тюрьмах имел я столь же поучительное общение с людьми, только там еще сталкивался я с такими судьбами, каковые не всегда возможно литературно «отобразить-изобразить», потому что не поверят, скажут, что придумал, насочинял, - нетипично…» 

Бывшие зэки из раскулаченных, либо тех, кто отсидел «за войну», то есть сотрудничал с немцами на оккупированной территории, либо оказался в плену – вот, кто работал на руднике. К этому следовало привыкнуть, это понять. Чужие судьбы  он записывал  в дневник,   не давал им затеряться, отделяя процесс восприятия  от процесса изображения, Эти записи аскетичны, лишены исповеднических отступлений. Они вызваны авторским интересом к специфическим проблемным героям. Позднее записи превратятся в текст.

«Таких, «за войну», в лагере было большинство. Первое время Юрий пялил на них глаза, ведь они пришли из его военного детства. И случилось так, что он, переигравший все игры про войну, «перестрелявший» батальоны немцев, а с ними заодно и всяких мерзких предателей, теперь оказался с ними в одной куче виновных перед государством. За этим обстоятельством крылся какой-то подвох. Либо его, однажды возмутившегося несправедливостью, приравняли к настоящим изменникам, и в этом была чудовищная нелепость, либо изменники приравнивались к политическим, и тогда казалась сомнительной их измена; но, возможно, было и третье объяснение – полное безразличие государства к характеру противодействия, и это говорило о какой-то принципиальной ущербности государственного сознания, поняв которую, казалось, можно было найти ключ к разгадке того удивительного явления, которое именовалось Советской властью. Но подобные диалектические упражнения мучили его только первое время. Сначала он брезгливо шарахался от «полицаев», потом
клички и ярлыки отошли куда-то на дальний план, люди стали различаться лицами по всем тем признакам, по каким и различаются все прочие люди: добрые, жадные, злые, подлые, – а разность судеб, словно за скобки, оказалась вынесенной по ту сторону запретки.»


Рецензии
Выкладываю текст письма, посланного мне автором Валерией Шубиной, которое она получила через год после публикации своей вещи в журнале «Гостиная» (Филадельфия)
Маясь в самоизоляции, обезумев от плотного знакомства с собственной опостылевшей душой, шляясь по сайтам, случайно набрёл на этот нелёгкий, для меня лично абсолютно не обязательный текст и понял, что не дочитать его до конца не смогу. Какая-то скрытая сила притяжения в самой вязке слов и, конечно, язык. Образцовый, русский - КАКАЯ Это теперь редкость! "коаны' подвигли познакомиться и с работой о Бородине, коленопреклоненном венке-даре ушедшему писателю. В другие времена и в других обстоятельствах такая проза принесла бы автору славу или, по крайней мере, широкую известность. Но времена не выбирают... Многих ещё Вам творческих удач, уважаемая г. Шубина!
Approve it: http://gostinaya.net/wp-admin/comment.php?action=approve&c=20899#wpbody-content
Trash it: http://gostinaya.net/wp-admin/comment.php?action=trash&c=20899#wpbody-content
Spam it: http://gostinaya.net/wp-admin/comment.php?action=spam&c=20899#wpbody-content
Currently 2 comments are waiting for approval. Please visit the moderation panel:
http://gostinaya.net/wp-admin/edit-comments.php?comment_status=moderated#wpbody-content
Валерия Шубина»

Привожу свой ответ.
Валерия Семёновна, очень рад возможности поделиться на вашей странице с людьми, чтоб каждый мог подумать...
Друзья Валерии, мои друзья, просто читатели книг (кстати, одно из самых читаемых произведений на сайте http://proza.ru/2020/05/08/1480 отрывки из ее книги «Колыма становится текстом»), а также, как говорится просто прохожие. Решил поделиться с вами! Но более всего, хотелось бы ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ЛИЦ ОТВЕТСТВЕННЫХ, лучше не в прямом физическом смысле, а в глубинном, имеющем отношение к предназначению человека на Земле!
Как, порой, ответственные граждане, уполномоченные властью и постом, не выполняют своих обязанностей по долгу службы!
Например, я лично неоднократно обращался к директору музея Истории ГУЛАГа г. Романову Роману Владимировичу, приносил книги Валерии Шубиной «Колыма становится текстом», «Портрет из холодного воздуха», предлагал провести творческую встречу, но «воз и ныне там»!
В нашей переписке Валерия Шубина как-то мне писала:
«То, что важно для всех, для истории страны, для общественного мнения, для правозащитного движения оказалось не важно для руководителя музея Истории ГУЛАГа. Не то что презентации не было для «Колымы», он даже не счел нужным ответить автору на получение книг. Он запросил еще и третью книгу с тем, чтобы передать ее помощнику, который должен оценить качество изданного. Получив третью книгу, он и не подумал ответить. Все поголовно: и литературно-историческое общество «Возвращение» и Музей истории Гулага делали и делают вид, как будто этой книги вообще нет. Меж тем она издана в одиночку, на средства автора, вопреки всем и вся. Никто и рот не раскрыл, чтобы морально поддержать автора.
Валерия Шубина».
...В голову приходят мысли о том, что, как всегда, слабые в творчестве люди организуют и сплачиваются в разные группы, чтобы компенсировать отсутствие таланта поддержкой себе подобных, а талантливые оказываются в одиночестве...
Хотелось бы, чтоб это чувство было временным. Хочется протянуть всем талантам руку Поддержки: не падайте Духом, но понимаешь - такие Личности сильны! Такая жизнь - Личный Выбор каждого! Но здорово, когда, вдруг, Неизвестный, непричастный человек обращает своё Внимание и делится своим впечатлением!
Виктор Балабанов


Виктор Балабанов   18.05.2020 23:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.