Боевой путь солдата в мирное время

В сентябре 2014 года мне пришло письмо. Написал его  на сайт «Одноклассники» неизвестный мне человек. Я долго перебирала фото в своих альбомах,  потом рылась в закромах своей памяти, но не вспомнила человека с такой фамилией.

Александр был действительно совершенно чужой мне человек. Писал он  из далекой и некогда союзной республики и просил найти, если мне это не сложно, могилу его деда, погибшего в боях на  той чужой  немецкой земле. Следующий  2015 год- был годом 70-летия Великой Победы, и он очень хотел знать, где погиб его дед и, если возможно,  увидеть, хотя бы на фото, место его захоронения. Забегая вперед скажу, что потом, после этого письма, в тот год я получила еще шесть с такими же просьбами. Но это было первым и самым непростым.

Данные на погибшего были указаны, а вот немецкое название деревни адресанта поставило в тупик. Но здесь, в Калининградской области, найти деревню по прежде немецкому названию было несложно. Тарау — небольшое прусское поселение, где погиб ефрейтор Докин Семен, а сейчас п. Владимирово, находится на юге области. От Калининграда до поселка всего двадцать километров, транспорт здесь ходит очень часто - автобусы, электрички  и такси курсируют  постоянно. Оно и понятно-рядом граница с Польшей.

Я доехала утром на  электричке до Южного вокзала, а там уже автобусом отправилась во  Владимирово. Обелиск и захоронение бойцов находились на небольшом пригорке на краю поселка. Рядом с братской могилой находится знаменитая приходская кирха, построенная в XIV веке.  На самом верху этого строения была установлена статуя святой Катарины, которая сохранилась и сейчас. Так что братскую могилу найти по такому ориентиру было не сложно.

Список солдат, которых было около ста пятидесяти, прочитала быстро, но имени Докина Семена среди них не нашла.

Знаете, здесь в каждом поселке, сколь бы мал он не был, есть братская могила, а в любом сельском поселении военкомат даст подробные данные о солдате, погибшем  или проходившем с боями эту землю.

Рядом с  Владимирово есть еще поселок Нивенское и я решила посмотреть мемориал  там. Однако   имени Докина  не нашла. Фамилии около двухсот воинов были выбиты на гранитных плитах и сияли золотом. Белый гранит и цветы у основания плит смотрелись торжественно.

Тогда я решила съездить в г. Багратионовск, где находится районный военкомат. Багратионовск (или  Прейсиш-Эйлау до 1946 года) расположен на самом юге области в 37 км. от областного центра и всего в 2 км. от Польши. Городок небольшой, очень красивый и богат своей историей, которая начинается от тевтонов и их ордена, что построили здесь свой замок и  еще  здесь была последняя битва между Наполеоном и русско-прусской армией, а так же лагеря военнопленных для французов, поляков и русских в годы Великой отечественной. Вот такой  непростой исторический путь у этого городка.

Военкомат сразу же дал мне точные данные о месте гибели ефрейтора Докина.  В огромной тетради, которую принесли из архива, страницы которой просвечивались от ветхости и желтели, наверное от времени, чернилами было точно описано место, где он был убит. Я удились тому, как точно было всё описано. Это действительно произошло в п. Тарау у стен кирпичного завода. Здесь и нашли убитого бойца. После боя всех погибших захоронили в одной братской могиле. Когда я спросила о том, почему же нет его фамилии на обелиске, то мне ответили, что в год 70-летия Победы  будут выбиты имена еще нескольких десятков человек. Меня попросили  написать заявление на имя военкома района с просьбой об увековечивании  фамилии бойца, что я и сделала. Со спокойной душой я уехала домой.

Александру я писала очень подробно о своих изысканиях и их результатах. После того как доложила о том, что все выяснила и написала заявление, он меня поблагодарил и мы распрощались. Я подумала, что свой долг выполнила и на этом эта история закончилась. Но ошибалась я,  ох как ошибалась...

7 мая 2015 года мне позвонил Докин Александр. Он поздравил меня с  70-летием Великой Победы и еще раз поблагодарил за хлопоты. Мы немного поговорили и я поняла, что Саша хочет меня о чём-то попросить.
Догадаться было не трудно, я  и сама думала посмотреть на результаты своих трудов. Увидеть фамилию погибшего бойца на гранитной плите,  написанную золотыми буквами, мне очень хотелось. Я уже упоминала, что кроме этого письма, мне пришло в тот год еще несколько. Имена других бойцов я нашла на обелисках в других поселках и городах. Я была в г. Пионерске, п. Романово, п. Русское и еще около десятка других, пока искала имена  погибших воинов. Фото я сразу отправляла и радовалась с теми, кто стал мне не чужими, а даже в чем-то близкими людьми.

Так вот,  9 Мая 2015 года я была во Владимирово. Да, я поехала, чтобы убедиться в том, что фамилия ефрейтора Докина Семена есть на гранитной плите обелиска.  Доехала я уже к часу дня, поэтому все торжества закончились. Дорога до мемориала была вся в цветах, утопал в цветах и памятник. Яркое солнышко тоже праздновало День Победы. Новые, недавно добавленные фамилии павших героев- бойцов, отчётливо выделялись своей яркой позолотой. Я несколько раз их перечитала, потом прочла весь список от начала до последней фамилии.  Фамилии ефрейтора Докина Семена не было....

Дорога домой мне показалась очень длинной, но я добралась всё же и сразу села за компьютер. 9 Мая 2015 года я написала письмо в приемную губернатора Калининградской области о том, как не нашла фамилии бойца в списках  захороненных  после  попытки  восстановить её на обелиске. В наше время такие письма, благодаря интернету, доходят моментально.

Мне ответили почти сразу и уже через месяц фамилия Докина Семена появилась на гранитной плите.

Сегодня я тоже побывала во Владимирово. Мемориал сильно изменился. Гранитные плиты заменили полностью, они теперь другого цвета, а ещё  добавили новые имена. Теперь там список из тысячи погибших, их фамилии прибавились и в этом году.  Их ровно тысяча, и, как сказали мне,  это не окончательная цифра. А пять лет назад их было сто пятьдесят ....


Рецензии
Вы помогаете отыскать могилы погибших родственников - благородное дело, низкий Вам поклон.Мой дедушка по линии матери погиб в Польше, Силезии, там же захоронен. Через Красный Крест обратился к властям Польши указать, где он конкретно захоронен. Прошло несколько лет, ответа не получил, по всей видимости его не будет, так как многие памятники и места захоронений уничтожаются в Польше.
С уважением Алексей.

Алексей Иванов-Уситовский 2   26.11.2023 11:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей! Спасибо за добрые слова. На своём опыте скажу, что поляки и раньше отказывались, а теперь и разговора нет, от такой помощи. Я лет 15 назад пыталась тоже через Красный крест искать,но всё было бесполезно. Они вообще недоговороспособны в этомвопросе. Так что не удивляйтесь. Раньше можно было бы поехать и поискать захоронение, теперь же нет никакой возможности и Вы правы, они почти всё снесли.
С уважением,

Надежда Мирошникова   26.11.2023 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.