Аитовы, Айтовы

Аитовы
Айтовы
Оитовы
Этофф



***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Заит Айтов

***

В 1720 г. упоминается служилый татарин д. Майна Ногайской дороги Казанского уезда Осман мурза Алеев сын Яникеев. В 1728 г. семейства мурз Абдула Арсланова, Заита Айтова, Давыда Сулейманова детей Яникеевых вместе со своими дворовыми людьми перешли на жительство из д. Большая Елга в д. Кутема Казанского уезда (ныне
Черемшанский район Республики Татарстан)

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Аитов Абдрашит

***

Полк.
Ясачный татарин

Основной командный состав повстанцев
Оренбургской губернии
в Крестьянской войне 1773—75 гг.

; Таблица составлена Р.Р.Фазыловым

***

Абдрашит Аитов
Место рождения
д. Абдулово Бугульминского ведомства
Принадлежность
Российская империя
Годы службы
1773—1774
Звание
Полковник войск Е. Пугачева
Сражения/войны
Восстание Пугачёва

Абдрашит Аитов — участник Крестьянской войны 1773 — 1775 гг. в чине полковника.

Абдрашит Аитов родился в семье ясачных татар д. Абдулово Бугульминского ведомства.

Примкнул к восстанию Е. Пугачева в ноябре 1773 года и был одним из предводителей повстанченского движения в Башкортостане. Отряд Аитова А. действовал в районе п. Мелекеса, Тиинска, Биляр-Озера и других населенных пунктов Казанской губернии, Черемшанской крепости, Новой Закамской линии и Бугульминской слободы.

В феврале 1774 года взят в плен в бою с правительственными войсками под командованием П. Д. Мансурова около Бузулукской крепости.

Находился под следствием в Оренбургской секретной комиссии, был бит кнутом.

Дальнейшая судьба неизвестна.

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Абсалом Айтов

***

Так, на челобитье байрякинского (ныне с. Байряки Ютазинского р-на РТ) торгового татарина Абсалома Айтова и его 12 товарищей об отпуске их для «торгового промысла и богомолия в Турецкие области с сроком на 3 года», государственной коллегией иностранных дел было предписано не отпускать их.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Аитов Фиат Малик

***
 
02.02.1921
Челябинск
27.11.1941
Aitow Fiat
42342

Список татар, погибших в немецком плену в годы Великой Отечественной войны
http://kniga.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/16786.htm
http://peopleandwar.ru/forum/viewtopic.php?t=8227



Айтов Валей Галей

***
 
01.01.1909
Сабаси Aitow Walej
206092

Список татар, погибших в немецком плену в годы Великой Отечественной войны
http://kniga.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/16786.htm
http://peopleandwar.ru/forum/viewtopic.php?t=8227



Оитов Сагид Орстлангари

***
 
01.01.1906
Брой, район
Уфа 29.01.1942
Oitow Sagid 380861

Список татар, погибших в немецком плену в годы Великой Отечественной войны
http://kniga.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/16786.htm
http://peopleandwar.ru/forum/viewtopic.php?t=8227




Аитов Альфер Ижатович

***

01.02.1975 - 01.01.1995
Гвардии рядовой, стрелок, наводчик-оператор танка №174 (НП 9700985) 3 тб 6 ГвТП, приданного 81-му Петроковскому дважды Краснознамённому орденов Суворова, Кутузова и Б. Хмельницкого Гвардейскому мотострелковому полку.
Награждён орденьм Мужества (посмертно).

Погиб 1 января 1995 года.
Похоронен на кладбище деревни Кутлинка города Нефтекамск Республики Башкортостан.

Родился 1 февраля 1975 года в городе Нефтекамск Республики Башкортостан.
Татарин.
Холост.
Мать - Аитова Танзиля Хусаиновна, 1935 г.р.
Отец - Аитов Ижат Ахметнагимович, 1933 г.р.
Сестра - Эльвира, 1968 г.р.
Сестра - Альфия, 1960 г.р.
Родители проживают в городе Нефтекамск.
Окончив 9 классов средней школы №3 города Нефтекамск Республики Башкортостан, в 1991 году Альфер продолжил учебу в СПТУ-139, которую закончил в 1993 году.
18 декабря 1993 года Нефтекамским ОГВК был призван в ряды Вооруженных сил РФ.
Военную службу проходил в Чеченской Республике в войсковой части №61642 с января 1993 года по июль 1994 года в должности наводчика танка. Затем был переведен в войсковую часть №89554 (6 ГвТП), где проходил дальнейшую службу на той же должности.
Во время ведения боя в городе Грозном танк, в котором находился Альфер, выстрелом гранатомета был взорван.
1 января 1995 года рядовой Аитов Альфер Ижатович погиб при выполнении правительственного задания в Республике Чечня. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.
За мужество и отвагу, проявленные в боевой операции в районе г.Грозный, Указом Президента РФ награжден орденом Мужества (посмертно).
10 июня 1995 года похоронен на Городском кладбище д. Кутлинка, г. Нефтекамск.

Памяти Альфера посвящается…

Он останется живым лишь во сне.
Ничто не предвещало беды. Альфер, ушедший в армию в декабре 1993 года, писал о своей службе, по его словам, спокойной, размеренной. И накануне зловещих событии в Грозном 31 декабря 1994 года сообщил о том, что его переведут в Грузию, просил не беспокоится, если долго не будет писем. Письма на самом деле не было долгое время. Только в середине января в почтовом ящике появилось письмо от сына. И почему-то дрогнуло сердце матери, Танзили Хусаиновны, и побледнело лицо отца, Ижата Ахметнагимовича, когда они жадно пробежали глазами строчки, написанные сыном 24 декабря 1994 года: "Я в Чечне. За меня не беспокойтесь…" А в конверте - цветная фотография, снятая перед отправлением в самое пекло. Последняя...
Шестой танковый полк, в составе которого был Альфер, располагался в Моздоке, и его основной задачей была охрана дорог. Но в тот предновогодний день им вручили карту Грозного и приказали идти на штурм города. Танк, в котором ехал Альфер, замыкал колонну. Вдруг башня зацепилась за троллейбусные провода; экипаж оказался в танке, потерявшем возможность передвигаться. Начался обстрел, необходимо было прикрывать своих товарищей, охраняя улицу. Выстрел гранатомета и его точное попадание в цель все решили, - начиненный боекомплектом танк Альфера взорвался.
… Ему писали письма, собирали посылку ко дню рождения, а в это время он лежал на заснеженной усеянной трупами улице Грозного, в ста метрах от железнодорожного вокзала. Только спустя полмесяца останки погибшего Альфера увезли в Ростов-на-Дону в "поезде смерти" для опознания.
Родители Альфера узнали о случившемся от солдатских матерей, побывавших в Чечне. Начались поиски, которые продолжались 4,5 месяца...
Привезли Альфера на родную землю.
Страшно и больно, когда родителям суждено пережить смерть своих детей. Этот ужас пришлось испытать матери и отцу Альфера. 14 мая 1994 года они опустили безжизненное тело сына в еще не прогретую солнцем землю. Похоронили его по мусульманскому обряду, не было громких причитании - у всех плакала душа и сжималось в комок сердце. И словно сама природа горевала вместе со всеми по юной, безвременно ушедшей из жизни душе.
Посмертно Аитов Альфер награжден Орденом Мужества...
Прости нас, Альфер, за то, что ты так рано ушел из жизни, не успел влюбиться, не успел создать семью.
Простите нас, Танзиля апа, Ижат абый, что опять напомнили вам о погибшем сыне, снова открыли незаживающую рану. Вы никогда не сможете забыть весь этот кошмар, и еще долго сын будет приходить к вам, но только лишь во сне..
Из доклада о боевых действиях командира 2-го танкового взвода 7-й роты, лейтенанта Валуйских:
< ... > 31.12.94 наша колонна пошла в Грозный, < ... > мы вышли на перекрёсток к вокзалу, по докладу командира 3-го танкового взвода, который в составе 3-х танков следовал в порядках колонны, я понял, что танки подбиты и горят. Связь с командиром роты всё время прерывалась. Мы заняли круговую оборону на перекрёстке, по нам вели огонь из гранатомётов и стрелкового оружия. Сверху на нас упали троллейбусные провода, сразу после поворота наводчиком орудия башни, отказал стабилизатор, командирскую башенку провернуло где-то на 180 градусов и на минут 10-12 я потерял ориентировку, находясь в шоке, после того, как я пришёл в сознание, я доложил командиру роты о том, что со мной случилось, и я не в состоянии работать правой рукой. После этого командир роты на своём БМП подъехал к моему танку и вместе с моим наводчиком они вытащили меня и отвели на БМП, но я, видя, что мои механик и наводчик находятся в танке, покинул БМП и залез в свой танк, сказал командиру роты, что снова готов к бою. Он приказал следовать за ним. Связь с ним прервалась, потом запрашивать я его не стал, на основной и запасной частоте никто не отвечал. БМП сразу же оторвалось от нас, мы зашли куда-то в тупик, потом попробовали ехать по другой дороге, но снова попали в тупик. Я вышел с 2-мя танками моего взвода снова на перекрёсток и увидел там 2 наших БМП и один БТР, подполковник, находящийся на БТР сказал мне место занятия мною обороны 2-мя танками. Нас постоянно стали обстреливать из стрелкового оружия и гранатомётов, у меня на танке отказал стабилизатор, МЗ, электроспуск пулемёта, нам пришлось вылезти из танка и занимать оборону, вести огонь из НСВТ. Второй танк моего взвода [прим. от создателей сайта: 176-й] в это время прикрывал, вёл огонь из пушки и ПКТ. Вдруг из-за угла ближнего дома по нам ударили гранатомёты и подбили танк моего взвода 176-й, экипажу удалось десантироваться, распределили секторы обстрела, организовав оборону. Сзади нас была поликлиника, её обороняла бойцы со старшим лейтенантом Куц и продолжали обстреливать окна дома, из которого по нам стреляли из гранатомётов и стрелкового оружия, отдали указание на заряжание ленты НСВТ, когда патроны кончились. А новые ленты ещё не были заряжены, у меня впереди танка и справа, под прикрытием бетона, механиком, рядовой Аитов и наблюдал за домом, из которого вёлся огонь. Вдруг раздался взрыв. Нашу башню, танка 174 пробили, а секунд через 5 взорвалась боеукладка, наводчик [прим. от создателей сайта: Аитов] сильно обгорел, рядовой Кошелев, ранило осколками в ноги, остальной личный состав получил незначительные ожоги. < ... > Считаю, что рядовой Аитов, рядовой Кошелев, рядовой Халиулин, рядовой Булаценко, рядовой Кулаков - достойно проявили себя, достойны представления к правительственным наградам.

При составлении биографии была использована информация из книги памяти Республики Башкортостан, выдержки из докладов о боевых действиях офицеров танкового батальона, за что спасибо огромное Игорю Вечканову, а также непосредственную поддержку оказали Чеглинцева Алёна Викторовна и Теплова Людмила Константиновна.

http://memoriesnorth.narod.ru/bgr/aaito.html




Аитов Абдулла Галиуллович

***
 
Капитан
   
Старший командир вертолета Ми-8, родился 3.4.1953 г. в г. Куйбышев.
Татарин.
В Вооруженных Силах СССР с 15.11.71 г.
Окончил Сызранское ВВАУЛ.

В Республике Афганистан с октября 1982 г.

Принял участие в 5 боевых операциях, во время которых из бортового вооружения вертолета уничтожил 2 склада с боеприпасами и 4 огневые позиции крупнокалиберных пулеметов.
В боевой операции в Панджшерском ущелье участвовал в эвакуации личного состава с площадок, находившихся на высоте более 3000 метров.
При очередном вылете за людьми его вертолет сбили мятежники.
Тяжелораненый Аитов был эвакуирован в госпиталь, где 29.07.83 г. скончался.

За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Похоронен в селе Мочалеевка Похвистневского района Куйбышевской области.

http://www.afgan.ru/memorial/afganistan-memorial.html




Аитовы, Айтовы

***

Татарский дворянский род.

В родословной Айтовых родоначальником рода показан Олыс би.

Проживали в Бавлинском, Сабинском, Кукморском р-нах Татарстана и Сеитовском посаде Оренбурга.

В конце XVIII в. Айтовы, проживавшие в Сеитовском посаде Оренбурга и Бугульминском уезде вернули себе дворянство.

Абдулсалям (Габсалям) Айтов «за особенные услуги свои правительству во время пугачевского бунта» произведен был 12 апреля 1783 г. в подпоручики, а его сыну Рахметулле в 1785 г. при отставке был дан чин прапорщика.

Жительствовавший в Сеитовском посаде майор Айтов Мухаметшариф Рахметуллович в 1842 г. был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени, а в 1850 г. орденом Святой Анны 3- й степени.

К 1866 г. во владении обер-офицерского сына Ахметши и его брата капитана Шарифа Айтовых в Бугульминском уезде состояло 1065 дес. Удобной земли.

Одна из родословных линий рода такова:

Олыс би - Алькаш би - Альдергуш би -Байтавакель - Аксаит - Тимер - Туйкильде - Хасан – Хусаин - Аит - Габсалям - Рахметулла - Мухаметшариф - Ильяс.

Кроме того, фамилия Айтовых зафиксирована у жителей д. Старо-Аллагулово Краснослободского уезда (ныне Республика Мордовия)2.

[1] ГАОО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 3. Л. 176 об–177; ГАСО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 647. Л. 1; РГИА. Ф. 1343. Оп. 16. Д. 673. Л. 3–8; Список господ дворян, владеющих землею в Самарской губернии в 1866 году. Самара, 1867. С. 11; Новиков В.А. Сборник материалов для истории уфимского дворянства. Уфа, 1879. С. 46; Алишев С.Х. Социальная эволюция служилых татар во второй половине ХVI;ХVIII веков// Исследования по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. Казань, 1984. С. 57; Ахметзянов М. Татар шэжэрэлэре. Казан, 1995, 36 б.
[2] ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 8. Д. 203. Л. 4.

http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/aitov
https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=





Аккуска мурза Аитов сын Богданов

***

Служилые татары
Куземка Самакаев сын Богданов,
Аккуска мурза Аитов сын Богданов,
Муртаза мурза Козяков сын Янборисов,
Килмеш мурза Емашев сын Яушев,
Аюкайка Акбулатов
16 чел 1685
при дер Муллино пашня - 50 ч , сенные покосы - 50 к идр угодья (каждому)

Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв.
Насыров, Рафик Гумерович



Айтовы

***

В 1740-х гг. в окрестностях Оренбурга казанскими ясачными и служилыми
татарами во главе с Сеитом Айтовым сыном Хаялиным была основана Сеитова (Каргалинская) слобода.

***

Известны владельцы казанских мыловаренных заводов потомки князей
Замановых Даут и Исхак Айтовы. Купцы Хузясеитовы владели кумачными и
кожевенными мануфактурами в д. Служилая Ура Царевококшайского уезда
(ныне с. Ура Балтасинского р-на РТ).

***

Князь Исай Заманов отличился во время крестьянской войны 1773-1775 гг. и за свои заслуги получил от императрицы Екатерины золотую медаль на андреевской ленте.

Его сын Ахмет награжден медалями.

Потомками князей Замановых являются крупные торговцы – владельцы мыловаренных заводов в Казани Даут и Исхак Айтовы.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=






Мукай Айтов сын Байкеев

***

Такого же рода грамота была выдана беглому крестьянину Надыру Маметову в 1704 г. казанским мурзой Мукаем Айтовым сыном Байкеевым.

От служилых татар к татарскому дворянству / Габдуллин, Ильдус Рашитович- М., 2006. - 320 с.
https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Аитов Давид Александрович

***

(1852, Оренбург — 1933) — русский революционер.

Закончив Оренбургскую военную гимназию, поступил в 1872 г. в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, где сблизился с революционерами С. Кравчинским, Л. Шишко, пропагандировал идеи «крестьянской революции», участвовал (с марта 1874 г.) в «хождении в народ». Агитируя в Орловской губернии, познакомился с Александром Маликовым и усвоил его революционную религию богочеловечества. Был арестован и признан виновным на Процессе 193-х. В 1878 г. выслан в Оренбург под надзор полиции, в 1879 г. бежал за границу.

В записках Льва Тихомирова, написанных уже после превращения Тихомирова из народовольца в ультрамонархиста, об Аитове говорится:

Это был очень своеобразный человек. Родом он был татарин и по вере магометанин, хотя, пройдя интеллигентскую школу, в конце концов утратил всякую веру. Крепче у него оказалась нравственная выправка, полученная в семье. Его отец, очень уважаемый в своей татарской среде, был в то же время русским патриотом, то есть заботился о том, чтобы сблизить свой народ с Россией и сделать его причастным общерусской культуре. Он состоял на государственной службе и каким-то образом причислен к дворянству. Правительству он оказывал крупные услуги по рассеянию разных недоумений, кажется, в киргизской степи. В нравственном отношении это был человек чрезвычайной чистоты и свои добрые качества передал сыну. Давид Аитов, превосходный человек в частной жизни, именно поэтому совсем не годился для политики. Ему органически противны были всякое насилие и всякая ложь. Можно удивляться, как он все-таки был захвачен революционным движением в народ, но участие его было незначительно, так что по «процессу 193-х» ему было вменено в наказание предварительное заключение. Не знаю, почему, очутившись на полной свободе, он не захотел оставаться в России и уехал за границу. Вероятно, политические страсти, все более разгоравшиеся в России, делали для него неприятной жизнь на родине. Осевши во Франции, он нашел себе работу и зажил по своему вкусу — тихо, мирно, в труде и семейных заботах, так как он тут же, в Париже, и женился. По этому случаю ему пришлось переменить веру, чтобы иметь возможность обвенчаться, и сделал он это очень оригинально.

В Париже Аитов сотрудничал с французскими издательствами, в 1910—1917 гг. был казначеем основанного Верой Фигнер Парижского комитета помощи политкаторжанам в России, а также казначеем парижской Тургеневской библиотеки. После Февральской революции работал в российском консульстве.

Дочь Аитова — французская пианистка Ирен Аитофф.




Аитов Владимир Давидович

***


фр. Vladimir A;toff

Дата рождения
5 августа 1879
Место рождения
Париж
Дата смерти
9 сентября 1963 (84 года)
Место смерти
Париж
Страна
Франция
Род деятельности
медицина
Отец
Аитов, Давид Александрович
Награды и премии
Кавалер ордена Почётного легиона

Кавалер ордена Почётного легиона
Олимпийские награды
Регби
Золото
Париж 1900 Регби

Влади;мир Дави;дович Аи;тов (1879—1963) — доктор медицины, видный деятель русского масонства во Франции.

Родился в семье Давида (Дауда) Александровича Аитова (1854—1933), казанского татарина, участника «хождения в народ», политэмигранта, географа, будущего генерального консула Временного правительства во Франции.

В. Д. Аитов в юности занимался регби, в 1900 году получил золотую медаль на Олимпийских играх в Париже[1]. По образованию — врач, доктор медицины Парижского университета.

В 1905 году был назначен врачом французской больницы в Петербурге. Сдал экзамен при Военно-медицинской академии, чтобы получить возможность практиковать в России.

В 1910 году врач, в 1912 году — заведующий терапевтическим отделением французской больницы св. Марии Магдалины в Петербурге, где работал по 1916 год.

В 1916 году прикомандирован к французской военной миссии, руководил отделением французского госпиталя в Петрограде.

В 1918 году вместе с французской военной миссией возвратился во Францию.

В ноябре 1920 году стал одним из создателей организационного комитета помощи беженцам из Крыма при Красном Кресте. Специалист по внутренним болезням, практиковал в Париже.

В 1923 году вошёл в комитет только образованной Лиги борьбы с антисемитизмом. Работал также в амбулатории Российского общества Красного Креста (старая организация), с октября 1934 года — амбулатории имени В. И. Тёмкина. Оказывал больным безвозмездную помощь. Казначей Русского сообщества интеллектуального сотрудничества. Член Объединения русских врачей за границей. Многолетний член правления Общества русских врачей имени Мечникова. Один из организаторов «Русского госпиталя», где работали известные русские медики.

В 1927 году практиковал для членов Кассы взаимопомощи русских рабочих.

В 1928 году член Объединённого комитета инженерных и технических организаций.

Во время оккупации Франции фашистами депортирован в лагерь Бухенвальд, затем содержался в лагере Лангенштейн. Долгое время содержался в Освенциме, выкорчёвывал пни, переносил тяжести. Освобождён из лагеря Альдерштадт, весил при этом всего 34 килограмма.

В мае 1945 года на американском самолёте доставлен в Париж. С 1946 года член правления Содружества русских добровольцев, партизан и участников Сопротивления, где делал доклад о «Деле Музея человека».

В 1947 году, после слияния ряда организаций, вошёл в правление Содружества участников Сопротивления русского происхождения во Франции. В 1946 году принял православие (ранее, с 1905 года числился протестантом); в 1963 году член приходского совета Галлиполийского храма. Кавалер Ордена Почётного легиона. Вместе с женой, Маргаритой Николаевной Бернштейн (1876—1969) занимался благотворительностью (доктор медицины, ранее была женой М. С. Маргулиеса). Мемуарист, оставил воспоминания о Г. Б. Слиозберге.

Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже[2].

Участие в масонстве

Посвящён в масонство по рекомендации Л. Д. Кандаурова 17 июня 1919 года в парижской ложе «Космос» № 343 (Великая ложа Франции). Член-основатель русской ложи «Астрея № 500» (ВЛФ)[3], её досточтимый мастер в 1925—1926 годах, с 1927 года почётный досточтимый мастер[4].

В 1926 году — председатель Временного комитета русского масонства (прообраз великой ложи в изгнании).

В 1932 году стал членом-основателем другой русской парижской ложи — «Лотос» № 638 (ВЛФ). Со дня основания этой ложи по 1934 год её досточтимый мастер, затем занимал в ложе должности: первого стража, знаменосца, оратора. Почётный досточтимый мастер с 1957 года. Собрания ложи «Лотос» часто проходили на его квартире, член ложи до кончины[5].

Посвящён в высшие степени Древнего и принятого шотландского устава во французских организациях дополнительных степеней, масон 33° с 1927 года. Входил во все русские парижские масонские мастерские высших степеней, казначей консистории «Россия» (32°) и Русского совета 33 степени ДПШУ[6].

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_



Ирен Аитофф

***

Ирен Аитофф (фр. Irne Atoff; 30 июля 1904, Сен-Каст, Бретань — 5 июня 2006, Париж) — французская пианистка русского происхождения. Дочь Генерального консула Временного правительства во Франции Давида Аитова, сводная сестра французского регбиста Владимира Аитофф.

Окончила Парижскую консерваторию в 1928 г. На протяжении более чем 70 лет выступала как аккомпаниатор и репетитор с самыми разными исполнителями и музыкальными коллективами — от исполнительницы шансона Иветты Гильбер до Герберта фон Караяна, пригласившего Аитофф в качестве репетитора для постановки оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в 1962—1963 гг. в Вене и Берлине (Аитофф славилась тем, что знала наизусть все партии этой оперы и целого ряда других сложных произведений); в 1996 г. таким же образом 92-летняя Аитофф ассистировала при постановке той же оперы в Лилле Жан-Клоду Казадезюсу. Из других постановок, в работе над которыми участвовала Аитофф, можно выделить оперу «Женитьба Фигаро» в Версале, поставленную Джорджо Стрелером и Джорджем Шолти (1973). В рамках академического репертуара Аитофф аккомпанировала таким певцам и певицам как Ноэми Перуджа, Эрнст Хефлигер, Габриэль Бакье, Тереса Берганса. На протяжении всей жизни Аитофф преимущественно оставалась вне общественного внимания, однако в 1998 г. довольно широкий интерес к ней был вызван посвящённым ей фильмом Доминика Делуша «Irne Atoff, la grande Mademoiselle».



Этофф Владимир

*** 

Олимпийские награды
Регби
Золото 1900 Регби

Владимир Аитофф (фр. Wladimir Atoff; 5 августа 1879 — 6 сентября 1963) — французский регбист, чемпион летних Олимпийских игр 1900. Сын русского революционера-эмигранта Давида Аитова, сводный брат пианистки Ирины Аитофф.

На Играх Аитофф входил в сборную Франции по регби, которая, обыграв Германию и Великобританию, стала победительницей турнира и получила золотые медали.

АИТОВ ВЛАДИМИР ДАВЫДОВИЧ 1879-1963. Сын генерального консула во Франции Д.А.Аитова, уроженец Парижа, доктор медицины, врач французской больницы в Санкт-Петербурге (с 1905), в 1918 с французской военной миссией вернулся в Париж, член правления Общества русских врачей имени Мечникова, масон 33-й степени (с 1927), член-основатель лож "Астрея" и "Лотос", после оккупации Парижа немецкими войсками депортирован в Бухенвальд, освобожден американцами в 1945.

Консул, масон, пианистка

***

Ирину Аитову, «Ирен Аитофф», французы наградили летучим прозвищем la grande Mademoiselle. Так когда-то прозвали кузину короля Людовика XIV, Анну-Марию Луизу Орлеанскую, герцогиню Монпансье, незамужнюю, но очень активную участницу «Фронды», гражданской войны XVII века, с порога отметавшую предложения руки и сердца европейских принцев крови и требовавшую от августейшего братца признания за ней права на мезальянс. Так сказать, определили масштаб личности «девицы».
 
«Ирен Аитофф», более 70 лет выступавшая аккомпаниатором и репетитором исполнителей и коллективов, прославилась тем, что ассистировала Герберту фон Карояну, Жан-Клоду Казадезюсу, Джорджо Стрелеру, Джорджу Шолти, которые ставили на самых знаменитых сценах Европы оперные спектакли. Она знала наизусть все партии многих шедевров и была незаменимой помощницей мэтров. Они знали ей цену. Когда Клод Делуш, отдавший много сил популяризации во Франции и Европе классического русского балета, его звезд Плисецкой, Васильева, Максимовой, снял документальный фильм «Irne Atoff, la grande Mademoiselle», маленькая седая женщина обрела должную известность в стране и мире, получила заслуженное признание, которым и пользовалась до самой кончины, последовавшей совсем недавно - в 2006 году. Включена она и в списки самых знаменитых татар мира.
 
Ее единокровному брату Владимиру Аитову (Этофф) повезло несколько меньше. В справочниках он значится главным образом как французский регбист, член сборной Франции, обыгравшей немцев в финале Олимпиады 1900 года. Что довольно странно для человека, не написавшего в мемуарах ни странички о своем героическом спортивном прошлом, зато четыре десятилетия бывшего на виду в русской эмигрантской общине Парижа, именно - масонском сообществе, международные связи которого простирались по всему миру. «Досточтимый» мастер высокой степени Посвящения, 33-го градуса, господин Казначей - так его называли.
 
А вот отец Владимира и Ирины - тот вошел во все анналы революционной истории, в мемуары главных народовольцев и даже в историю русской дипломатии. Очень своеобразный и заметный был человек. Дауд, Давид Аитов, родился в исконной мусульманской татарской семье. Отец его, дворянин и офицер, выполнял важные поручения правительства в киргизской степи, предупреждал осложнения в отношениях кочевников и администрации. И направил обоих своих сыновей, Дауда и Ильяса, по военной стезе. Юноши закончили курс военной гимназии и поступили в военные училища. Дауд-Давид какое-то время проучился в Михайловском артиллерийском. Там попал под влияние знаменитого впоследствии Степняка-Кравчинского, вступил в «кружок артиллеристов». С этого началась очень своеобразная биография этого человека.
 
«Богочеловеки»

В столичном Петербурге существовала в конце 60-х гг. XIX века группа молодых людей, называвших себя чайковцами. «Не марксисты, не славянофилы, а самодельный, на русской почве выросший, рыцарский орден», - вспоминал их лидер Николай Чайковский. Назначение ордена было вполне классическим: «открыть народу какую-то правду и тем произвести социальное чудо». Всякое чудо, а особенно социальное, имеет перед собой культурные образцы, которым и следует. Сначала группа стала известна полицейским агентам под названием «книжного кружка». Среди книг, которые вместе читали молодые люди, ища в них нужную народу «правду», были Вольтер и Маркс, Чернышевский и Щапов. В чтении принимали участие цареубийца Софья Перовская, «отец анархии» князь Петр Кропоткин и другие будущие лидеры. Чтобы произвести чудо, нужны, однако, более действенные приемы работы над собой.
 
Между тем члены «книжного кружка» поселились в 1871 году утопической коммуной под Питером, на Охте. Их было 12 мужчин и 5 женщин. Жили люди разного пола порознь, но женщины одевались в мужскую одежду и вместе с мужчинами занимались гимнастикой. Эксперименты шли и в других областях жизни. Например, студенты жарили и ели конину и даже собак и кошек. Вообще в коммуне шел свободный поиск новых путей. Один из членов ее предполагал обнаружить главные центры общественного недовольства в инвалидных командах и публичных домах. Все имущество и заработки членов сдавались в общую кассу. Из этого кружка и началось знаменитое «хождение в народ». Одним из первых, пропагандируя среди крестьян Черниговской губернии в 1873 году, Чайковский понял: «Нужна новая религия». Последняя не заставила себя ждать, но оказалась не вполне новой.
 
Чайковский обратился в «секту христов», то есть хлыстов. Эта «новая религия» была воспринята от одного из товарищей по подпольному движению, Александра Маликова. В 1860-х годах он пытался образовать утопическую коммуну-кооператив в духе романа Чернышевского «Что делать?», выбрав для эксперимента стекольную фабрику под Калугой. Как всегда, выбор бизнеса кажется аллегоричным, без стекла не построишь Хрустального дворца. Сын крестьянина, окончивший Московский университет, Маликов был следователем под Калугой, когда его «почти внезапно охватило религиозное настроение». У него было еще много удивительных особенностей - в частности, его поддерживал реакционер и обер-прокурор Синода Победоносцев, не раз выручавший от неприятностей с полицией. Маликов участвовал и в проекте освобождения Чернышевского из Сибири. Арестованный в 1866 году, он вскоре снова появился в революционных кругах. Тут друзья его узнали, что такое мистическое перерождение. Человек и без того красноречивый, Маликов стал временами впадать в состояние, которое сам понимал как религиозный экстаз. Веру свою он называл «учение о богочеловечестве» и активно пропагандировал ее среди старых товарищей-народников.
 
«Очищенный человек во время религиозного экстаза ясно ощущает себя лишь атомом огромного вселенского организма», - проповедовал Маликов. Маленький сын его говорил, что папа у него - бог. Одни считали, что содержание этой «новой религии» было прочитано у Огюста Конта, другие понимали новую религию Маликова как вариант хлыстовства. Действительно, у хлыстов все было похоже - и экстаз, и общины, и человекобожие. Для Маликова и его последователей сочетание хлыстовских техник экстаза с контовской «религией богочеловечества» было желанным результатом.
 
Совершенно случайно община наткнулась на тот прием регулирования отношений личности к обществу и обратно, который пропагандировали американские коммунисты. Это - критика каждого всеми, на общих собраниях. Они прямо следовали примеру известного автора американского социализма Джона Нойеза. Один из участников кружка, Василий Александров, освоил и другую половину учения Нойеза. Он проповедовал «оригинальные воззрения на свободу любви», работал с женской частью кружка, считал себя «вождем и великим деятелем» и надеялся на близкий успех «неакадемической науки». Революционная карьера Александрова закончилась тем, что он присвоил общественные деньги и уехал за границу.
 
Совместная жизнь порождала ссоры из-за пустяков. Чтобы разряжать атмосферу скрытого взаимного недовольства, был введен институт исповеди. По субботам в общих собраниях все каялись, если кто сделал или помыслил что-нибудь недоброе в отношении других. Эти исповеди кончались трогательным примирением противников и взаимными лобызаниями. Но ненадолго. Грехи повторялись слишком часто, так что покаяния вскоре потеряли прелесть новизны.
 
В соответствии с русской традицией идейные разногласия чайковцев сразу же достигли крайних и даже полярных точек. Маликов и Чайковский проповедовали ненасилие как раз тогда, когда их недавние друзья и ученики повседневно практиковали прямое и жестокое насилие. Терроризм чайковцев оказался куда более известен современникам и потомкам, чем пацифизм Чайковского. Все же и эти усилия были замечены; в 1878 году о Маликове и его секте богочеловеков знали, например, во Франции. Все еще надеясь преобразовать чайковцев в религиозную общину, Маликов и Чайковский пропагандировали свою новую веру среди старых друзей. Среди них оказался и Аитов. Он не успел как следует вывариться в кружках «богочеловеков», не ездил с Маликовым в канзасские русские коммунистические колонии, откуда поселенцы разбежались, переругавшись, через два года. С Аитова хватило и первой попытки в Орловской губернии просветить темную народную массу словом Христа.
 
Ничего особенно страшного с точки зрения администрации Аитов и его товарищи натворить не успели. Они в буквальном смысле слова пошли на торговые площади с Евангелиями в руках, обличая существовавшие порядки, как безбожные, сыпля направо-налево цитатами из Писания. И угодили под арест. Почти 2 тысячи человек в России попали в тюрьму в результате «хождения в народ», за мирную пропаганду социалистических идей. Через несколько лет, к моменту судебного процесса, остались уже 193. Аитов, в общем, пострадал незначительно. Но после всего этого часть протестантов решительно шагнула на путь террора. Аитову невыносимо было жить в обстановке растущего ожесточения, разделявшего прежних товарищей, и он решился уехать из страны.
 
Другие верят в Бога, он верил в облака

Сказать, что Аитов верил в Бога, довольно трудно. Интеллигентские прения и «практики» выбили из него зачатки вероучения. Зато определенно у него сохранилась здоровая нравственная выправка, полученная от отца в семье.
 
Осевши во Франции, он нашел себе работу в картографическом издательстве (образование артиллериста помогло) и зажил по своему вкусу - тихо, мирно, в труде и семейных заботах, так как он тут же, в Париже, и женился. По этому случаю ему пришлось переменить веру, чтобы иметь возможность обвенчаться - французы требовали церковного брака, - и сделал он это очень оригинально.
 
Он отправился сначала к парижскому православному священнику и объяснил, что желает перейти из магометанства в православие. Священник был очень рад и стал было рассказывать о сущности христианской веры, но Давид его моментально разочаровал. Он заявил, что желает быть только зачисленным в православные для возможности жениться, но не верит не только в христианские догматы, но даже в существование Бога и что креститься он тоже не хочет, потому что ему при этом обряде пришлось бы лгать на каждом шагу и словом, и делом. Изумленный священник ответил, что и он тоже честный человек и не может записать в христиане такого ярого атеиста. Давид попробовал счастья у католического священника и от него получил такой же ответ. Он отправился к протестантскому пастору, тот, хотя готов был как-нибудь упростить для него крещение, все-таки не счел возможным зачислять в христиане человека, который даже не притворяется, не молчит, а прямо заявляет, что не верит в Бога. Таким образом, положение Давида оказалось безвыходным. Нужно церковно венчаться, а зачислить его христианином никто не хочет. На выручку ему пришел какой-то знакомый, который посоветовал сходить еще к предстоятелю какой-то американской секты, чрезвычайно снисходительной к верованиям своих членов. Тут, наконец, его дело устроилось.
 
Этот сектантский священник, выслушав заявление Аитова о его полном неверии, спросил его:
- Да почему же вы думаете, что не верите в Бога? Может быть, вы ошибаетесь?
Давид отвечал, что он нисколько не ошибается, а вполне отчетливо сознает, что не верит в Бога.
- Расскажите мне, пожалуйста, вашу жизнь, - сказал священник, - я хотел бы знать, какие мотивы вообще руководили вашими поступками.
Давид начал рассказывать, а священник переспрашивал подробно и, выслушавши это длинное повествование, вынес такое решение.
- Ну, - сказал он, - я теперь совершенно убедился, что вы вполне заблуждаетесь, считая себя неверующим. Это ошибка разума, это неумение ваше вникнуть в свою душу. Я вижу, что вы всю жизнь, как немногие, поступали по учению Христа и по тем вдохновениям, какие дает нам Дух Божий. Вы, следовательно, жили во Христе, и я могу по чистой совести признать вас христианином.
- Ну, - ответил Аитов, - я с вами не спорю, не опровергаю ваших рассуждений, а только все же повторяю, что не верю в Бога. Но как же быть с крещением?
- О, в этом отношении я легко могу вас уволить от обрядности и просто заявляю вам, что вы крещаетесь во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Так Давид Аиов стал христианином и в качестве протестанта какой-то секты мог обвенчаться со своей православной невестой.
 
Одно время он мало знался с эмигрантами и не входил в их дела. Но потом постепенно уступил просьбам своих прежних товарищей, занял пост казначея в комитете, защищавшем интересы русских эмигрантов, совсем не знавших порядки Франции, ведал кассой Тургеневской библиотеки. Он стал видной общественной фигурой. С ним считались власти,и когда он за кого-либо ходатайствовал, ему обыкновенно шли навстречу. Давид Аитов был человек честный и глубоко порядочный. Неудивительно, что он приобрел связи и знакомства в самых разных кругах общества и правительства. Про русских в Париже и говорить нечего. Егор Лазарев, которого он однажды спас от французской тюрьмы, впоследствии был лейб-медиком австрийской императрицы, стал хозяином одного из самых модных европейских курортов.
 
Неудивительно, что,когда царские дипломаты в феврале 17-го года подали в отставку, Аитов занял должность генерального консула России в Париже. Его старые революционные заслуги, личные знакомства в этой среде, а главное, репутация в стране пребывания, в конце онцов сделали эмигранта и глубоко приватного человека крупным общественным деятелем. Да и потом, практически все авторитетные социалисты, вошедшие во Временное правительство, знали и уважали его с очень старых времен.
 
Дети у него воспитывались в любви к России и были настроены очень патриотически. Однажды в школе учащимся было задано сочинение на тему «Мое отечество». Девочка написала по этому случаю очерк «Россия», в котором, между прочим, обрисовала в самых теплых красках личность «своего Императора». Учитель был очень удивлен таким исполнением темы и сказал, что нужно было обрисовать Францию и республику. Но девочка горячо заспорила, утверждая, что ее отечество не Франция, а Россия и что в ее отечестве нет республики, а есть великий самодержавный Царь. Правда, что в эти времена ореол России чуть не с каждым месяцем сиял все ярче по всей Европе. В самой Франции тогда появилась своеобразная переделка «Марсельезы»: Выпьем, дети Отечества, за Россию, за Царя, за противников тирании Александра и его низкопоклонников.
 
Галерея масонских портретов
 
Сын его Владимир никакого религиозного воспитания не получил. Родился в Париже и, разумеется, не был крещен отцом-атеистом. Но когда в 26 лет  он был назначен врачом Французской больницы в Петербурге и возникла необходимость указать в паспорте вероисповедание (для получения вида на жительство в столице без рассмотрения вопроса в отдельном порядке), ему пришлось в известной мере повторить отцовское приключение с приобретением религиозной принадлежности.
 
Один из приятелей его отца был близок к пастору Вагнеру, стоявшему в то время во главе Французской реформатской церкви. Давид Александрович объяснил дело Вагнеру, прося его принять молодого доктора. Пастор Вагнер после такой просьбы принял очень любезно и, выразив надежду, что, наверное, у Владимира будет в России интересная и полезная жизнь, спросил: «Скажите, вы верите в Бога?» Тот без заминки ответил: «Нет, не верю». Повисла тяжелая пауза. Наконец, с удрученным выражением лица Вагнер сказал: «В Бога вы не верите, а Евангелие читали?» Гость ответил: «Да, читал». «Так что вам известно, - продолжал пастор, - что такое христианская мораль?» «Конечно». После этого Вагнер поднялся с места, взял с особого стола толстую книгу, положил ее перед молодым человеком  и сказал: «Положите вашу правую руку над Евангелием и дайте мне честное слово, что будете всю жизнь подчиняться христианской морали». Аитов дал честное слово. Тогда Вагнер подписал бумагу, в которой было сказано, что предъявитель ее принадлежит к протестантской церкви.
 
Возвратясь в Париж с французской военной миссией, к которой он был прикомандирован, Владимир познакомился с Леонтием Кандауровым, занимавшим должность помощника его отца, русского генерального консула во Франции. Масонство захватило тогда различные политические течения - от либералов до большевиков включительно. К масонам в той или иной степени принадлежали, с ними общались, имели дела все лидеры социалистов и коммунистов. К моменту революции 1917 года были организованы и военные ложи, собиравшиеся во дворце графа Орлова-Давыдова. Один из высших членов «Великого Востока Франции» барон Сеншоль, которому было поручено организовывать масонство в России, воскликнул: «Если бы Царь увидел список русских масонов, то он нашел бы в нем имена лиц, очень близко к нему стоящих». Заговором руководил конспиративный центр, который возник еще в 1915 году. Это была знаменитая масонская «пятерка», в составе Ефремова, Керенского, Коновалова, Терещенко и Некрасова. Временное правительство во главе с князем Львовым было намечено еще в апреле 1916 года.
 
К слову сказать, зампред Госдумы Некрасов отлично чувствовал себя на советской территории. У большевиков он шел в гору - сначала в потребсоюзах Башкирии, а потом и в Татпотребкооперации. Когда его все-таки арестовали и посадили в тюрьму, то следователи, а затем и сам Дзержинский уделили ему первостепенное внимание. В результате масона выпустили на свободу, и он замечательно устроился в советской действительности. Даже в пятидесятые годы Керенский и Кускова отказывались оглашать полные списки масонов России из боязни «затронуть» чьи-то имена из партийной верхушки Советского Союза.
 
Собственно, весь смысл «обращения» в масоны сына консула Аитова и состоял в желании включить в свой круг возможно больше людей, причастных к власти. Для Владимира, сдружившегося в Петербурге с академиком Павловым, было лестно погрузиться в новый для него мир таинственных ритуалов, действие которых он сравнивал с условными рефлексами физиологии, возбуждающими и бодрящими жизненные силы организма. Польза новых знакомств среди парижской русской колонии тоже не вызывала сомнений: за каждой фамилией были состояние, литературное имя, крупный чин, выдающееся родство - словом, блестящая перспектива для молодого рядового доктора, двигавшегося по жизни благодаря связям известного отца.
 
А когда в октябре 17-го года одни конспираторы - большевики поперли с должностей других конспираторов - кадетов и правых эсеров, придавили конкурентов железной пятой, возникла мысль о соединении масонов, оказавшихся за границей. В 1922 году в этом новом комитете Владимир Аитов занимал почетный и ответственный пост казначея.
 
С самого начала работы Временного масонского комитета в Париже туда проникли агенты ЧК, контролировавшие деятельность этого тайного политического центра. Чекисты выступали не против развития заграничного масонства, а пытались воздействовать на него, чтобы придать ему нужное направление. Римско-католическая церковь, жаловались масоны, тоже руководит нравственно и материально обширной антимасонской пропагандой и возводит всякие небылицы. Правые монархисты считали их большевиками и печатали списки масонов, которых обещали при первой возможности повесить.
 
Вступление СССР в Лигу Наций в 1934 году и связанное с ним почти открытое братание лидеров европейских пацифистов-масонов и большевиков вызвало в рядах российских «вольных каменщиков» за рубежом чувство подъема. Масонская консистория России подготовила специальное обращение к масонскому конгрессу в Брюсселе, в котором говорилось, что приближается время, когда Россия будет готова для масонской деятельности, и мы должны быть организованы, чтобы немедленно приступить к ней.
 
Обострение положения в СССР, приходившие оттуда ложные слухи о скором падении Сталина будоражили российские масонские ложи за рубежом. Во второй половине тридцатых годов в Париже возникает своего рода теневое масонское правительство, которое получило скромное условное название «группа «Лицом к России». Все члены «теневого правительства» так или иначе принадлежали к старым революционерам с длительным масонским стажем и высокой степенью посвящения, все они ранее работали в различных государственных структурах. Весь «аппарат» парижского масонства, в том числе казначей Владимир Аитов, был снова на виду.
 
Члены «теневого правительства» провели несколько заседаний, на которых обсуждались общеполитические вопросы и разрабатывались планы активизации масонского проникновения в Россию. Их замыслам не суждено было сбыться, на сцене появилась куда более серьезная сила - западноевропейский фашизм. Погибло имущество «храмов», кассы масонов были разорены, люди рассеяны, но масонский дух оказался целым, живым... Масоны собирались на квартире бывшего нефтепромышленника Лианозова, и когда английское радио не нашло ничего лучшего, как заимствовать фамилию «Лианозов» для какого-то условного обозначения своих «эмиссий» - Лианозов то, Лианозов другое, - немедленно появились с угрожающим видом французские и оккупационные власти, допрашивая хозяина о его отношениях к этим передачам. Его, в конце концов, оставили в покое. Но позже начались обыски на квартирах видных франкмасонов и вызовы их в полицию. Затем во всех газетах пошли публикации имен всех крупных масонов. Впрочем, этим и ограничились. Но сам Аитов и многие патриотически настроенные масоны угодили в концлагерь. В Бухенвальде он провел долгие годы. На войне погиб и его сын. Но это никак, по-видимому, не сказалось на его преданности масонским делам. Он и после войны активно сотрудничал в масонских организациях, заседал в президиумах европейских конгрессов. В последние годы жизни, а умер он в 1963 году, Владимир Аитов много размышлял о спасительности мирового масонского единства для судеб человечества, о личном самосовершенствовании и необходимости уничтожения «готтентотской морали» римлян: что мне дозволено, не дозволено тебе. Жаловался на память. Определенно, в масонстве он уже воспринимал только проповедь братской любви.
Андрей КРЮЧКОВ
 







Аитов Мухотдин Насибович
Красноармеец.
1909г.р. РСФСР. Куйбышевская обл. Старо-Кулаткинский р-н. д.Бахтеевка.
Пропал без вести 08.12.1939



Аитов Муллахаз Залятдинович
Лейтенант.
1915г.р. РСФСР. Башкирская АССР. Бураевский р-н. с.Бураево.
Погиб в бою 25.02.1940




Аксенов(Аитов) Андрей

***

Капитан Аксенов, родившийся 13 декабря 1913 г. в Москве, адрес жены - Москва-112, ул. Душевская, 7-11. Был организатором 1-й Русской партизанской группы (образовавшейся из числа бывших легионеров.- М.Ч.), с которой 28 июля 1944 г. прибыл в лес около г. Ружак. Очень храбрый, он был убит в бою, героически сражаясь во главе отряда против немцев в местечке Баинс Верхне-Луарского округа (Южная Франция) 11 августа 1944 г.

http://www.kremnik.ru/node/429090

***

Но насторожились и гитлеровцы. С помощью провокатора им удалось выявить ядро подполья легионеров в Берлине и Польше. Были арестованы 12 человек, приговорены позднее к смерти и названы джалильцами. Батальон, в составе которого оказался Утяшев, немцы перебросили во Францию. Спустя несколько месяцев Утяшеву и его товарищам - Нигмату Терегулову, Андрею Аитову, Федияту Рахимову, Григорию Разяпову удалось установить контакты с местными патриотами и партизанами.

http://www.kremnik.ru/node/429090

***

Вскоре пришла очередь Утяшева и Аитова. Сняв караул в своей казарме, они ушли к партизанам вместе с 18 своими товарищами, через неделю вторая группа из 18 человек и позднее - 36 человек. Впоследствии численность отряда перевалила за сотню.
В результате действий легионеров-партизан после боя в Баинсе в августе 1944 г. отряд пополнился еще сотней бойцов.

http://www.kremnik.ru/node/429090

***

Вскоре случилось непредвиденное. Немецкое командование издает приказ о передислокации штабного батальона, где служил Николас, в Германию.
Теперь заспешили французы...
В штабе ФТПФ Николас получил последние наставления. Легионеров ждут в маки только со своим оружием. Гранаты тоже очень нужны. Последнее...
Эжен Биго, руководитель побега от французской стороны, молчит, медленно затягивается сигаретой и поднимает голубые глаза:
- Понимаешь, Николас...С твоим взводом должен уйти еще один человек. Его люди сейчас в горах. Они перейдут на нашу сторону там, в месте более благоприятном. После их побега он, как их командир, подвергнется в казарме опасности. Извини, в целях конспирации мы тоже работали с вами по системе "ячейки" и не раскрыли легионеров друг перед другом, перед тобой... Этот человек о вашей деятельности тоже ничего не знает. Возьмете его с собой?.. Хорошо. Сейчас он ждет вас в магазине, напротив казино.
Этот человек оказался Андреем Аксеновым (Аитовым).
Той же ночью Александр Николас уводит, наконец, в горы одиннадцать вооруженных легионеров и присоединяется к партизанам.
Тогда волжане сходу примут участие в боях за освобождение французских городов Баинс, Алегр и Бельво.

Айдар Сахибзадинов
Документальная повесть
http://www.netslova.ru/sahibzadinov/maki.html

***

Из доклада Амира Утяшева Август 1944 год:
"Бой (за Баинс) длился с 14. 00 до 18. 00.
Противник имел следующие потери. Были убиты 6 офицеров и 10 солдат. Трофеи: 2 ручных пулемета, 18 винтовок, 4 автомата, 3 пистолета, много гранат и боеприпасов. Во время этого боя были освобождены 22 советских военнопленных, которых немцы насильно заставляли воевать против партизан.
Наши потери: убиты командир первой группы русского партизанского отряда Капитан Аксенов Андрей (А.А.) и красноармеец Зубаиров Гязизян. Был ранен мл. л-т Заитов Анварбек и тяжело ранен (4 раза) командир 2-ой группы л-т Гриша Разяпов...
О чем и довожу до вашего сведения.
Командир 1-го русского партизанского отряда, капитан французской армии "Александр", ст. л-т Утяшев"
"Утверждаю. Подполковник (подпись - Запальский)"

Айдар Сахибзадинов
Документальная повесть
http://www.netslova.ru/sahibzadinov/maki.html




Жертвы репрессий

***

АИТОВ Асгать (Аскар) Ямалутдинович, 1891 г.р., место рожд.: Мамадышский р-н, с.Нижний Таканыш, жил там же. Татарин, 4 детей, колхозник. Арестован 24.12.37. Осужден тройкой НКВД ТАССР 6.1.38 по ст. 58-10. Приговор: 10 лет ИТЛ. Умер 4.8.43 на острове Свияжск, в ИТК-5. Реабилитирован 27.7.89.

АИТОВ Валей Фахрутдинович, 1898 г.р., жил: г.Казань, ул.Нариманова. Татарин, зав. земельным отделом, исполком Таканышского райсовета, чл. ВКП(б) с 1921 г. Осужден тройкой НКВД ТАССР 18.11.37 по ст. 58. Приговор: расстрел, заменен 29.4.38 на 3 года лишения свободы. Реабилитирован 10.12.57.

АИТОВ Газиз Садыкович, 1870 г.р., место рожд.: Сармановский р-н, с.Старый Кашир, жил: с.Новый Имян. Татарин, крестьянин-единоличник. Арестован 20.2.31. Осужден тройкой ГПУ ТАССР 27.7.31 по ст. 58-11. Приговор: 3 года концлагерей условно. Реабилитирован 4.6.70.

АИТОВ Гарей Валиуллович, 1898 г.р., место рожд.: Кайбицкий р-н, д.Салтыганово, жил: г.Казань. Татарин, капитан милиции, начальник УРКМ ТАССР. Арестован 28.9.37. Предъявлено обвинение по ст. 58-10 ч.1, 193-17а. Военным Прокурором ПриВО 8.3.39 дело прекращено за недоказанностью обвинения.

АИТОВ Ибрагим Сулейманович, 1892 г.р., место рожд.: г.Казань, жил там же. Татарин, имел сына и дочь, председатель правления общества "Взаимный кредит", нач. отдела снабжения артели слепых. Арестован 17.12.29. Осужден Коллегией ОГПУ 11.5.32 по ст. 58-10, 58-11. Приговор: 3 года концлагерей. Арестован повторно 25.12.40. Осужден Особым совещанием НКВД СССР 27.12.41 на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 12.5.60.

АИТОВ Хикматулла, 1881 г.р., место рожд.: Агрызский р-н, с.Варзи-Омга, жил там же. Татарин, 4 детей, зав. овощными складами к-за "Марс". Арестован 7.11.37. Осужден тройкой НКВД ТАССР 26.11.37 по ст. 58-10 ч.1. Приговор: 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 22.4.98.
АИТОВ Хуснутдин Шарафутдинович, 1877 г.р., место рожд.: г.Агрыз, жил там же. Татарин, крестьянин. Арестован 7.10.30. Осужден тройкой ГПУ ТАССР 30.11.30 по ст. 58-11. Приговор: 10 лет концлагерей. Реабилитирован 24.8.89.

АИТОВ Юсуф Сулейманович, 1894 г.р., место рожд.: г.Казань, жил там же, ул. Тукаевская. Татарин, 4 детей, гл. бухгалтер Казвинзавода. Арестован 8.1936. Осужден по ст. 58. Приговор: 5 лет лишения свободы в лагерях Коми АССР. Реабилитирован 22.2.56.

http://old.memo.ru/memory/kazan/kaza3.htm


Рецензии