К празднику Победы. Судьба семьи

 Фронтовики не любили говорить о войне. Да и мы их не очень-то слушали. В кино показывали героев, а эти… Эти были обыкновенные мои дедушки. Но детская память странная вещь. Иногда всплывают обрывки разговоров, слова, сказанные взрослыми в твоём присутствии. Наши дедушки нас наивных и насквозь советских жалели и о многом умалчивали.

 Расскажу, что знаю про своих дедов-братьев, но повествование придётся начать с прадеда Василия Ивановича. В 1933 г. вдового отца шестерых детей тройка ОГПУ по ст. 58-10 (пропаганда и агитация к свержению…) приговорила к пяти годам лишения свободы. Из тюрьмы прадед не вернулся.
 Из родного Забайкалья деда Иннокентия с женой и двумя малолетними детьми выслали на шахты в Черемхово. В 1941 г. спец. переселенца призвали в армию. Готовили на фронт, но скоро всех шахтёров вернули в забои. Работали по 12-16 часов. Часто там и спали. Дед Кеша трудился взрывником, потом начальником динамитного склада.
 Старший сын деда Кеши - Виталий воевал с японцами. После войны работал шахтёром, горноспасателем.

 Дед Афоня закончил артиллерийское училище, и должен был попасть под Сталинград. Коротка жизнь истребителя танков. Афанасия Васильевича, как грамотного и смышлёного поставили старшим над командой, следующей на фронт. «Добрая душа» из земляков написала донос о кулацком происхождении. Выпуск ушёл на фронт без деда. Афанасия Васильевича оставили преподавать в училище. Демобилизовался в 45-ом капитаном. Имеет медали за победу над Германией и Японией.
 Получается, смерть прадеда спасла двух его сыновей. Странны выверты судьбинушки. Не знаешь: где найдёшь, где потеряешь!

 Ещё один сын Василия Ивановича - Алексей нашёл смерть в 1942 году на Орловщине под деревней Крапивна. В моём детстве об этом не рассказывали. Я узнал, пытаясь разобраться в судьбах свой семьи. Зато помню фотографию худенького подростка в тяжёлой кепке на больших ушах и значком БГТО на груди. Бабушка называла его Митей и говорила, что пропал он без вести в военное лихолетье. Я не нашёл следов Мити в военных архивах, только по книге жертв политических репрессий Читинской области выяснил, что младшего сына прадеда Василия звали Дмитрий.

 Дед Ваня войну встретил механиком-водителем 34-ки. Отступление. Старушка в какой-то безвестной деревне повесила комсомольцу Ивану образок на шею, велела не снимать. Сберёг воин образок, и образок сохранил деда — ни разу не ранило. Семь командиров танка потерял экипаж Ивана, пять машин. Выжил сибиряк и дошёл до Берлина.
 Герой и победитель вернулся домой простым ЗК в казённой телогреечке. Сурова рабоче-крестьянская власть. За празднование победы: хлеб, шнапс и музыку за счёт немецкого хозяина, отправила героя-танкиста на зону.
 Слышал я: рассказывал Иван, как счищал кишки с траков. Рассказывал об отсутствии снарядов. О боях, где всё оружие танка - гусеницы и пулемёт. Про белорусскую деревню, всех жителей которой фашисты убили и сбросили в колодцы. Про праведную ярость и решение экипажа — пленных не брать! Помню его слёзы и слова: «Вот эта злость и была наши снаряды!»

 Простите меня деды. Вы — ГЕРОИ! А те с экрана… они ненастоящие.

Всех — с праздником ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!


Рецензии
Спасибо за память, Иннокентий!
Читала Ваше... вспоминала своих...
Тоже знаю крохи. Малая была... Не у кого теперь расспросить.
С днём Победы!
С уважением!

Лилия Анна   16.05.2020 18:36     Заявить о нарушении
Юность живёт будущим, зрелость настоящим, старость, увы, прошлым. Пришло время вспомнить о минувшем и записать те крохи, что сохранились нашей памяти для детей. Они же когда-нибудь задумаются: откуда мы? Надеюсь, больше никогда и никому в нашей стране не придётся скрывать своё происхождение.
С уважением,

Иннокентий Темников   17.05.2020 02:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.