Медаль

Из Википедии: “Медаль «За оборону Ленинграда» - государственная награда СССР, для награждения защитников города Ленинграда… Учреждена 22 декабря 1942 года, став одной из первых советских медалей военного времени… Поздней осенью 1942 года НКО СССР ходатайствовал в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой учредить медали за оборону Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. 24 ноября 1942 года последовал указ Верховного Совета об учреждении медалей данного вида, положение о медалях, их образцы и описание… Медалью «За оборону Ленинграда» награждались все участники обороны Ленинграда… Первое награждение медалью состоялось 3 июня 1943 года на торжественном собрании в Смольном…”
Мой дед Перский Александр Иванович был одним из награжденных этой медалью. Мне не довелось застать своего деда в живых и послушать его рассказы о войне, так как он умер за долго до моего рождения, 17 мая 1949 года. Кое-что о своем деде я знал из рассказов моей матери, но мне всегда хотелось узнать о нем побольше. И вот, совсем недавно появилась такая возможность: рассекретились кое-какие архивы, и появилась некоторая информация в Интернете.
Мне удалось выяснить, что мой дед был награжден медалью «За оборону Ленинграда» одним из первых, о чем свидетельствует акт №66/ОТЧ о награждении от 1 июня 1943 года, подписанный командиром 134-го гвардейского стрелкового полка 45-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии полковником Спектором Михаилом Петровичем. Этот документ стал отправной точкой моего дальнейшего «расследования». Я углубился в изучение материалов, касающихся этой дивизии и сослуживцев моего деда, и узнал много интересного.
Оказалось, что 45-я гвардейская стрелковая дивизия была преобразована из 70-й стрелковой дивизии 16 октября 1942 года, а 134-й гвардейский стрелковый полк – из 329-го стрелкового полка.
У 70-й Ордена Ленина стрелковой дивизии была своя героическая история, но к моему деду это не могло иметь никакого отношения. Дело в том, что до 22 июня 1941 года эта дивизия базировалась на территории Карельского перешейка, а мой дед в это время проходил службу в гарнизоне небольшого литовского городка Зарасай. К тому же из воспоминаний моей матери мне было известно, что дед сам не смог лично участвовать в эвакуации своей семьи из Зарасая, так как находился в это время в командировке. И еще. Позднее из писем деда моя бабушка и мама узнали, что в начале войны дед был в Таллине, а потом уже оказался среди защитников Ленинграда.  У меня не было документальных подтверждений о том, когда мой дед был включен в состав 329-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии, поэтому я решил проследить путь этой дивизии с начала Великой Отечественной войны.
В начале войны дивизия организационно входила в состав 50-го стрелкового корпуса, прикрывавшего государственную границу СССР в районе Выборга. Командовал дивизией генерал-майор Федюнин Андрей Егорович. 6 июля 1941 года дивизия была выведена из состава Северного фронта и передана в подчинению командующему Северо-Западным фронтом генерал-майору Собенникову Петру Петровичу, назначенному на эту должность 3 июля 1941 года. Дивизия сначала была переброшена в район Луги, но затем в соответствии с Директивой от 09 июля 1941 года №00260 была осуществлена ее дальнейшая переброска в район Порхова и включение ее в состав 11-й Армии (командующий генерал-лейтенант Морозов Василий Иванович).
С 14 по 18 июля 1941 года дивизия участвовала в боях за Сольцы, а затем была включена в состав Восточного участка обороны Лужской оперативной группы, занимавшего район от Шимска до севернее Уторгоша (командующий генерал-лейтенант Стариков Филипп Никанорович).
31 июля 1941 года Восточный участок был преобразован в Новгородскую армейскую оперативную группу, а затем 4 августа 1941 года – в 48-ю Армию Северо – Западного фронта (командующий генерал-лейтенант Акимов Степан Дмитриевич).
13 августа 1941 года произошел прорыв обороны 48-й Армии на Новгородском направлении. С 16 на 17 августа 70-я стрелковая дивизия начала отходить в направлении Ленинграда с большими потерями и попала в окружение. 21 августа командующий дивизией генерал-майор Федюнин Андрей Егорович скончался от ран (по другим сведениям – застрелился). Командование обезглавленной дивизией временно принял на себя капитан Кравцов.
25 августа 1941 года дивизии наконец-то  удалось вырваться из окружения. Согласно архивной справки за №0973 от 31 августа 1941 года из состава 70-й стрелковой дивизии в район Вырица, Мина и Тосно вышло всего 2193 человека, а из состава 329-го стрелкового полка  в живых осталось только 33 бойца.
1 сентября 1941 года дивизия вошла в состав 55-й Армии Ленинградского фронта (командующий генерал-майор Лазарев Иван Гаврилович). Командовать дивизией был назначен подполковник Якутович Вячеслав Петрович, который до этого командовал 546-м стрелковым полком 191-й стрелковой дивизии. В октябре 1941 года должность командира 70-й стрелковой дивизии временно исполнял полковник Вехин Григорий Иванович, бывший до этого начальником штаба 90-й стрелковой дивизии. После пополнения  70-я стрелковая дивизия заняла позиции на юго-востоке Слуцко-Колпинского укрепленного района  (южнее Колпино).
Вполне возможно, что именно в это время мой дед старший лейтенант Перский Александр Иванович и был включен в состав 329-го полка 70-й дивизии, так как вероятнее всего он вместе с защитниками Таллина 27-30 августа 1941 года был эвакуирован в Кронштадт, а затем в Ленинград. Но я все же предполагаю, что это произошло немного позже.
 С осени 1941 года до лета 1942 года в боях на подступах к Ленинграду дивизия понесла большие потери. И в августе 1942 года 329-й стрелковый полк был вновь сформирован из двух батальонов морской пехоты (по 1000 человек) и Усть-Тосненского десанта (650 человек). Командиром полка был назначен подполковник Заалишвили Михаил Иванович, заместителем командира по политической части подполковник Гольц Сергей Иванович, а начальником штаба капитан Слесаренко Александр Иванович. С 26 сентября 1942 года по 8 октября 1942 года полк участвовал в форсировании Невы под Невской Дубровкой и в боях на левом берегу реки, на знаменитом «Невском пятачке».
После тяжелых кровопролитных боев 70-й стрелковой ордена Ленина дивизии 16 октября 1942 года за стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, было присвоено гвардейское звание. Дивизия стала именоваться 45-й ордена Ленина гвардейской стрелковой дивизией, а 329-й стрелковый полк был переименован в 134-й гвардейский стрелковый полк.


Рецензии