Николаи

Коля жил в полу-подвале почти в центре Москвы и был дворовым мальчишкой. зимой и летом бегал во дворе с другими полуподвальными мальчишкам: летом босяком, зимой в валенках. Их у него было две пары:одни в галошах на слякоть, другие подшиты толстыми войлочными подошвами на мороз. У его дворовых друзей тоже были валенки,но не такими ходовыми и практичными, а у Коли были,потому что его батя был сапожником. Звали его Николаем Николаевым,но соседи называли его уважительно Михалычем, и все ходили в отремонтированной им обуви: от грубых сапог,до туфелек с каблучками. Сам Николай считал себя не сапожником,а по благородному-реставратором.
 Даже в Москве рабочий люд жил тесно и бедно,но к царской власти относился терпимо: не бунтовал против "богом данного." Бедняки женились,"плодились",кушали картошечку с кислой капусточкой,но иногда задумывались и тогда пили водку. Нет нет и Михалыч задумывался и уходил в запой. Соседи относились к этому с понимание и откладывали ремонт на потом.  Пил реставратор три раза в год три недели и, когда приходил домой на своих двоих,соседи и обувь радовались:благодетель вернулся.
Для Коли запои отца не были трагедией,-гуляй вволю,-и только слёзы матери мешали быть абсолютно счастливым, а вот возвращение отца из небытия ограничивало свободу и он становился мобилизованным для чтения вслух Библии.
Полина Ивановна приходила добровольно,садилась с вязанием в уголке и радовалась за своего умненького Коленьку,читающего громко и бегло:как же в церковно-приходскую школу ходит! Николай,приколачивая очередную подмётку,недовольно говорил:
-Не части,отрок!Вдумчиво читай!
Когда сын читал Старый Завет,Николай слушал историю еврейского народа не отрываясь от работы, а когда Евангелии,то задумывался и прошивка получалась кривоватой.
Иной раз,найдя сына среди сараев,Полина Ивановна мягко говорила:
-Иди домой,отец зовёт.
-Пришёл,гуляка!?-говорил Николай,делая строгое лицо,-будет тебе послушание.
"Послушание" Коле нравилось:смолить дратву,накалывать из берёзовых чурбачков гвоздики для приколачивания подмёток. "Послушаясь,"он с интересом наблюдал как отец умело и быстро работает.
-Смотри, сынок!-говорил Николай,-может ремесло моё продолжишь.-Только водку проклятую не пей!
По воскресением Николаевы ходили в церковь,где Полина Ивановна усердно молилась,а Николаи рассматривали иконы и жгли свечки. Придя домой празднично обедали.
-Что у нас сегодня,мать?-спрашивал НиколаЙ.
-Щи с мясом и пирогов с печёнкой напекла!-говорила Полина Ивановна,ставя на стол тоже праздничные тарелки,светясь от радости:муж трезв,сын растёт, и плевать, что они живут в подвале и редко видят солнце.
Коле всегда хотелось узнать что за кружка с вензелями стоит в буфете,да как то всё было некогда:дела дворовые! 
-А ты знаешь кто у нас императором?-спросил Николай.
-А то!-обиженно ответил ученик церковно-приходской школы,-как и ты,Николай! _- Второй!-поправил его Николай.
-А у нас отец первый!Кормилец!-с улыбкой сказала Полина Ивановна.
-Молчи, мать!Опасно шутишь!-сказал серьёзно Николай,вставая из-за стола.
-А про кружку!- напомнил ему Коля.
-Эта кружка кровью наполнена!-возвратясь к столу,сказал Николай.
-Как это!?-испуганно спросил Коля.
-Не знаю: то ли Романов виноват,то ли народ неразумный,-с горечью сказал Николай.
-Расскажи,отец,как ты меня от смерти спас,-попросила Полина Ивановна. - Достань,Поля, платок,-попросил Николай.
Полина Ивановна достала из сундука цветастый платок и перекрестилась.
-В этом платке была и эта кружка, и сладости с орехами,и колбаса,и калач и уж не помню что ещё,-начал свой рассказ Николай.
-Ещё зеркальце,-напомнила Полина Ивановна.
-А мне и вспоминать не хочется,-сказал Николай,_-всё я выбросил тогда!
-А где,батя,ты это нашёл? - спросил про клад Коля.
-Подарочек это был народу от нового императора в день его коронации. Народу собралось тогда На Ходынке видимо-невидимо,и московские, и пришлые из соседних деревень,и когда стали раздавать подарки,то началось столпотворение:затаптывали друг друга,а кто в канавы строительные попадал.Тыщи погибли тогда,а сколько покалеченных! Я Полю Тогда на крышу балагана тогда вытянул-те и спаслись,а кружку и платок на горькую память оставили,-закончил свой рассказ Николай.
Как то он спросил Колю:
-Хочешь я тебе сапоги сточаю,яловые?
-На станке что ли?-удивился сын.
-Ну да,на этом!_-рассмеялся Николай,протягивая руки,-сточать,дурачок,значит сшить!
-Я на Железке в мастерской видел как колёса для вагонов точат,-восхищённо сказал Коля.-Здорово!
-Вижу,не хочешь ты сапожному делу учиться,-сказал Николай,-неволить не стану,знакомого человека попрошу в ученики тебя взять.

Из досье в Сухаревской части жандармерии:
       "Верещагин Спиридон Максимович,двадцать пять лет, из дворян,
        принимал участие в беспорядках 1905года,в настоящее время находится в
        розыске"
А попробуй найди:стал Верещагин Спиридон Максимович Верещагой Максимом Спиридоновичем и уже не дворянских корней,а что ни есть пролетарием:токарем высшего разряда.
-От Михалыча?- спросил он Колю.-Правильный мужик!

Грянул семнадцатый год и "всё смешалось в доме...":большевики,меньшевики,эсэры правые и левые,анархисты и прочие желающие править обалдевшим народом.
Квартиру Верещагиных разграбили,а книги выбросили на помойку,где их и подобрал наследник.
Коля стал уже для своих учеников Николаем Николаевичем,женатым на дочери Верещаги. Живя в его доме примаком,Николай пристрастился к книгам и знал всю "подноготную дома Романовых. Жена,Ульяна, Романовыми не интересовалась,но саморазвитию мужа не препятствовала.
Николай Михайлович был мобилизован в артель"Красный сапожник"на пошив обуви для Красной Армии и тихо скончался на руках Полины Ивановны:не выдержала душа реставратора поточного производства.Не долго прожила и Полина Ивановна,не увидев внуков близнецов. Николая не призвали: Стране Советов нужны были и колёса.
Близнецов нужно было зарегистрировать и он пришёл в ЗАГС.
-Как назвали?- спросила строгая немолодая девушка.
-Николаями,-не моргнув глазом,сказал Николай.
-Не положено!-отрезала девушка,-каждому своё имя!
-Да пойми ты,дамочка!У меня все колена Николаевы,-загорячился Николай.
-Не скандальте,гражданин папаша,а то милицию позову!-пригрозила девушка.
- Эх ты!-  сказал Николай,-я буду жаловаться!
-Да пожалуйста,на здоровье!-сказала бывшая девушка,а в догонку крикнула:-Ненормальный!
-Да угомонись ты,Николай!-уговаривала его Ульяна,-ты же в ребятах запутаешься!
Она пожаловалась отцу и тот обещал помочь. Не дожидаясь решения вопроса,Ульяна окрестила сыновей с иенами Борис и Глеб.Верещага обещание своё выполнил и принёс метрики с Николаями: помогло, что он числился передовиком производства колёс плюс взятка.Николай был доволен и стал называть сыновей Николаем Первым и Николаем Вторым, а Ульяна -Николаем и Колей.

Жизнь протекала бурно и после Белого и Красного терроров начались чистки. Кто то из друзей написал анонимку, что Николай тайный монархист и почитатель царей и даже сыновей называет их именами. И загремел Николай на Соловки.
Дети росли, Ульяна убивалась в горе и ждала и мужа, и письма от него,но и они перестали приходить и она не знала как и молиться:за здравие или за упокой.Однажды пришёл к ним освободившийся и сказал, что Николая больше нет.
-Как это случилось?- с трудом выговорила Ульяна.
-Сгорел он на этой каторге,-сказал человек.
-Как он жил то там?-сдерживая слёзы,спросила вдова.
-Сначала ничего,терпимо,- начал рассказ товарищ по несчастью,-определили его завхозом в музей"Царский режим"для прикола наверное, а начальником попа-обновленца.Пьяницей был попик вё приставал к Николаю,обзывал царским холуём и другими непотребными словами,вот он  и не выдержал: Врезал от души.Попика в больничку,а Николая на солеварку, гиблое место.Захворал он, а не писал что бы вас не расстраивать.Вот, просил Вам передать,_закончил рассказ человек и отдал ей сохранённое Николаем обручальное колечко.
-Спасибо Вам... -Николаем меня зовут,_-сказал человек и попрощался.

Ульянаа тяжело переживала утрату,но коре горем, а поднимать сыновей надо! Верещага женился на "вся из себя"женщине и стал тоже примаком,переехав к ней. Ульяна стала хозяйкой дома на радость сыновей."Вся из себя" смотрела на неё свысока и её"хулиганов" не любила.Верещага помогал деньгами, а иногда и по хозяйству,да и дети выросли не белоручками,учились хорошо и хулиганами ни в школе,ни на улицу не числились.Характерами,что не скажешь внешне,близнецы отличались: Борис был серьёзным и рассудительным, а Глеб-весёлым балагуром.Всё было хорошо,но появилась в классе новенькая и ребята на неё запали. Звали её Зоей Светловой и была она действительно чистой и светлой.Близнецы туда сюда:и портфельчик поднести, и встретить-проводить, и всё вдвоём.Она же воспринимала их как друзей и никого не выделяла. Ульяна говорила им:
-И чего к девушке прицепились,других вам мало,да и рано вам женихаться,учитесь хорошо:скоро в институт поступать!Порадуйте отца покойного!
А тут ожидаемо-неожидаемо-ВОЙНА!Вчерашние школьники шли в военкоматы записываться добровольцами на фронт.Брали не всех,а тех кто постарше и покрепче.
Николаевых взяли и направили на краткосрочные курсы танкистов. Первым к Зое
пришёл проститься Глеб и остался на ночь.
_- Береги себя,тебя будет ждать сын,-_шептала Зоя.
Через несколько дней пришёл Борис и ему шептала Зоя. Братья уехали и не видели слёз Зои.-Воевать должны мужчины,а не мальчики,- оправдывала себя она.

Братья уже воевали в одном экипаже Т-З4,писали и матери и Зое,но она не отвечала. Она родила мальчика,но вскоре случилась беда:в их дом угодила бомба и Зоя с ребёнком пришла к Ульяне.
-Что случилось,девочка?-спросила Ульяна.
-Сироты мы, Ульяна Максимовна!Родителей и дома больше нет!- сказала Зоя.
-Вот, горе то какое!-охнула Ульяна,-а папа малыша где?
-Воюет Николай,_ответила Зоя.
-А ребёнка как зовут?-спросила Ульяна.
-Колей,-ответила Зоя и что кольнуло в сердце у Ульяны.Малыш беззубо улыбнулся и она тоже улыбнулась ему в ответ.
-Оставайтесь,места всем хватит!_решительно сказала она.
-Спасибо,Ульяна Максимовна!-сказала Зоя,- он у меня самостоятельный, и кашку и меня хорошо кушает.
-А крестили ли Колю?- спросила через несколько дней Ульяна.
-Не до этого было,да и зачем? -полувопросом ответила Зоя.
-Эх,молодёжь!-укоризненно сказала Ульяна,- завтра в церковь и пойдём! Покрестили Колю Георгием в честь Победоносца и Защитника.
-Пишет ли муж?-как то спросила Ульяна.
_-Не успели мы зарегистрироваться,_-грустно сказала Зоя.
-Не скрываешь ли что,дочка?-спросила Ульяна.
-Виновата ашая ,наверное,очень!_-вместо ответа сказала Зоя,-Если не по душе я Вам. то скажите и мы уйдём.
-Куда это интересно!?_-сердито сказала Ульяна,-и не думай,родные вы мне!
Зоя стала пропадать целыми днями и на вопрос Ульяны ответила, что ходит на курсы машинисток и что мол на Вашей шее сидеть. Однажды она пришла в шинели и с вещмешком на плечах.
-Зоя!?_-только и смогла прошептать Ульяна.
-Машинистки на фронте тоже нужны,-сказала Зоя.-Берегите Колю,а меня простите!
Уходя,она впервые обняла Ульяну.
Письмо от неё пришло только через год:
              Здравствуйте,дорогая Ульяна Максимовна!
              У меня всё хорошо.Устроилась машинисткой
              при штабе.Скажите Коле, что я его очень,
               очень люблю.
                Прощайте. Ваша Зоя.

Прочитав это короткое письмо,Ульяна вложила его обратно в конверт и горько заплакала: больше они Зою не увидят! Коля подошёл и прижался к ней,а она гладила его по вихрастой головке и продолжала плакать.
По радио шли хорошие сводки,но на Курской дуге немцы надеялись взять реванш с помощью новейших танков и беспрецедентное сражение тысяч танков с обеих сторон войдёт в историю.
-И мои,наверное,там!- с тревогой думала Ульяна и молилась "спаси и сохрани"сохрани".Фашистская гадина уползала в своё логово,огрызаясь в бессильной злобе,жаля всех вокруг.
Однажды в дверь Николаевых позвонили и,открыв её,Ульяна со страхом увидела военного.
-Не бойся,мать!Живы твои герои!-сказал майор.
За чаем он сказал, что комиссован после раненияи что перед этим видел братьев в госпитале.
-Как они?-_с тревогой спросила Ульяна.
-Раненные они,Ульяна Максимовна,но идут на поправку,-_сказал Николай Иванович.
-А что же не писали?_спросила она.
-Да Вас волновать не хотели,- ответил майор.
Из другой комнаты вышел Коля и,увидев военного,отдал ему честь.
-Какого звания будете,товарищ?-спросил с улыбкой майор.
-Я внук!-с гордостью ответил Коля.
-Хорошее звание!-похвалил его Николай Иванович и спросил почему ни Борис, ни Глеб не говорили ему, что у кого то из них ест сын и не передали гостинцев.
-Да он вроде как приёмный,-с грустью сказала Ульяна.-Расскажите про ребят.
-Да про них вся бригада знает,Ульяна Максимовна!-сказал гость.-Воевали они,как знаете на Т-34: Борис командиром, а Глеб механиком-водителем.Откуда узнали, но все звали их Николаем Первым и Николаем Вторым и даже на боне написали" братья Николаевы". Орденами и медалями награждены,а за что сами расскажут.
Перед уходом он наградил внука перочинным ножичком с многими полезными причиндалами немецкого происхождения.

Первым обнял мать Борис...слепой,а за ним и Глеб...с одним костылём, и первым делом спросили про Зою. Вошёл Коля и с интересом смотрел на военных и на их медали.
Чей будете,молодой человек,и как величать изволите?- с улыбкой спросил Глеб.
-Бабушкин внук Николай,-серьёзно ответил Коля.
-Как это,мам!?- одновременно спросили братья.
_-Зоин это сын,+ответила Ульяна.
-А Зоя?- с тревогой спросил от себя и от брата Глеб.
Ульяна молча подошла к буфету и протянула Глебу конверт.
-Что мама тебе передала,Глеб,-спросил Борис.
-Конверт,брат,с газетной вырезкой -ответил Глеб.
- Это о Зое всем нам,-_сдержав слёзы,сказала Ульяна.
-Читай,Глеб!-нетерпеливо попросил Борис.
_-Заметка короткая" Мы не забудем тебя Гвардии старший сержант"- сказал Глеб и замолчал.
-Читай!- крикнул Борис.
-Не могу,брат! Глаза прочитали, а поверить не могу,-сказал Глеб.
-Читай, сержант!- приказал Борис и Глеб заставил себя прочитать вслух:
                "Геройски погибла наша боевая подруга Светлова Зоя
                Александровна. На её снайперском счету было более ста
                немецких солдат и офицеров.Фашисты ненавидели её и называли
                голубоглазой ведьмой,а для нас ты была ангелом-мстителем.
                Ты останешься в наших сердцах,Зоя!"

Молчание прервала Ульяна: -Коля, принеси медали,_попросила она и, когда он вышел сказала:-играет он ими.Пока он искал, Борис спросил; - Ты знала,мам?
-Что?- в свою очередь спросила она.
-Ну...кто Колин отец-сказал Борис.
-Да Зоя и сама не знала,прости её Господи,- сдержав слёзы, сказала Ульяна.
-Глеб наклонился к Борису и тихо спросил:_и тебе она шептала?
-Да!- ответил Борис и спросил; -А что у коли в метрике написано в графе отец?
-Прочерк у него,-ответила Ульяна.
-Нехорошо это!- сказал Борис,- несправедливо!Давай брат решать!
-Ты старшой,тебе и быть!-сказал Глеб.
-Слепому!?-с горечью спросил Борис.
-А что,хромому?- спросил Глеб.
Пришёл Верещага со своей"вся из себя" и решил вопрос: -Колян,иди к нам! Когда Коля подошёл мудрый Верещага спросил его: -К кому из героев душа лежит?
Коля подошёл к Борису и сел к нему на колени.
Так и запишем: отец- Николай Первый.А взятки и на войне берут!Наливай!
Тебе же нельзя,Максик!-проворковала "вся из себя".
-Сегодня можно,дорогуша!-пафосно сказал Верещага и после спетой хором_популярной песни "Три танкиста" спросил у Глеба,что за медаль у него, а у брата нет.
-Командира я горящего спас,-скромно ответил тот.
-Зря,наверное,- грустно сказал Борис,-ногу свою чуть не потерял!
-Спасибо тебе, Глебушка!- сказала Ульяна, а Верещага заорал:-За героев!


               


 

 


Рецензии