Народный театр, ставший легендой. Часть 1

Воспоминания участника "Камерного театра" г. Тольятти - Михаила Клавдиева.
Статья опубликована в Самарской газете "Культура" №6-7 (апрель 2020г.)

***

   1972 год. В Тольятти работает Народный театр ДК имени 50-летия Октября под руководством моего отца Юрия Михайловича Клавдиева, а в ДК имени Ленинского комсомола существует Народный театр оперетты, который остался без руководителя, и директор ДК даёт объявление о вакансии. Заявку присылает Анатолий Анатольевич Берладин – выпускник Тамбовского института культуры. Его принимают на работу, и он ставит свой первый спектакль в Тольятти – оперетту «Севастопольский вальс». Но оперетта как вид театрального искусства Берладина не устраивает, и он переходит в ДК имени 50-летия Октября на должность «театрального руководителя детского сектора» - поближе к настоящему театру.

   Я в то время договорился с отцом, что буду делать как режиссёр свой первый самостоятельный спектакль, выбрал для этого пьесу А.Арбузова «Мой бедный Марат», сделал распределение ролей и защитил у отца экспликацию. Начал репетиции, но прервался на сессию в Политехническом институте. В мае 1973 года Юрий Михайлович умер. Володя Воронцов взялся завершить начатый отцом спектакль по пьесе А.Алексина «Звоните и приезжайте», и к нему в помощь директор ДК прикрепил Берладина.

   Спектакль закончили и повезли на летние гастроли, а когда вернулись, коллектив театра сам попросил руководство назначить режиссёром театра Берладина. Он предложил несколько названий и начал работу над спектаклем «Затейник» по пьесе В.Розова. А я договорился с ним, что обязательно закончу «Марата». Берладину пьеса нравилась и параллельно с «Затейником» он включился в наши репетиции.

   Директор разрешил Берладину с женой поселиться в одной из комнат ДК, и мы вели там наши бесконечные разговоры. И вот однажды, когда к нему в гости зашли какие-то знакомые, мы заговорили на нашу любимую тему максимального приближения актёров к зрителям и для примера сыграли почти весь третий акт «Марата» практически на коленках у гостей. Ощущение было удивительным - и у нас, и у них. Стало ясно, что это абсолютно реальная история – вот такой театр. Но «Мой бедный Марат» по всем приёмам делался на большую сцену, хотя мы ограничили число зрительских мест только партером.

***

Продолжение http://proza.ru/2020/05/09/185

На фото Эмблема Камерного театра. 1974 г.


Рецензии