В защиту Андрея Кураева

Если Кураева погнать, то останутся дремучие попы
да темные бабки. И архиерей с канцелярией.

то же на портале Ахилла.ру



      Представляю, как усмехнется, со злобцой, иной лояльный православный из архиерейской сволочи: дожился Кураев, уже вон, вражина отъявленный, не то что сектант-протестант, а вообще уж Бог знает кто, америкос-пендос, за тебя вписывается! Скажи мне, кто твой друг...

      А я вовсе Кураеву и не друг, не сват и не брат, я с ним совсем незнаком, и каков он человек судить могу лишь по его роликам в ютубе да по редким его выступлениям на всяких там Эхо Москвы, да Радио Свобода. И впечатление из этих источников об этом батюшке складывается у меня далеко не устойчивое, порою даже отвратительное. Что это за вопрос: «Нет в зале детей?» Я мол сейчас анекдот вам расскажу. Очень некрасивый.  А то что в аудитории братья христиане присутствуют? «Малые сии,» коих соблазнять — страшней греха нет, это как? Вовсе не всегда брат Кураев мне симпатичен.

       И тем не менее, он мне брат. Такой же искренне верующий во Христа, как и я сам.

Не знаю, что про всю эту историю пишет народ в фэйсбуках и твиттерах, потому как сам я там не тусуюсь. Времени у меня на соцсети просто нет. Поэтому и мнение мое будет, может и одностороннее, но и безо всякого влияния различных там «за и против».

       Сказать коротко — я за. За подход Кураева к Христианству. Когда он советует наполнить деревенские библиотеки книгами серьезных богословов, я аплодирую. Когда он убеждает аудиторию больше читать и думать, я молюсь чтобы слушающие имели уши и вняли таким его пожеланиям. Когда он критикует косность и дремучесть нерадивых батюшек, так я его просто люблю.

        У меня к Андрею Кураеву особая благодарность. Поясню. Когда-то, в самый разгар перестройки, учился я на заочном отделении Московского Лит. Института. Гласность открывала всякие книжки и тексты, которые до того были недоступны. Разобраться во всей той лавине материала было мудрено. В том, гораздо лучше нас, студентов, петрили наши преподаватели. На заочном отделении они были стеснены лишь двумя-тремя лекциями  в течение которых нужно было дать самую суть предмета. Препы говорили не стесняясь, раскрепощенно, советовали нам читать всяких Гумилевых, Мережковских, Набоковых. Они много рассказывали об этих гигантах; мы сидели обалдевшие, разиня рты. Мы были очень благодарны тем преподавателям за то, что они «вводили» нас в неведомые прежде чертоги.

        Так же и Андрей Кураев в своих выступлениях вводит меня, недотыкомку, в интереснейший мир Православного Христианства. Он читал то, что мне, мирянину, было недоступно. Он говорил с умнейшими людьми к которым у меня, инославца-лютеранина, никакого подхода и быть не могло. Казалось бы, как мне, профессионально подготовленному литератору, студенту Мариэтты Чудаковой  (крупнейшего специалиста по Булгакову), не знать всего о романе Мастер и Маргарита? Так нет же, Андрей Кураев и здесь обратил мое внимание на многое, чего я раньше и не замечал. Пусть кто-то считает его лекции поверхностными, пусть презрительно зовут его дешевым популяризатором.  Таковы же были и наши преподаватели пытающиеся вместить сложнейший материал в малые объемы. Интерес, вызванный их лекциями, заставлял нас, студентов, копать глубже. Так же и выступления Кураева дают незатюканному христианину верное направление. Так и спасибо тебе за то, брат Андрей! Исполать тебе, добрый молодец!

        Много слышал я справедливых сетований о том, что в девяностых была возможность у РПЦ пойти по другому, интеллектуальному пути. Совет по делам религий больше не блокировал всяких умников к поступлению в семинарии, многие одаренные люди мечтали посвятить себя церкви, появилось среди клириков немало молодежи, да вот что-то пошло, блин, не так, и опять все скатилось в ритуал, чинопочитание да конвертики наверх, владыченькам. В церкви главным стал не раскрепощенный интеллигент, а все те же злыдни-бабки. Смешно даже. Слышал я такое: «Две проблемы в Православной Церкви — архиерей и бабки.» И правда, чего в такой церкви интеллектуалу делать?

         Андрей Кураев, по моему мнению, как раз и представляет собой ту самую искалеченную зеленую ветвь на высыхающем дубе, которую теперь и вовсе обрубить хотят. Я что-то и не знаю других, подобных Андрею Кураеву, «популяризаторов» православия. Убери его, кем заменишь? Был Александр Мень, так и того... топором.

       Мне вспоминается один анекдот, произошедший лично со мной. Несколько лет назад были мы с женой в Москве. Решили сходить в Оружейную Палату. Денек был серый, морозный, так и хотелось скорей контролеру билетики отдать и — в музейное тепло. Билетерша была широка и высока. Напоминала она кондукторшу из трамваев моего детства.  Она заполнила собою проход и выдавила нас обратно, на холодок. Была на ней какая-то форма, почти военная.

      «Вот так встать. - она шевельнула рукой выстраивая нас с женой по ранжиру, и тихо но внятно скомандовала: «Смир-но!» Сама вытянулась, грудь колесом, щелкнула сомкнутыми каблуками и устремила взор в небо.
      «В чем дело-то?» - Шепотом спросил я, повторяя все ее действия.
      Так же шепотом, уголком лишь рта, она ответила. «Президент... летит.»

      И правда, в небе, заходя полукругом, нацеливались куда-то в центр кремля два вертолета. Президент ли то был — не знаю, но пока те вертушки не опустились, так и стояли мы с той билетершей по стойке смирно на морозном ветерке.

      Уверен, не было в списке обязанностей той бравой тетки ничего подобного. По зову души она встала во фрунт перед президентом в небесах. Такую бы тетку да бабкой в Храм Христа Спасителя. Порядку бы навела. Все б по струнке ходили.

     Я лишь посмеиваюсь, когда слышу, как винят во всех русских бедах Путина в миру и Патриарха в РПЦ. Противное, конечно, выражение: «Всякий народ достоин своих правителей.» Говорят, Гегелю принадлежит. И президента и патриарха незримо поддерживают крепкие пирамиды холуев, воров, карьеристов-льстецов и всякого другого нечестного люда, пригревшегося в тени владык. Хоть и дрожит вся эта сволочь в страхе, что вот-вот полетит с плеч голова (Царь Петр, и вправду, такие головы рубил), а дело свое знает. Все устаканилось, приворовалось. Зачем им другой президент? Или патриарх? Пусть их вечно правят. Новая-то метла низвестно как еще пометет.

      Один мой знакомый заметил как-то в разговоре, что раб бывает трех типов: агрессивный — приходит на ум та строгая билетерша из Оружейной Палаты. Лукавый — такого всякий знает. Зад начальству лижет, а казну потрошит.  И раб ленивый, которому все по фигу, лишь бы не трогали да помереть с голоду не дали. Если количество подобных типажей в обществе преобладает, значит наверху того общества что-то не так. Еще со времен Карла Великого всякий европейский правитель хорошо знал, что не только надо налоги драть, порядки устанавливать, наказывать, давить, фасон свой, королевский, держать, но надо так же быть мудрым и элиту умственную, всяких там ученых, художников да поэтов, поддерживать. Создавать вокруг себя «интеллектуальное пространство», или, хотя бы, видимость его. Тогда из критики той умной, в тебя летящей, можно будет и выводы правильные сделать. Если же окружить себя лишь льстецами да подпевалами, проправишь недолго.

        Что ж выходит? Да только то, что если таких, как Андрей Кураев, погнать, то... одни только дремучие попы да темные бабки в церкви и останутся. Ну и архиерей еще с канцелярией.


Рецензии
В далёком уже 2010 году о. Андрей Кураев приезжал к нам. Дело было в конце февраля – в городе мокрый снег снизу и сверху, слякоть, темень полдня, а он – веселый какой-то,сыплет шутками,часто понятными только ему одному, быстрый в движениях. Производил впечатление очень демократичного, обедал в общей трапезной, но с местными священниками не сходился (или они с ним?). Читал лекцию в университете. На вопрос студента, а есть ли недостатки в православии, ответил, что "сколько угодно", но острых проблем не касался (или они еще были в те времена не так остры?). В общем, для нас (имею ввиду приходскую прослойку т.н. интеллигенции, читавшую его книги) он был свежей струей воздуха, хотя с сожалением чувствовалось, что остаться ему придется в одиночестве и никакой он не реформатор. Так и случилось. И стал он виноват уже в том, что "вынес корпоративный сор из избы". А книжка с автографом о. Андрея у меня осталась.

Елена Булатова   06.08.2023 09:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.