Как создавалась вера

Великая Отечественная война соткана из множества историй, трагических и героических. В канун Дня Победы мы хотим рассказать еще одну удивительную историю о том, как вопреки всем трудностям военного времени и, казалось бы, вопреки здравому смыслу создавался Орловский театр кукол.

Еще в 1942 году в оккупированном немцами городе, появился некто Сергей Рассальский, собиравший труппу кукольников. Какие цели он преследовал нам, к сожалению, неизвестно. Однако вскоре труппа была собрана. В ее состав входили молодые люди 16-20 лет, среди них была только одна профессиональная актриса - Александра Воскресенская. Она приехала из Ленинграда в Орел еще до войны, чтобы ухаживать за больной сестрой, и не смогла вернуться домой в связи с оккупацией города. Работа в театре спасала молодых людей от угона в Германию и от общественных работ на немцев, потому они рады были работать и бесплатно. Но «хозяин», так они меж собой называли Сергея Рассальского, жалование платил всем.

Театр находился на первом этаже жилого дома, примерно там, где сейчас стоит памятник Ермолову, но репетировали часто на квартире у Александры Воскресенской. Не смотря на страх, голод и окружающую разруху, актеры кукольного театра несли своим зрителям свет и надежду, позволяя хоть не надолго отвлечься от ужасов войны. Газета «Речь», выходившая в оккупированном Орле, анонсировала все новые и новые представления. В репертуаре театра были только русские сказки: «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек». Ни разу труппа орловского театра кукол не поставила ни одного спектакля в угоду захватчикам, даже сказок братьев Гримм или Гофмана. Спектакли сопровождались живой музыкой и пением. В театре был свой оркестр струнных инструментов и хор. Кукол, декорации, свет – все делали своими руками. Напомню, все это происходило в 1942 году в разгар Великой Отечественной Войны!

Запах гари, дымящиеся развалины, сожжённые деревья, взорванные дома. Боль и страх, переходящие в жаркие объятия и слезы радости. Таким в августе 1943 года Орел встречал свое освобождение. Разгромленный, но непокоренный. В разгар этих событий, в театре кукол произошло необычное происшествие - организатор театра Сергей Рассальский просто исчез. Его дальнейшая судьба неизвестна, как и то кем был создатель орловского кукольного театра.

Военное время не терпит долгих раздумий, а потому решение о судьбе театра кукол было принято очень быстро. Уже 20 августа 1943 года у кукольного театра появился новый руководитель. Им стала Александра Воскресенская, решившая остаться в Орле навсегда. А вскоре афиша, появившаяся на старых довоенных тумбах, уже приглашала зрителей на спектакль – сказку «По щучьему велению» по пьесе Елизаветы Тараховской. Позднее Михаил Иосифович Булавко вспоминал, как из¬ - под руин, взорванных немцами домов они доставали для нового театра необходимые материалы: какую ¬то мебель, домашнюю утварь. Самую молодую актрису, 16-¬летнюю Галю Пронину, для этого опускали в щели разрушенных домов.

Казалось бы, лишь месяц назад был освобожден Орел, город мучительно приходил в себя после оккупации, совсем недалеко гремит война – а тут куклы! Разве до них сейчас? Однако многие люди, позже, уже в мирное время, вспоминали, что именно начавшиеся представления в кукольном театре, внезапно вселили веру – войны больше не будет, мир пришел навсегда.

Уже 5 сентября в городском саду зрители собрались на премьеру спектакля «По щучьему велению». Именно эту дату считают официальным днем основания Орловского кукольного театра.

Артистам часто приходилось выступать в госпиталях перед ранеными. И взрослые, прошедшие суровые военные дороги, радовались этим встречам не меньше малышей. Вот что вспоминает об этом Галина Леонидовна Пронина: «…В 1943 году театр впервые выехал на гастроли в Елец. Зал бывшего городского театра был наполовину разрушен от бомбёжек, во многих местах сорвана крыша. В том числе и над сценой, поэтому первый снег мы ощутили здесь на своих головах. Над зрительным залом тоже зияли дыры, освещалось помещение факелами из снарядов, которые очень коптили. И всё же зал был переполнен. В основном это были раненые солдаты и офицеры, а наверху, на балках висли мальчишки – наш основной зритель. Спектакль попросили показать на день раньше, потому что на следующий день подлеченные солдаты отправлялись на фронт. Под возгласы раненых: «Не робей, артисты!», началось представление. Спектакль очень понравился, нам долго аплодировали. У кого были здоровые руки, аплодировали сами, а кого одна рука была ранена, хлопали здоровой ладонью о ладонь соседа. «Спасибо вам большое, товарищи артисты. Завтра многие из нас едут на фронт. Думаю, они не забудут ваше представление, и ещё крепче будут бить фашистов!» – так сказал один старший лейтенант, прощаясь с нами».

В последующие, уже мирные годы, театр не раз менял свое месторасположение, но как и прежде дарил и вот уже 75 лет продолжает дарить, всем своим зрителям: от мала до велика, радость и надежду на светлое завтра.


Рецензии
Очень символично, что люди, восставшие из пепла, подняли на ноги и зубра... сделали быль - сказкой...

Евгений Кашкаров   12.03.2021 00:36     Заявить о нарушении