Иоганн Кеплер и его фантазии

                ***

1
В 1611 году великий астроном Иоганн Кеплер написал небольшой текст под названием «О шестиугольных снежинках», где попытался выяснить причину их шестиугольности. Причину он не выяснил, и при этом писал: «Далеко ли я, глупец, ушёл, если, намереваясь подарить тебе почти Ничто, почти Ничего не делая, я умудрился из этого почти Ничто сотворить почти целый мир со всем, что в нём находится? Не я ли, отправляясь затем от крохотной души самого маленького из живых существ, трижды обнаруживал душу самого большого из живых существ – земного шара – в атоме снега?» (http://ritz-btr.narod.ru/sneg.html). Под Ничто Кеплер понимает нечто очень маленькое.. Читаешь это, и какое-то онемение происходит.. Ну почему? Почему 4 века тому назад ученые могли говорить на таком языке?! Или вот например: «Пока я писал эти строки, снова пошёл снег, причём ещё пуще прежнего. Я прилежно принялся разглядывать снежинки. Все они были с прямыми лучами, но двух родов. Одни снежинки были очень маленькими, с различным числом торчащих кругом лучей, голых, лишённых опушки и полосочек и очень тонких. В центре лучи сходились к шарику несколько большей величины. Таких снежинок было больше всего. Среди них были разбросаны гораздо более редкие снежинки второго рода – шестиугольные звёздочки, ни одна из них, ни пока она падала, ни после того, как опускалась на землю, не напоминала по форме другую. Пушинки у звёздочек располагались в одной плоскости с лучами. Седьмой, более короткий луч торчал вниз, как корень, на который могли опускаться падающие снежинки, и, опустившись, держались на нем некоторое время. Это обстоятельство не ускользнуло от меня во время предыдущих моих наблюдений, но было неверно истолковано мной так, будто три диаметра, образующие остов снежинки, не лежат в одной плоскости. Поэтому то, о чём я говорил прежде, ничуть не менее близко к Ничему, чем то, о чём я поведал тебе только что» (там же).
И опять нельзя избавиться от вопроса, почему люди, занимавшиеся физикой и астрономией, могли тогда писать живописно, образно и поэтично, а сегодня они способны говорить только на языке дятлов? Сравните хотя бы языки современной химии и алхимии. Да, есть стандартное объяснение: люди просто не знали научных истин, вот и фантазировали на полную катушку. Зато теперь мы знаем. И почему только эта научная истина так скучна и выражается таким нечеловеческим языком? Неужели истине непременно нужно быть скучной? И это можно объяснить: по мере своего развития естествознание все больше устраняло из природы трансцендентный элемент, т.е. духовное начало – стоит ли удивляться, что в итоге язык такого естествознания стал бездушным? Но во времена Кеплера еще было не так, - его язык интересен и поэтичен именно потому, что Земля и весь мир, и снежинки – воспринимаются как таинство, как причастие. С такой точки зрения изучение Земли и мира – это словно причастие им, т.е. Кеплер еще мог воспринимать мир не как «объект науки», а евхаристично. Вспомним августиновское определение таинства: sacramentum est invisibilis gratiae visibilis forma (таинство есть видимая форма невидимой благодати). Вот так и физические процессы в ту пору могли восприниматься как видимые отражения невидимого духовного, как отражение замысла Творца. И потому Кеплер, отвечая на вопрос, почему пчелы строят шестиугольные соты, говорит, что «этот архетип заложен в них творцом. здесь ни при чём ни материал, ни воск, ни тельца пчёл, ни рост» (там же). По поводу снежинок он говорит таким же образом: «Шестиугольная форма снега обусловлена той же причиной, что и правильные фигуры, а также постоянные числовые соотношения, присущие растениям. Но поскольку в растениях ничто не происходит без ведома высшего разума (не того, который проявляется в логических умозаключениях, а того, что первоначально был запечатлён в замысле создателя и сохранён до наших дней чудесными свойствами природы животных), то я считаю, что и в снеге столь упорядоченная форма проявляется отнюдь не случайно» (там же). Простая мудрость: в природе есть душа – это ее предназначение, заложенное Творцом. И это позволяло говорить о природе возвышенным языком, и это не помешало Кеплеру быть одним из отцов современной астрономии..
2
Естественно, Кеплер мог интересно писать не только о форме снежинок. Например, в конце 16 века он написал научно-фантастический текст под названием «Сон, или Лунная астрономия», где за 270 лет до Жюля Верна описал полет на Луну и ее саму.. Это один из первых текстов в духе космической фантастики в истории, хотя он носит в основном и научный характер. Итак, расстояние, до Луны наш астроном определяет в 50000 германских миль, - учитывая, что германская миля считалась 1/15 от градуса меридиана (т.е. 7,42 км), это примерно 371000км, т.е. фактически совпадает с нынешним расстоянием. Однако истинных масштабов вселенной Кеплер еще не знает: в «Сокращении коперниканской астрономии» он выводит, что радиус земной орбиты – это примерно 1/20000 от радиуса сферы неподвижных звезд (стало быть, он не верит в бесконечную вселенную Галилея, и продолжает отстаивать средневековую идею о сфере звезд, как и Коперник). Стало быть, радиус вселенной Кеплера, если следовать нынешним измерениям расстояний, – «всего лишь» 3трлн. км, это в десять раз меньше размеров Солнечной системы, если верить астрономам 21 века.. Это даже в 3 раза меньше светового года (Кеплер, конечно, не знал этого!). Таким образом, мир представлялся Кеплеру примерно в 150млрд раз меньше, чем мы считаем сегодня. Но даже этот мир невообразимо больше мира античности и средних веков. И как средние века не могли вместить вселенную раннего Нового времени, так и вселенная Кеплера не вместила бы нынешнюю..
Но вернемся к путешествию на Луну. Конечно, у Кеплера люди не летят к Луне с помощью технических приспособлений, как у Жюля Верна. Нет, их переносят духи. Вполне мистично, хотя по-видимому у немецкого астронома духи в данном случае – не ангелы и не бесы, а скорее духи познания. За четыре часа люди добираются с помощью духов до Луны (для сравнения: героям Верна понадобилось 97 часов 20 минут), т.е. скорость их передвижения получается равной 25,7 км/с – как раз сопоставимой со скоростью космических полетов! Умиляет такая рекомендация Кеплера: «Всякий раз отправление действует на человека подобно сильнейшему удару, поскольку он ощущает такой толчок, будто им выстрелили из пушки (интересно, читал ли это место Верн? – К.М.)и он летит через горы и моря. Поэтому прежде чем отправляться в путешествие, человека необходимо усыпить наркотиками и опиумом. Все члены тела надлежит расположить так, чтобы туловище не оторвалось от зада, а голова от туловища и удар распределился по всем членам» (http://www.astro-cabinet.ru/library/Kepler/Tab_2.htm). Нелегкое это дело, путешествовать на Луну 400лет назад, да еще с помощью духов, - без опиума, выходит, не обойтись.. Далее Кеплер описывает условия на самой Луне (все это в общих чертах, и часто не противоречит современной астрономии). Самое интересно начинается, когда Кеплер пытается описать Землю (у него она называется Вольва) как бы извне, как она видна с Луны. И это за 370лет до Нила Армстронга! Конечно, картографы описывали Землю «как бы извне», но во так – смог только Кеплер.. Читаем: «Если рассматривать ее верхнюю, северную часть, то Вольва, вообще говоря, представляется состоящей из двух половин. Одна из них более темная и покрыта пятнами, почти слившимися в одно большое пятно, другая чуть более светлая. Между обеими половинками пролетает разделяющий их яркий пояс, расположенный несколько к северу. Форма пятна с трудом поддается описанию. С восточной стороны оно напоминает профиль отсеченной человеческой головы, наклонившейся, чтобы поцеловать девушку в длинном платье, которая, протянув назад руку, манит к себе бегущую кошку. Однако основная, более обширная часть пятна бесформенная и простирается на запад. На другой половине Вольвы светлые участки занимают больше места, чем темное пятно. По форме оно напоминает колокол, висящий на веревке и отклоненный к западу. Все, что лежит выше и ниже, по форме не сравнимо ни с чем» (там же). Вот попробуйте угадать, какие материки или страны имеются в виду! Кажется, что Землю действительно описывает – знакомый с некоторыми земными понятиями, но инопланетянин, т.е., вероятно, житель Луны?
К счастью для нас, Кеплер оставил примечания к своему труду. Кроме того, благодаря картографии того времени, мы все-таки можем найти «подсказки». Итак, землянин начала 17 века оказался на Луне, и смотрит на Землю. Что он видит? Реальную Землю? Но она была еще неизвестна в ту пору. Он видит свое представление о ней. Но ведь также и с Луной – Кеплер имел только те представления о Луне, которые мог получить только благодаря зрительным наблюдениям, а затем и наблюдениям в телескоп. Т.е. этот воображаемый землянин, стоя на воображаемой Луне, смотрит на воображаемую Землю. Как же расшифровать этот вид Земли, этот иероглиф Земли Кеплера? Две половины Вольвы-Земли – это Старый и Новый свет. В Старый включается Европа, Азия и Африка, а в Новый – обе Америки. Кеплер не забывает упомянуть, что «Магелланова область, занимающая значительную часть южного полушария, неизвестна и, как полагают, представляет собой единый континент, простирающийся в оба полушария, как в Новый, так и в Старый Свет» (там же). Речь, как мы понимаем, идет о неведомом южном материке, который тогда изображали на всех картах, и которого на самом деле не оказалось, ибо реальная Антарктида заметно меньше, и является ледяным щитом, лежащим на архипелаге островов. Так что лунный зритель Земли у Кеплера видит воображаемый материк тогдашней географии.. Любопытно, что в примечаниях Кеплер пространно рассуждает, что земные моря и океаны должны быть темными, а суша – светлой. Кеплер упоминает, что так научил его Галилей. Разумеется, он убежден, что на Луне есть атмосфера, и ее темные участки – это моря, и светлые – это горы и т.д. При этом автор в примечаниях корит себя за то, что в момент написания данного текста он считал, что суша темнее воды.. Поэтому тогда, в 1593, он считает более светлым полушарием – Америку, которая «отличается большей протяженностью просторов как внутреннего, так и внешнего океанов, сдавивших середину Америки в узкий перешеек и как бы удушивших ее». Весьма живописно.. Пятна, слившиеся в одно большое пятно – это Европа с Азией и Африкой. Яркий пояс, разделяющий Америки и остальную сушу, - конечно, Атлантический океан с его продолжением в Северном Ледовитом. Дальнейшая картина Кеплера предполагает очередную загадку: «с восточной стороны оно напоминает профиль отсеченной человеческой головы, наклонившейся, чтобы поцеловать девушку в длинном платье, которая, протянув назад руку, манит к себе бегущую кошку». Отсеченная голова – это Африка, девушка  - это Европа, ибо на части карт того времени (скажем, у немца Генриха Бюнтинга) Европа изображалась как раз в виде девы с короной (корону обычно символизировала Испания). Разумеется, низ платья девушки включал Московию, области Черного моря и мифическую Тартарию. Протянутая назад рука девушки означает не что иное, как Британию. А вот бегущая кошка, которую манит к себе девушка – это Скандинавия. Странно, ведь Скандинавию чаще сравнивают с собакой.. Что же касается колокола, висящего на веревке, то немецкий астроном имеет в виду Южную Америку и панамский перешеек. Северную Америку и предполагавшийся тогда гигантский южный континент, призванный «уравновесить» массивы суши в Северном полушарии, - автор считает не сравнимыми по форме ни с чем..

3
Любопытно, что Кеплер считает, будто вся Луна изрыта гротами и пещерами. Он соглашается с Галилеем, что в Луне есть многочисленные пустоты, и она подобна павлиньему хвосту. Спрашивается, зачем такие сложности? Очень просто: это делает Луну более пригодной.. для обитания селенитов! Наш астроном убежден, что об полушария Луны (Левании), как видимое (Субвольва), так и невидимое (Привольва) – обитаемы. «Все, что рождается на суше или передвигается по суше, достигает чудовищных размеров. Рост происходит быстро, но жизнь недолговечна, поскольку все тела становятся чрезмерно массивными .. на Луне живые существа напоминают по своим размерам горы.. В той же пропорции, что и размеры тел, изменяются по сравнению с нашими земными их функции, дыхание, голод, жажда, бодрствование, сон, работа и отдых» (там же). Прекрасно! Жители Луны размером с горы! Неудивительно, что они живут недолго, ибо где найти столько хлеба насущного? Впрочем, сам Кеплер для объяснения короткой продолжительности жизни у селенитов предлагает следующее объяснения, в котором фантастика вкупе с астрологией и нумерологией берут свое, что нередко у него встречается: «Мне кажется, что очень медленное (с нашей точки зрения) движение неподвижных звезд находится в таком же отношении к кратким периодам обращения отдельных планет и к нашим земным суткам, в каком человеческая жизнь находится к скромным размерам человеческого тела. Для Луны неподвижные звезды обращаются быстрее, чем Сатурн, в то время как лунный день в 30 раз длиннее нашего. Поэтому я счел необходимым наделить существа, вырастающие до гигантских размеров, непродолжительной жизнью, с тем чтобы устойчивое состояние было недостижимым и все погибало в самом расцвете» (там же). Как же живут эти огромные и несчастные из-за короткой жизни селениты? Да вот как: «они толпами разбредаются по всей своей сфере, причем каждый избирает способ передвижения в соответствии со своей природой: обладатели ног, более мощных, чем ноги наших верблюдов, передвигаются пешком, другие предпочитают лететь на крыльях, третьи плывут на лодках, неотступно следуя за отступающей водой. Если возникает необходимость задержаться на несколько дней, то обитатели Левании заползают в пещеры. Большинство обитателей умеют нырять. Поскольку все они ведут естественный образ жизни, то их дыхание очень замедленно, и поэтому они, помогая искусством природе, могут долго оставаться на дне под водой» (там же). Кажется, что речь идет прямо таки о динозаврах.
Все же, большинство обитателей Луны, как считает Кеплер, имеют змееподобную природу: «в полдень они выползают на солнце, как бы желая понежиться, но все же проделывают это лишь у входов в пещеры, чтобы в любой момент иметь возможность быстро и без помех скрыться. Многие из них, остающиеся бездыханными, и не подающие никаких признаков жизни днем по причине жары, ночью вновь оживают, по своему образу жизни они противоположны нашим мухам. Повсюду па почве разбросаны предметы, напоминающие по форме сосновые шишки. Их раковины целый день жарятся на солнцепеке, а по вечерам эти существа, так сказать, раскрывают свою тайну и вновь обретают жизнь» (там же). Стало быть, среди селенитов преобладают змеи размером с гору? А вот насчет существ, которые бездыханны днем, и покидают свои раковины-шишки только вечером и ночью, словно оживая, - Кеплер предлагает еще более фантастическую гипотезу: «О людях из Лукоморья, провинции Скифии, лежащей далеко на севере, пишут, что некоторые из них с наступлением долгой ночи умирают, а с приходом Солнца вновь воскресают и поэтому стремятся обзавестись надежными гробами, чтобы, пока душа их не вернется, с ними не случилось чего-нибудь дурного. Об этом народе повествует в своих «Исследованиях магии» Марио дель Рио» (там же). Куда же без магии, тем более в те времена.. Лукоморье в далекой северной Скифии! Русское ухо тут сразу чувствует себя как в сказке.. Люди, которые умирают и воскресают каждый день! Надо сказать, что появление жизни описывается Кеплером порой вызывающе просто: «Из смолы, сочащейся из корабельного леса под действием солнечного тепла и собирающейся в капли, рождаются утки. Позже всех других частей тела у них развивается клюв. Когда же и он окончательно сформируется, утки соскальзывают в воду. Так утверждает в своих «Экзотерических упражнениях» Скалигер .. В засушливое лето 1615 г. мне довелось видеть в Линце веточку можжевельника, принесенную с заброшенных полей на берегах озера Траун. Эта веточка породила насекомое неизвестного вида, по цвету напоминавшee рогатого жука. Передняя половина тела этого насекомого уже отделилась от веточки и медленно шевелилась, а его задняя половина, приклеенная к веточке, состояла из смолы можжевельника» (там же). Жизнь, появляющаяся из смолы – прелестно! Хотя чем это хуже известной теории Аристотеля, которого Кеплер, конечно, читал..
..Оказывается, спасение от жары на Луне возможно не обязательно путем заползания в холодные пещеры: «Спасение от жары в Субвольве приносят постоянная облачность и непрекращающиеся дожди, идущие иногда на половине или еще большей части полушария» (там же). Страна непрекращающихся дождей, наполненная гигантскими змеями, - для землян, прямо скажем, не курорт. Конечно, Кеплер как-то упускает из виду, что если в атмосфере Луны такие сплошные дождевые облака, то это должно как-то наблюдаться с Земли. Аналогично и его рассуждения о виде с Земли и о чередовании на ее поверхности темного и светлого, кажутся наивными еще и потому, что он совершенно не учитывают присутствие циклонов в земной атмосфере, а облака ведь видятся очень светлыми.. В приложении к данному сну о Луне, Кеплер приводит еще одно интересное рассуждение: «на поверхности лунного шара, если говорить о смешении возвышенностей и низменностей, господствует случай и необходимость, обусловленная свойствами вещества .. но в пятнах на Луне идеально круглая форма углублений и их расположение, или почти точное равенство расстояний между ними, не естественны, а порождены неким создающим разумом. Ведь углубление, имеющее форму идеальной окружности, невозможно произвести никаким движением элементов, если только ты не станешь утверждать, будто поверхность Луны покрыта очень глубокими песками, а под корой имеются пустоты, в которые ссыпается песок .. Ведь в пятнах на Луне преобладает влага, и если бы ей дать выход, то она утекла и осушила бы местность, в силу чего пятно стало бы белым и сияющим. Еще в меньшей степени движение элементов может породить относительное расположение большинства пятен. Из предыдущего с необходимостью следует вывод о том, что на Луне, по-видимому, имеются живые существа, наделенные (судя по тому, что они возводят столь упорядоченные сооружения) разумом. Правда, размеры их тел несравнимы с размерами гор, чуждых какому бы то ни было порядку. Впрочем, и на поверхности Земли люди не создают ни горы, ни моря .. Но на Земле люди строят города и замки, в которых без труда можно распознать порядок и искусство. Поистине дело обстоит так, будто поверхность лунного и земного шара предоставлены слепому случаю именно для того, чтобы во внесении порядка и украшении отдельных ее частей оставался простор для упражнения разума» (там же). Как видим, здесь уже Кеплер более скептически настроен по отношению к размерам селенитов – они уже не величиной с горы. Но главное в том, что перед нами, за 300лет до истерии по поводу «марсианских каналов», абсолютно тот же по сути аргумент: упорядоченность лунных пятен и их идеальная форма означают, что они созданы разумными существами. Что же, человек везде видит себя. Во времена Кеплера люди и на Землю, и на Луну – смотрели как на произведения искусства, - искусства Бога. И поэтому неудивительно, что им везде хотелось различать порядок, созданный разумом. Пусть даже разумом человека, но разве разум человека не есть отражение божественного разума?
..Фантазии Кеплера имеют продолжение и поныне. Сначала космический телескоп назвали в его честь, а затем и открытые им экзопланеты, - так что в космосе находятся уже десятки «кеплеров». И некоторые из них даже считаются «потенциально обитаемыми»: например, экзопланета Kepler-186 f в планетной системе красного карлика Kepler-186 в созвездии Лебедя, находящаяся от нас на расстоянии 492 св. года. Она располагается на расстоянии Меркурия от своей звезды и обращается вокруг нее за 130дней; освещенность на ее поверхности ниже земной; радиус ее чуть больше земного, а масса оценивается от трети до четырех земных масс. В июне 2018 года исследования показали, что Кеплер-186f может иметь сезоны и климат, подобные земным. В 2015 было объявлено об открытии экзопланеты Kepler-438 b у красного карлика Kepler-438 в созвездии Лиры, находящейся на расстоянии 470 св. лет от нас. Она считается по условиям наиболее близкой к Земле из открытых экзопланет. Однако, по исследованию учёных из Уорикского университета (Великобритания) атмосфера планеты Kepler-438b страдает от мощного излучения её звезды. Вспышки на ней происходят раз в несколько сотен суток, и они в 10 раз мощнее когда-либо зарегистрированных вспышек на Солнце. Это ставит под сомнение возможность жизни на планете. Вообще надо сказать, что в списке из 36 наиболее потенциально жизнепригодных экзопланет (конечно, учитывая, что их параметры мы знаем очень приблизительно, и они еще будут корректироваться), 16 открыты именно «Кеплером». Интересно, какие фантазии о жизни в этих мирах написал бы сам немецкий астроном?


Рецензии
Тут важно отметить то, что Кеплер фантазировал о Луне и её обитателях в то время, когда Луны, как небесного тела, подобного Земле, в научных представлениях ещё не существовало. Вот известное письмо Галилея:

«Посмеемся, мой Кеплер, великой глупости людской. Что сказать о первых философах здешней гимназии, которые с каким-то упорством аспида, несмотря на тысячекратное приглашение, не хотели даже взглянуть ни на планеты, ни на Луну, ни на телескоп. Поистине, как у того нет ушей, так и у этих глаза закрыты для света истины. Удивительно, но меня не дивит. Этот род людей думает, что философия какая-то книга, как «Энеида» или «Одиссея», истину же надо искать не в мире, не в природе, а в сличении текстов. Почему не могу посмеяться вместе с тобой? Как громко расхохотался бы ты, если бы слышал, что толковал против меня в присутствии великого герцога Пизанского первый ученый здешней гимназий, как силился он логическими аргументами как бы магическими прельщениями отозвать и удалить с неба новые планеты».

С уважением,
Виктор.

Виктор Бабинцев   17.05.2020 19:09     Заявить о нарушении
Спасибо за цитату из Галилея, она очень уместна! Приятно, когда рецензент "в теме".

Константин Матаков   17.05.2020 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.