Ко Дню Великой Победы. Л. П. Медиокритский

В мае 1920 г. – в год смерти моего деда Петра Никаноровича,  отца призвали в Красную Армию из Костромского Губсовнархоза, где он работал промышленным статистом. Служить ему пришлось пулемётчиком в 5-м Запасном полку в Москве. В это время Геннадию исполнилось 14 лет, а младшему Петру– 12, и поэтому Леонид остался за старшего в многодетной семье Медиокритских. В  итоге, отца перевели в декабре следующего года «дослуживать» в Костромской Батальон Особого Назначения делопроизводителем, чему способствовал его каллиграфический почерк. 

В том же году он поступил на Химическое отделение Костромского Практического Политехнического Института (КПИ). Имеются два удостоверения. Одно о «демобилизации, в первую очередь, для окончания образования в ВУЗ-е», поэтому командир Батальона «просит дать т. Медиокритскому Л. П. госстипендию и место при общежитии Московского Технологического Института имени Менделеева, как бывшему красноармейцу и сыну рабочего, прослужившему два с половиной года в рядах Красной Армии».  Второе - об окончании первого и второго курсов в КПИ, в котором перечисляются 21 предмет, в том числе такие курсы, как «органическая и неорганическая химия», «качественный и количественный анализ», «механика», «промгеография», «основы машиноведения», «технология топлива», «паровые котлы», «двигатели»  и т.д., заверенное ректором, деканом и ответственным секретарём по студенческим делам 07. 09. 1923 г..

В своей автобиографии, сопровождаемой «Описанием боевых действий за период службы в 111-й стрелковой  дивизии, 49-м стрелковом корпусе,  5-й гвардейской армии и 1-м Украинском фронте» он отмечает: «Служил  в 5-ом запасном стрелковом полку ( г. Москва) пулемётчиком и был призван по мобилизации из Губсовнархоза г. Костромы с 06.05.1920 г. по 01.12.1921 г.», а затем « дослуживал» делопроизводителем в Батальоне ОН родного города, после чего «Состоял в запасе Красной Армии с 14.12. 1922-42 гг.» Таким образом, находился на страже Советского государства  двадцать лет, хотя и в запасе.

В середине марта 42-го отца мобилизовали в армию. Апрель у него ушёл на командирские курсы в г. Дегтярка, а с мая,  в звании капитана он приступил к службе в действующей армии начальником химического снабжения 111-й стр. дивизии Московского ВО в г. Бежице. Очевидно, столь высокую должность он получил за счёт своего высшего образования в «Менделеевке».

Именно с этого момента службы отец начал вести своего рода дневниковые записи, которые потом – после войны, он оформил в небольшую записную книжку (см. фото в коллаже Михала Карповича) в 1946 году.

Держу в руках эту книжечку. Я бы сказал, исторический документ, реликвия. В ней каллиграфическим почерком отца аккуратно и тщательно выписан фронтовой путь по дорогам Великой Отечественной войны, пройденный с 111-й стр. дивизией, 49-м стрелковым корпусом, 5-й Гвардейской армией и Первым  Украинским Фронтом.

Города, деревни, населённые пункты (около 200 названий), начиная с августа 1943 года. Но если бы только фронтовой путь был так тщательно выписан в этой книжечке. Здесь мы находим: и адреса предприятий Первого Украинского Фронта, обеспечивающих нормальное функционирование тысяч и сотен  тысяч людей в г. Львове; и прохождение военной службы с офицерским и рядовым составом (от Командира 5-й гв. армии генерал-лейтенанта Жадова, Начальника тыла 1-го Укр. Фронта генерал-лейтенанта Анисимова, Главного интенданта генерал-майора Лелюка  и до ординарца Кеваня, шофёров Тимофеева, Ефимова и многих других. Всего 117 фамилий. С 1942 по 1946 гг.); и благодарности от командования; и даты семейных годовщин; и даже радиолампы для радиоприёмника «Филлипс- Суппер» -- возможно главной трофейной ценности и гордости.

И ещё в конце этой книжечки есть четырнадцать страничек с текстами песен (наверное, любимых) – «Ночь светла», «Синий платочек»;  стихи «О тебе», «Письмо Татьяны»; высказываниями Великих, перемежающимися с его собственными. Например: «В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбе моей, одна мне поддержка и опора - русский народ»(11. 04 . 21 г.); «Одна из несомненных и чистых радостей – отдых после труда» (05. 05. 21 г.);  «Душа – самое дорогое. Если человек мне дорог и близок, значит, я знаю и понимаю его душу"; «Освежить воспоминание – значит из точки сделать картину» (27. 09. 21 г.); «Ошибка одной минуты составляет горе целой жизни» (11. 04. 22 г.);  «Человек прежде всего должен быть осторожен, тогда и судьба будет к нему снисходительна»...

Есть и его стихи:
                « На заре моей жизни далёкой весны
                Пел я песни, как птицы в сиянии дня.
                Мысль тревожно ещё не будила меня.
                Это юности сны.»   Л. М.               и т.д.               

А дальше – с мая 1942 г.,  идёт повествование о боевом пути 111 стр. дивизии,  от г. Ржева (где полегло около миллиона бойцов и командиров Красной Армии и где его ранило и контузило) через Тульскую область (куда дивизия была переброшена для переформирования после потерь под Ржевом) и 1 января 43-го в составе 57-й армии направлена к Сталинграду.

С марта его переводят начальником военно-технического снабжения той самой 111-й дивизии., с которой он не расставался вплоть до августа 43-го. Однако, в марте того же года «в районе г. Мерефы Харьковской обл. 111-я стр. дивизия попала в окружение, из которого я вместе с 15-ю бойцами вышел, имея при себе личное оружие. Вышедшие из окружения остатки дивизии были направлены на новое формирование (по счёту третье) в Воронежскую область, где 111-я была включена в 5-ю гвардейскую армию 2-го Украинского фронта. В мае 43-го дивизия была брошена в бой за овладение г. Харьковом.»

В начале августа 1943 г. отца назначили помощником начальника тыла по трофейному вооружению 49-го стрелкового корпуса 5-й гвардейской армии. «49 стр. корпус всё время был в боях в направлении гг. Харьков – Кировоград. Я сам лично участвовал во многих боях, в том числе за гг. Ново-Украинка, Первомайск, Прага. За Кировоград мне присвоено звание «Гвардеец».

Из 49-м стр. корпуса в марте 44-го он был переведён в 5-ю Гвардейскую Армию (5 ГА) на должность помощника начальника 3-го  отдела трофейного вооружения. 5 ГА освобождала Кировоград – Кишинёв – Яссы (Румыния), откуда её передислоцировали на Сандомирский плацдарм.

При сдаче трофейного вооружения 3-му Украинскому Фронту на станции Выпнярка при бомбёжке неприятельской авиацией отец был контужен и затем направлен на излечение в госпиталь № 21875 (г. Гайсин Винницкой области) с 02.06 по 21. 09. 1944 г., а впоследствии направлен в госпиталь №5113 в г. Жешув (Польша) до 4 октября, т. е.  потребовалось четыре месяца на лечение от контузии.

В Первом Украинском Фронте с октября 1944 г. по январь 45-го был военпредом в г. Львове, где вводил в строй заводы – кожевенные, текстильные, металлообрабатывающие, которые впоследствии работали на нужды Фронта. С января по март 1945 г. был военпредом в г. Катовиц-Сосновец (Польша), где также вёл организацию по пуску заводов и их эксплуатацию на нужды Фронта. С марта по июнь 45-го --военпред в г. Зорау (Германия, под Дрезденом). Однако, «в июле случился нервный срыв по службе, а также сказались последствия контузий и я слёг в госпиталь, из которого 26 апреля 1946 г. по приказу №0574  Главнокомандующего Северной Группы войск в Германии был демобилизован».

«За период службы в 111-й стрелковой дивизии, 49-м стр. корпусе, 5-й Гвардейской армии и по 1-му Украинскому Фронту, а также 57-й армии имел неоднократно благодарности от командующих. Имею медаль «За взятие Праги».                20. 02. 1953 г.  Подпись.

«Описание боевых действий» было представлено отцом в Горвоенкомат г. Сталинска в октябре 1952 г. возможно в связи с пересмотром наградных дел участников ВОВ.

Только через 25-30 лет наступила кампания по награждению участников ВОВ орденами и медалями и, в первую очередь, ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ в 1985 г.. И лишь через 65 лет появился уникальный информационный ресурс Министерства Обороны России по наградным делам участников ВОВ.

Умер отец скоропостижно в поезде от кровоизлияния в мозг 05. О2. 1956 г., не дожив до 55 лет полтора месяца. Вполне вероятно, что одной из причин его смерти были последствия той самой контузии.

На фото:

Капитан Медиокритский Леонид Петрович. Март-апрель 1942 г. После окончания командирских курсов в г. Дегтярке Свердловской обл. Впереди долгий фронтовой путь – от Москвы и до Берлина: Ржев – Сталинград – Харьков – Кировоград – Львов – Сандомир – Катовицы – Ченстохов -- Дрезден – Берлин.
 
Гв инженер-майор Медиокритский в честь Великой Победы над фашистской Германмей  в г. Зорау( ныне г.Жары в Польше).


Рецензии