Ребёнок для себя. Часть вторая

        Часть первая.https:https:http://proza.ru/2020/05/04/868

Ведь все интересы были связаны только с мамой. Усвоила её взгляды на жизнь, дружила с друзьями мамы, любила музыку, которую слушала она.
      Привыкла к маминым предпочтениям в еде: мама любила мучное и сладкое, причём на её фигуре это практически не отражалось. Дочь, освоив кулинарию, мастерски пекла для неё не только вкусно, выбирая самые сложные в изготовлении рецепты, но и научилась украшать любое изделие, чтобы изумить Елену Станиславовну.
      А теперь это всё оказалось в жизни Зои ненужным, невостребованным. А своих интересов у неё, оказывается, и не было.
     Без мамы весь привычный мир рухнул. Прочитаешь книгу – не с кем обсудить, включишь кино – одной, без маминых комментариев, скучно просто пялиться на экран. Зачем, занимая время, подсматривать за придуманной жизнью чужих, незнакомых и неинтересных для Зои людей? Ходить одной в театр неинтересно: раньше главным в их жизни было долгое обсуждение за чаем качества пьесы, интересных режиссёрских находок, ожививших знакомый сюжет, качество оформления спектакля. Разбирали плюсы и минусы работы художника и костюмеров театра, оценивали игру актёров и многое другое.
Когда она оказывалась в гостях у знакомых, сразу чувствовала, что мамы здесь нет: ведь они всегда ходили с ней в гости вместе.
Если раньше всегда ей некогда было встретиться с подругами, то теперь оказалось, что они тоже были заняты мужьями, работой, детьми и их проблемами.
    Она теперь жалела, что у неё нет ребёнка, о котором тоже нужно заботиться. Но, раньше, когда Зоя начинала мечтать о маленьком человечке, мама всегда поджимала губы и сухо говорила:
     - Ты не понимаешь! Ребёнка воспитывать одной очень сложно! Уж я -то это знаю!
    Конечно, она знала об этом лучше всех! Ведь маленькую дочку мама растила одна, без мужа, дедушек и бабушек. Наняла няньку из деревни и содержала её, так как тётя Маруся жила вместе с ними, пока девочке не исполнилось пять лет. Зоя помнила эту тихую женщину в беленьком платочке, которая незаметно сновала по квартире, убирая, готовя, стирая и присматривая за девочкой.
Потом тётя Маруся исчезла, и мама сказала дочке, что она теперь на небесах.
    Зою пристроили в детский сад, и она была счастлива, оказавшись среди таких же, как и она ребятишек. В детсадике ей нравилось: с ребятами она быстро подружилась, отвечала на все вопросы воспитателей - память у неё была хорошая. Нянечкам помогала - ведь она многому научилась у тёти Маруси. И убрать со стола, быстро и ловко перемыв посуду, застелить постель без морщинок, подтереть пол, если кто-то из ребят опрокинет кружку. Поэтому к ней все относились очень доброжелательно и даже любили. Никогда не ругались, если мама задерживалась, и Зоя оставалась в группе последней. А когда дежурила Тамара Михайловна, которая жила этажом ниже в их же доме, Зоя шла с ней и её сыном Лёшкой по вечерним улицам. Потом пила с ними чай за круглым столом на кухне.
      Мама прибегала и забирала полусонную дочку. Иногда тащила её на руках. В гости к маминым подругам они всегда ходили вместе, даже иногда оставались на ночь. Зоя вспоминала, как сложно было уснуть в чужой квартире, где в соседней комнате пели песни и звучала музыка.  А ещё сложнее было утром понять, где находишься и отыскать туалет.
    Зоя никогда не оставалась дома в одиночестве. Только потом, когда дочь подросла, и сама приходила из школы домой. Благо, что школу видно из их окна! Сама разогревала обед, делала уроки и бежала на улицу к друзьям. У неё был строгий круг обязанностей по дому, которые нужно было обязательно выполнить. Убрать в квартире, купить хлеб, мыть посуду полить цветы на балконе и в комнатах. Мама ласково называла её своей помощницей.
    Конечно, маме одной было сложно и потом! Ведь выполнение школьных заданий требовало контроля: мама всегда смеялась, что воспитывает своё чадо по телефону. Нужно было ещё всегда исхитряться на одну зарплату одеть себя и дочку, да чтоб и не хуже других! Поэтому мама постоянно брала подработки и практически не имела свободного времени. Она вздохнула свободнее, когда дочка закончила институт и пошла работать.
    Зоя так и не вышла замуж и подруги советовали родить ребёнка «для себя». Но она всегда шутливо говорила, что в своём окружении не видит никого пригодного на роль отца. Зоина подруга Галя шутливо бросила при маме в задушевном разговоре о мужчинах и замужестве: 
    - Зойка! Плюнь на всех и роди маленького ребёночка! Тебе веселее будет! Тётя Лена ведь тебе поможет.
    Но мама разозлилась на Галю и строго отчитала её:
    - Галя! Зачем ты толкаешь подругу на безнравственный поступок? Неужели она будет соблазнять чужого мужа? А, кроме того, зачем моей дочке устраивать себе дополнительные сложности в жизни? Ребёнок – это огромная физическая нагрузка, а я в возрасте и болею. За мной тоже нужно ухаживать, а если ещё ребёнок будет у неё на руках, то Зое будет трудно справляться! Нет! Сначала я, а потом всё остальное!
     Мама тогда расстроилась до слёз! Они с Галей её с трудом успокоили. Больше Зоя идею родить ребёнка при маме никогда не озвучивала, а потом вообще выбросила из головы. Правда, подруга как-то сказала ей:
    - Странно. Твоя мама рассуждает, что родить одной не замужем безнравственно, а сама родила! Ты же отца не знаешь! Конечно, очень тяжело одной воспитывать дочь! Но ты же выросла! И ей теперь хорошо с тобой.
Но, к сожалению, мама не вечна! Неужели она не понимает, что ты ведь всё равно потом одна останешься. Можно, конечно, надеяться на счастливую встречу и великую любовь! Не обижайся, но я в этом очень сомневаюсь! А если мужчина не встретится, то тебя будет ждать одиночество до конца жизни!
     А ребёночек всегда будет с тобой. Могла бы Елена Станиславовна подумать не только о себе: взяла бы и помогла тебе с маленьким сейчас! А там, дальше, когда он подрастёт, ты и сама бы разобралась!
    Зоя, пожав плечами, ответила:
    - О чем говорить сейчас? Ребёнка у меня пока нет. А она, наверное, за жизнь столько горя хлебнула, что за меня боится!

                Часть третья:https:http://proza.ru/2020/05/12/1079


Рецензии