Фотография солдата

Фронтовых фотографий у моего отца не было. У его родного брата и брата жены были, а у него – нет. Но ведь мог он случайно попасть в кадр какого-нибудь военного снимка? В интернете – масса фотографий, так почему бы не вглядеться в лица солдат!
И ведь увидела я похожее лицо! Но что самое удивительное – в подписи под снимком указывалась отцовская фамилия и название села, в котором он родился. Только вот имя другое! Однако отчество позволило предположить родство. Такое имя было у брата деда моего отца.
Солдат на снимке действительно оказался сыном того деда и приходился двоюродным дядей моему отцу, был старше его на двенадцать лет. Умерли они впоследствии в один год.
Связавшись с человеком, опубликовавшим снимок, я получила и фотографию отца солдата. Деды-братья тоже оказались очень похожими друг на друга. Близкие родственники брата деда разлетелись по стране, но знали, что тот похоронен в своем родном селе. Могилы братьев – рядышком: такова была воля деда моего отца – попросил похоронить возле брата.
Позднее в архиве я узнала, что, оказывается, в годы коллективизации братья проходили по одному делу и были осуждены по 58-й за высказывания недовольства недостатками в проведении посевной, отправлены в Вишерские лагеря. Потом одного брата с семьей сослали на Север, а второй не смог туда ехать по состоянию здоровья и был отправлен со своей семьей в другое место. Встретились братья через тридцать лет, в конце 50-х годов, когда репрессированным разрешили вернуться в родное село. А семь лет спустя они обрели постоянное место на сельском кладбище, чтобы уже никогда больше не разлучаться.


Рецензии