Толле-рантность

                Случайностей не существует – всё на этом свете
                либо испытание, либо наказание,
                либо награда, либо предвестие.
                Вольтер

Книга Экхарда Толле "Новая земля", оказалась в поле зрения давно. Что-то мелькнуло, привлекающее внимание, и ушло на дно.

Книга толстая, многословная, поющая, заставляющая думать о методах манипуляции сознанием читателей. Местами увлекаешься, читая. Такого рода книг удивительно много. В магазинах у полок, заполненных душеспасительной литературой можно застрять надолго. В моей библиотеке книга оказалась случайно, в чём усматриваю то ли наказание, то ли предвестие.

Фонетика заставил вспомнить о толерантности. Посмотрим: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпение, терпеливость, принятие) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. … не равносильна безразличию… не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни… заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением».

Если и следует соблюдать толерантность, то лишь по отношению к реальности. Это в интересах самого человека. Интересы различаются, что приводит к большой путанице. Что до толерантности в обществе, тут сплошь и рядом смех и грех; известное дело – заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт. А если его мировоззрение требует, то и вашему лбу достанется.

В отношениях с миром лучше сохранять корректность и благорасположенность, даже если не всё нравится и нет покоя в душе. Отношения с другими людьми, с обществом, организациями и процессами постоянно дают повод для критики и недовольства. Перенос всего этого на этаж выше, в область миропонимания, приводит к абсурду. Так появляются религиозные системы, в которых мученики в центре всего, а мир оказывается полон греха. Миру всё равно, каково вероисповедание человека. Найти в нём ад или рай лично для себя не так уж трудно. Для других это может послужить достаточным основанием для помещения вас в психиатрическую лечебницу, или для произведения в чин святого.

Недавно снова взял в руки, полистал, сосредоточился на финальной части.

«Если ты не находишься в состоянии либо принятия, либо получения удовольствия, либо энтузиазма, приглядись и увидишь, что создаешь страдание себе и другим».

Три состояния, уводящие прочь от страданий. Интересно.

«Модальности пробужденного деланья – это принятие, удовольствие и энтузиазм. Каждая представляет собой определенную частоту вибрации сознания».

Пробуждённое делание, частота вибрации сознания – слова переплетаются, завязываются узлами. Проснись и пой… вибрируй и осознавай хоть чего-нибудь… как-нибудь. Понимаю, осознаю, что глупо раздражаться и разглагольствовать, но вибрирую, в поисках резонансов. Рискую оказаться в болоте словотворчества, где вязнут смыслы и время жизни идёт на дно, в липкую мистику. Продолжаю вчитываться с энтузиазмом.

Принятие

«Если ты не можешь получить удовольствие от своего занятия, то можешь, по крайней мере, принять то, что ты должен этим заниматься. Принятие означает: сейчас этого требует данная ситуация, данный момент, и поэтому я делаю это с готовностью».

Смирился, короче говоря. Как-то не воодушевляет.

Принятие, полагаю, означает открытость, внимание к реальности, ко всему происходящему. Вижу, принимаю, понимаю. Когда имеем дело с тем, что многократно превосходит и наше понимание, и способность что-либо изменить, все протестные реакции, назидания, отрицания, борьба и противостояние, негодование и раздражение обращаются глупостью несусветной. Флагами машет гражданская позиция, отойдём подальше от возбуждённой толпы. Лучше расслабиться и получать удовольствие.

Удовольствие

«Когда от своего занятия ты получаешь настоящее удовольствие, то покой, сопутствующий действию в состоянии уступания, превращается в чувство жизненности. … Если центром своей жизни ты делаешь настоящий момент, а не прошлое или будущее, то твоя способность получать удовольствие от того, чем занимаешься – а вместе с этим и качество твоей жизни – возрастают невероятным образом».

Отчего же не «прошлое или будущее»? Что там, пустота и неизвестность? Так ли? Тут автор явно отштампован принципом "здесь и сейчас". Это же удовольствие – жить всей протяжённостью жизни, присутствуя во вчера и фантазируя о том, что будет завтра.

Удовольствие удовольствию рознь: от одного погружаешься в сладкий сон (уже неплохо), от другого воспламеняешься, чувствуешь подъём, желание двигаться – жить хочется.

Энтузиазм

«Есть еще один путь творческого проявления, который может открыться тем, кто привержен своей внутренней цели пробуждения. К ним вдруг однажды приходит понимание их внешней цели. У них появляется грандиозное видение, цель, и с этого момента они начинают работать над ее осуществлением. Их цель или видение обычно каким-то образом уже связаны с тем, чем они занимаются в малом масштабе и от чего уже получают удовольствие. Отсюда возникает третья модальность пробужденного деланья – энтузиазм.
Энтузиазм означает, что в том, что ты делаешь, уже есть глубокая радость, и теперь к ней добавляется такой компонент как цель или видение, над осуществлением которой ты работаешь».

Толле не только комфортно устроился в "здесь и сейчас", ему нет нужды знать, что там, за окном, где масса народа по уши в историческом процесс. Достаточно вспомнить, что происходило в России, скажем, в первой половине прошлого века, или с каким энтузиазмом и удовольствием принимал французский народ практику гильотины во время французской революции. Цели прилагались.

Конечно, "пробуждённое делание" не о социальных процессах, но ведь и частный человек утром один, вечером другой, а в состоянии энтузиазма и вовсе третий. И весь этот собственный его "народ" вполне может отправить на гильотину то, что не успел  в себе самом принять успешно.

Далее следует то, мимо чего несостоявшийся физик не может пройти равнодушно:

«Когда к удовольствию от того, чем ты уже занимаешься, добавляется цель, то энергетическое поле или частота вибрации меняется. К удовольствию добавляется определенное качество, которое можно назвать структурным напряжением или упругостью, и таким образом удовольствие превращается в энтузиазм».

Энергетическое поле… частота вибрации … определенное качество … структурное напряжение или упругость… сопромат какой-то, наукообразие… безобразие. Привесил к удовольствию цель и размахивает, как пращой… прощай, свободная стихия…

Было время, такого рода фразеология производила на меня впечатление, пока великий и могучий русский язык не обнаружил пустоту по ту сторону этих заборов из слов. Нет там ничего. Читаешь, читаешь, читаешь, приходишь в состояние умственного возбуждения, размахиваешь руками, ищешь единомышленников… находишь, наговоришься всласть, и понимаешь, что зря старался. Со стороны особенно отчётливо видна искусственность, несуразность этих построений, не из песка даже, из пуха словесного.

Пух бывает полезен. Что-то есть привлекательное в троице Толле. Попробую перевести на свой язык – упростить и прояснить, повторяя так и эдак, словно "Отче наш". Горящие свечи, узорчатые оклады, лики и целование рук батюшкам – для истинно верующих. Слово оставлю, это дорожка к разуму… или прочь от ума, в чёрную дыру уверенности в собственной правоте. Чур меня! Чур!

Начнём с конца. Пусть третьим будет "воодушевление". Близко к "энтузиазму", но дальше от "измов". Экхард упоминает о корне "тео", неочевидным для русского слуха образом присутствующем в "энтузиазме". Присутствие высшего авторитета кажется лишним. Пусть лучше будет воодушевление: придание высоты, поиск смыслов за пределами плоскости повседневного существования; стало быть – вертикаль, уводящая в Космос.

Против удовольствия ничего не имею. Оставляю как есть.

Что до "принятия" – смутные соображения побуждают избавиться от лишней буквы, получая в первой позиции "приятие". Принимать – функция радиоаппаратуры и врачей в поликлиниках. Приятие – состояние и действие.

Итак – Приятие, Удовольствие и Воодушевление.

Принимая всё происходящее как должное и полное смысла, получая удовольствие, избегая критики, хандры и страдательности, в поисках того рода воодушевления, которое досточтимый Толле называет энтузиазмом, мы имеем шансы… имеем шансы… в голове мелькает что-то о шансоне. Вот так всегда – хочется говорить о серьёзном, а получается смешно.

Вообще-то мне нравится французский шансон.


Рецензии