Боевой путь моего прадедушки

 

Эту статью я посвящаю памяти своего прадедушки Михаила Федоровича Иванова.


«И скажут, честь воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!»
А. Твардовский


Любимым поэтом моего прадедушки был А.Твардовский. Мне запомнилось, как он читал наизусть отрывки из «Василия Теркина». Мой прадедушка прошел всю войну от Пскова до Берлина, но, несмотря на все трудности, он остался, как и Теркин не унывающим и веселым человеком. Помню, когда он приезжал к нам, встречал меня словами: «Разрешите доложить коротко и просто…». Жаль, что сейчас прадедушки уже нет с нами, но мне посчастливилось знать его при жизни, хотя я был еще маленьким, я хорошо запомнил его возможно и потому, что он обращался со мной как с взрослым, был очень веселым, пел песни военных лет и читал стихи. Мы много времени проводили вместе. Я был его первым правнуком, и он много вложил в меня. Мы вместе рисовали. Мой прадедушка был мастером на все руки. Он был учителем физики и математики, вел в школе рисование и черчение. Видимо от него мне передалась любовь к рисованию.
 
Мы вместе ходили во пчелы. Теперь наша семья занимается пчеловодством. И, конечно же, прадедушка мне привил любовь к чтению. На моей книжной полке самое почетное место занимают книги, написанные им. Я очень горжусь, что прадедушка поместил нашу с ним фотографию на обложке своей книги «На крутых переломах». Мне хочется быть достойным такого его внимания ко мне. В книге он оставил автограф с пожеланиями для меня: «Правнуку Саше, Александру Игоревичу Микрюкову от автора с надеждой и не только о сохранении памяти о прадедушке, но и в расчете на умение найти выход в ситуациях по сохранению человеческого достоинства, верности нашим идеалам высококультурного и духовно богатого гражданина нашего Отечества и нашего рода. С уважением, М.Ф. Иванов. 8 сентября 2009г.».

Прадедушка меня очень любил и мне хочется оправдать его доверие, поэтому мне особенно дорого читать его дневники. Когда я перелистываю их пожелтевшие страницы, я как будто слышу его голос и, мне кажется, что он обращается именно ко мне. В отличие от книг в дневниках человек более откровенно выражает свои чувства.

Привычку вести дневник прадедушка не оставлял всю жизнь. Он был членом союза писателей России и членом союза журналистов России. Собрал много материала о своих однополчанах, а также о замечательных людях Псковщины для псковской энциклопедии. Большинство книг моего прадедушки о войне. Он хотел донести до других поколений, что такое война. В своей книге «На грани смертельного круга» прадедушка обращается к молодому поколению с такими словами: «Пусть новое поколение не думает, что война приносит кому-то радости, романтику подвига, награды, счастье. Его несет только мир! Да будет он вечен на Земле!».
Сегодня многие пытаются исказить историю, выставить русского солдата в неправильном свете, поэтому очень важно читать воспоминания очевидцев о войне. Изучив прадедушкины дневники и книги, я узнал много о его боевом пути, понял какой ценой далась Победа.

Он был такой, как я когда началась война. Фашисты начали устраивать облавы на молодежь, а поскольку ребята успевали спрятаться в окрестных лесах, то в качестве заложников увозили их матерей. Прадедушке удалось уговорить немецкого солдата  отпустить  мать. Сам он сел в вагон с невольниками и сумел сбежать к партизанам. Он воевал в 10-й Ленинградской партизанской бригаде до февраля 1944 года. Затем был направлен в 46-ю стрелковую дивизию, воевавшую в составе 2-й Ударной Армии Ленинградского фронта. Позднее дивизия была передана 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал К.К. Рокоссовский. Прадедушка участвовал в прорыве с тяжелыми боями линии обороны севернее г. Тарту. С боями освобождал Эстонию и Польшу.

За участие в боевых операциях он был награжден тремя медалями «За отвагу» и высшим солдатским орденом «Славы III степени». Войну прадедушка закончил 8 мая 1945 года в городе Засснитц.

В 1946 году он был демобилизован, работал, помогая младшим братьям и сестрам (в семье было 12 детей, но лишь 9 дожили до совершеннолетия. Старший брат Александр во время войны погиб в Венгрии) и учился в вечерней школе, которую окончил с серебряной медалью. В 1950 году стал студентом физико-математического факультета Псковского педагогического института и более 35 лет преподавал в школе и техникуме. Он так был рад поступлению, что даже сохранил об этом газетную статью.
На памятнике прадедушки в Пскове написаны такие слова: «Как много ты унес, и как много ты оставил».

Память о нем живет в наших сердцах и в его книгах. Мои младшие братья тоже гордятся своим прадедушкой. Они часто рассматривают его медали и расспрашивают о войне и о подвигах наших солдат. На 9 мая они любят примерять его  китель.


Рецензии
Замечательную статью Вы написали о своём прадедушке. Но, я думаю, это только начало. Надо развивать эту тему. Это своего рода взгляд через два поколения на поколение военное. Вечная память Героям Великой Отечественной войны.
С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   10.05.2020 16:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.