Генетическая память

Под генетической памятью мы будем понимать память поколений, когда в головах потомков всплывает то, что думали, что чувствовали их предки - отцы, деды, прадеды....

Существует ли такая память? Не уверен. Как человек, чуждый всяческой мистике, всяческим религиям и предрассудкам, думаю: нет, такого не может быть. А вдруг...?

Некоторое время назад я имел удовольствие вояжировать с туристической группой по Италии и Швейцарии. Из швейцарского городка Интерлакен мы отправились к вершине Юнгфрау, второй горы в Альпах после Монблана.

Путь к вершине (up to the Top!) составляли четыре фуникулера, один за другим, с предыдущего пересаживались на следующий, и вперед!

Но, конечно, любая техника ломается, даже швейцарская. И в день нашей экскурсии поломался третий снизу фуникулер. Ничего страшного, швейцарцы быстренько его починили. Но даже за это очень небольшое время на платформе, где проходила посадка на третий фуникулер, скопилось довольно много людей, в основном немецкоязычных.

Надо заметить, что со временем у нас была, мягко говоря, проблема. Наш экскурсовод объяснил это администрации, и администрация решила пропустить нас вперед. Увы, немецко-фашистские товарищи не захотели войти в наше положение, и, несмотря на уговоры, стеной стояли у входа, отпуская при этом нелицеприятные (а, возможно, и непечатные) выражения в адрес России и россиян.

И вдруг... вдруг в этом бедламе прозвучало несколько слов. Их сказал самый возрастной товарищ из нашей группы, отнюдь не атлет, с наметившейся лысиной, ниже среднего роста... Вдруг тихо, без какого-либо нажима, без особых интонаций прозвучало: «Гитлер капут. Хэндэ хох.».

И вдруг..... немая сцена.................


И мгновенно в зале стало тише......

Вся немецкая братия, которая только что кричала, визжала, улюлюкала, злословила, пиналась, толкалась, царапалась, уматывалась, хваталась за все, что можно было ухватить и что ухватить невозможно, держала, не пущала, не пущала всех и вся, вдруг стала тихой, присмиревшей, даже испуганной, малоподвижной биомассой. Все уставились на нашего полулысого товарища. А он, молча, жестом пригласил нас пройти в образовавшийся неширокий проход. Мы прошли к фуникулеру, товарищ молча, но отнюдь не без гордости, прошел последним. Проход сомкнулся, и из толпы в нашу сторону полетели крики, вопли, стенания. У некоторых изо рта летели слюни. А мы гордо вошли в пустую кабину фуникулера.

Кстати, экскурсовод нам сообщила, что в Германии Лысого могли привлечь, ибо там даже упоминание имени Гитлера вне закона. Мы сочиняли, что будет с лысым, если нас встретят на обратном пути. А лысый при этом выражал готовность послать своих визави туда, куда наши отцы, деды, прадеды и прадеды прадедов посылали их предков.

Справедливости ради скажу, что не зря все было – Юнгфрау поразила и своим видом, и мощным энергетическим посылом.

Так что же сработало, неужто пресловутая генетическая память? «Нет, невозможно это. Как минимум, невероятно» - говорит разум. И впрямь, не могло быть там людей старше 45 года рождения, тех, у кого почтение к нашим соотечественникам в крови, кто уважает моих соотечественников за то, что они «русские» (в это понятие включены все народы нашей великой Родины СССР).

И все же «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай»! А эту строку я привел полностью для того, чтобы был повод сообщить, что мой отец в составе 100 гвардейской воздушно-десантной дивизии брал Вену, где 9 Мая 2011 года открыт памятник советским десантникам.

Помнит сердце, не забудет никогда. И не только у нас, но и у наших немецких друзей....

***

И еще два эпизодика на ту же тему.

Годами десятью ранее описанных событий Лысый, который еще не был лысым, лысина тогда только – только намечалась, был на экскурсии возле Кельнского собора. Экскурсовод говорила довольно громко, но группа была большая, слышно было так себе. Мешали слушать и несколько молодых немецких геноссе, которые общались между собой очень громко.

Лысый, вообще-то прилично говоривший по-немецки, тихо попросил их вести себя скромнее: «Ruhig, bitte» (Тише, пожалуйста). Молодые нахалы посмотрели на Лысого, отвернулись и продолжили свое общение. Лысый безуспешно пытался что-то услышать и вдруг, поняв, видимо, что все его попытки обречены на неудачу, закричал в сторону немецко-фашистских товарищей: «Ruhig! Ich sagte: Ruhig!» (Тихо! Я сказал: Тихо!).

И мгновенно в зале стало тише..... (см. выше). Нахалы моментально заткнулись и быстро-быстренько ретировались. Словно корова языком слизнула….

Конечно, Лысый получил свою порцию от экскурсовода, но в этот день он был героем группы.

Снова сработала генетическая память?

***

Мой знакомый по институту Шамиль П. проходил воинскую службу офицером – двухгодичником в ГСВГ (Группа советских войск в Германии, не путать с группой туристов). Злые языки величали нас двухгадючниками. Первые два-три месяца мы жили в офицерском общежитии и вдали от дома и родной страны отрывались по полной.

Однажды Шамиль, оторвавшись вместе с группой товарищей, решил пораньше уйти в общежитие. Однако в незнакомом пока немецком городе заблудился. А дело двигалось к ночи (в трубы дуют трубачи). Глаза Шамиля закрывались, и он вошел в немецкий дом. Увидев кресло, новоявленный красный командир рухнул в него, успев произнести только: «Ich will schlaffen» (я хочу спать). Следующее его воспоминание относилось к глубокой ночи, когда он проснулся. Ноги его лежали на подставочке, он был заботливо укрыт пледом, рядом горел ночничок. Тихо-тихо Шамиль вышел из дома, закрыл за собой дверь и поспешил в часть.

Потом он так и не смог найти этот дом и поблагодарить его обитателей.

Может быть, и здесь сработала генетическая память? Добрая память о наших солдатах, которые не только победили Гитлера, но и спасли немецкий народ от фашизма.


Рецензии